Пятница, 19.04.2024, 08:23
166-й гвардейский Краснознаменный авиаполк

Аэродром Сандар (Марнеули)

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость RSS
Я Летчик
Title
Гость!

Мы рады приветствовать Вас на сайте. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь!

Меню сайта
МЕНЮ ФОТО-АЛЬБОМА
Kalendar
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи

СОВЕТСКАЯ ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ НА КАВКАЗЕ В ГОДЫ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» В. В. КУШНЕРЕВ

ВОЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ.
2016. № 2(10). С.80–85 .
В. В. КУШНЕРЕВ
СОВЕТСКАЯ ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ
НА КАВКАЗЕ В ГОДЫ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»
            После окончания Великой Отечественной войны советское руководство с учетом неослабевающего внимания ряда ведущих западноевропейских стран к энергетическим ресурсам Кавказа обратило серьёзное внимание на защиту юж-ных рубежей страны. На основании приказа наркома обороны СССР от 9 июля 1945 г. «Об организации новых округов и изменении границ существующих во-енных округов» фронты преобразовывались в новые военные округа с указанием территории дислоцирования. На Северном Кавказе и Закавказье стали располагаться следующие военные округа: Донской (Ростовская, Сталинградская, Астраханские области), Ставропольский (Ставропольский край, Грозненская область, Кабардинская АССР, Северо-Осетинская АССР), Кубанский (Краснодар-ский край), Тбилисский (Грузинская ССР, Армянская ССР), Бакинский (Азербайджанская ССР, Дагестанская ССР) [3, л. 163-183]. Просуществовали они не-долго. В период с осени 1945 г. по осень 1948 г. по мере демобилизации личного состава и сокращения численности Вооруженных Сил, расформирования управ-лений армий и дивизий количество военных округов было резко сокращено. На основании постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1946 г. образован-ные на базе Закавказского фронта Тбилисский и Бакинский военные округа с 26 мая были объединены в единый Закавказский военный округ. В сентябре 1949 г. территории Дагестанской и Северо-Осетинской АССР, Грозненской области бы-ли переданы в Северокавказский военный округ.
            После войны авиация на кавказском направлении стала пополняться авиа-ционными соединениями, которые принимали участие в освобождении Европы от фашизма. Части авиационных дивизий (2-й гвардейской истребительной Сталинградской ордена Суворова; 10-й гвардейской штурмовой Воронежско-Киевской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова; 126-й истребитель-ной; 216-й Мариупольско-Берлинской ордена Ленина Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого; 236-й истребительной Львовской Краснознамённой; 259-й истребительной Городокской ордена Ленина Краснознамённой ордена Суворо-
ва; 267-й гвардейской бомбардировочной Запорожской Краснознамённой ордена Суворова; 283-й истребительной Камышинской Краснознамённой ордена Суво-рова; 309-й истребительной Смоленской Краснознамённой; 315-й истребитель-ной Рижской; 330-й истребительной Островской) перебазировались на аэродромы региона в подчинение созданных Воздушных истребительных армий ПВО (ВИА ПВО) – 21-й, 42-й и 64-й, а также 34-й Воздушной армии (ВА) [2, с. 473].
            Аббревиатуры наименований авиационных соединений и частей:
апиб – авиационный полк истребителей-бомбардировщиков
бад – бомбардировочная авиационная дивизия
бап – бомбардировочный авиационный полк
гапиб – гвардейский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков
гбап – гвардейский бомбардировочный авиационный полк
гиад – гвардейская истребительная авиационная дивизия
гиап – гвардейский истребительный авиационный полк
гтбап – гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк
зап – запасной авиационный полк
иад – истребительная авиационная дивизия
иап – истребительный авиационный полк
оаэ – отдельная авиационная эскадрилья
обап – отдельный бомбардировочный полк
овп – отдельный вертолётный полк
орап – отдельный разведывательный авиационный полк
отаэ – отдельная транспортная авиационная эскадрилья
ошап – отдельный штурмовой авиационный полк
              Позже некоторые части ВИА ПВО были передислоцированы. Так, в Турк-менистан убыла 330-я иад, а летом 1952 г. ‒ в Корею 126-я иад в составе трех полков (518-го, 676-го и 878-го) [4, л. 27]. Из них к месту постоянной дислокации вернулся только 676-й иап.
           В 1954 г. оставшиеся многочисленные авиационные войсковые части были сведены в авиационные объединения Бакинского округа ПВО (42-я ВИА ПВО), Северокавказскую армию ПВО и Закавказского военного округа (21-я ВИА ПВО, 34-я ВА ВВС).
         34-я Воздушная армия Военно-воздушных сил со штабом в г. Тбилиси в составе имела: 236-ю иад (в/ч 73844, Мериа) с 25-м иап (в/ч 45104, Ереван), 117-м иап (Ленинакан), 168-м гиап (в/ч 10287, Большие Шираки); 283-ю иад (в/ч 06941, Миха Цхакая) с 56-м иап (в/ч 42045, Миха Цхакая), 176-м иап (в/ч 42080, Миха Цхакая), 841-м гиап (в/ч 35432, Мерия); 192-ю бад (Копитнари) с 928-м бап (в/ч 55174, Копитнари), 367-м бап, 13-м гбап и отдельные полки 313-й орап (в/ч 22614, Вазиани), 882-й орап (в/ч 55028). К 1960 г. 236-я иад, 25-й иап, 56-й и 117-й гиап были расформированы.
           В середине 50-х гг. ХХ в. с развитием реактивной эпохи уязвимым штурмовикам не нашлось места в организационной структуре советских ВВС. Директивой МО СССР от 29 апреля 1956 г. № 30660 штурмовая авиация была ликви-дирована. Задачи непосредственной авиационной поддержки войск и сил флота путем уничтожения важных, главным образом малоразмерных и подвижных наземных и морских объектов в тактической и ближайшей оперативной глубине, для борьбы в воздухе с пилотируемыми и беспилотными летательными аппара-тами противника, а также для ведения воздушной разведки никто не отменял, поэтому их стал выполнять созданный в соответствие с Директивой начальника Генерального штаба ВС СССР от 17 мая 1957 г. новый род авиации – истреби-тельно-бомбардировочная авиация (ИБА).
           В Закавказском военном округе, кроме 34-й Воздушной армии, до 1960 г. организационно входила 21-я ВИА ПВО в составе: 126-й иад (в/ч 45193, Батуми) с 35-м иап (в/ч 40461, Кобулети), 982-м иап (в/ч 40501, Ново Алексеевка), 833-м иап (в/ч 43021, Миха Цхакая); 118-й гиад (бывшая 10-я гшад и расформирован-ная в 1958 г., в/ч 49782, Марнеули) с 165-м гиап (Марнеули), 166-м гиап (в/ч 10227, Марнеули), 167-м гиап (в/ч 15570, Цулукидзе).
           Бакинский округ ПВО был предназначен для прикрытия от воздушного нападения город Баку и нефтепромышленный район Апшеронского полуострова. Совместно с зенитно-ракетными частями в состав округа входили и авиационные части. Организационно авиация была в 1954 г. сведена в 42-ю ВИА ПВО. В со-став армии входили три истребительных авиационных корпуса (иак):
- 38-й иак в составе: 27-я иад с 82-м иап (в/ч 40408, Насосная), 922-м иап (в/ч 26604), 962-м иап (в/ч 40496); 216-я иад (в/ч 19055, Сангачалы) с 518-м иап (в/ч 42192, Алят), 676-м иап (в/ч 55038, Пирсагат), 878-м иап (Сангачалы);
- 62-й иак в составе: 174-я гиад (в/ч 15410, Сангачалы) с 2-м гиап (в/ч 49706, Кизил Агач), 627-м гиап (в/ч 32862, Сальяны), 712-м гиап (в/ч 35568,
Сальяны); 259-я аид (в/ч 36735, Кировобад) с 21-м иап (в/ч 35551, Кировобад), 761-м иап (в/ч 53921, Кюрдамир), 976-м иап (в/ч 40421, Кюрдамир); 28-я иад (Сангачалы) с 67-м иап (в/ч 06934, Сангачалы), 561-м иап (Пирсагат), 785-м иап (в/ч 21991, Банк);
- 72-й гиак в составе: 92-я гиад (Красноводск) с 178-м гиап (в/ч 40560, Красноводск), 179-м гиап (в/ч 49727, Красноводск), 379-м иап (в/ч 53970, Яган-дза); 238-я иад (в/ч 55948, Небит-Даг) с 66-м иап (в/ч 40467, Джабел), 364-м иап (в/ч 22589, Небит-Даг), 380-м иап (в/ч 53981, Небит-Даг).
           После реорганизационных мероприятий с начала 1960-х гг. в состав авиа-ции Бакинского округа ПВО входили: 12-й корпус ПВО (562-й иап в Крымской, 83-й гиап в Ростове-на-Дону); 15-й корпус ПВО (82-й иап в Насосной, 976-й иап в Кюрдамире, 627-й гиап в Сальянах, 761-й иап в Аджикабуле); 16-я гвардейская дивизия ПВО (179-й иап в Небит Даге, 364-й иап в Кисловодске); 10-я дивизия ПВО (393-й гиап в Приволжском, 767-й иап в Мариновке); 22-я дивизия ПВО (382-й иап в Ханкале, 389-й иап в Гудермесе), а с апреля 1962 г. и 14-й корпус (переформированный Закавказский корпус ПВО, 166-й гиап в Марнеули, 167-й гиап в Копитнари, 171-й иап в Гудауте).
                  На базе Сталинградского района ПВО 3 июля 1954 г. была сформирована Северокавказская Армия ПВО с дислокацией управления (в/ч 42352) в Ростове-на-Дону. Ее части базировались на территории Ростовской, Сталинградской, Астраханской областей, Краснодарского и Ставропольского края, Дагестанской, Чечено-Ингушской и Северо-Осетинской АССР, Черноморском побережье от Керчи до Гудауты. В состав входили: 2-я гвардейская Сталинградская Красно-знаменная ордена Суворова иад (в/ч 21872, Ростов-на-Дону) в составе: 38-й гиап (в/ч 55719, Ростов-н-Дону), 83-й гиап (в/ч 53909, Ростов-на-Дону), 84-й гиап (в/ч 65312, Тихорецк); 315-я Рижская иад (в/ч 55778, Крымская) в составе: 50-й Краснознаменный иап (в/ч 26345, Крымская), 562-й иап (в/ч 15414, Крымская), 171-й Тульский Краснознаменный иап (в/ч 64371, Гудаута (Бомбора); 42-я иад (в/ч 22215, Грозный) в составе: 382-й иап (в/ч 22467, Грозный (Ханкала), 389-й иап (в/ч 19017, Гудермес), 676-й Варшавский Краснознаменный иап (в/ч 55038, Орджоникидзенская (Слепцовский); 93-й иад (в/ч 30158, Сталинград (Мариновка) в составе: 767-й иап (в/ч 40389, Сталинград (Мариновка), 766-й иап, 770-й иап; 26-й отаэ (в/ч 51978, Ростов-на-Дону); 228-й оаэ (в/ч 62206, Бердянск). В 1956 г. из ВВС принят 393-й гвардейский Барановичский Краснознаменный ордена Суво-рова истребительный авиационный полк (в/ч 13685, Астрахань (Приволжский).
             Следующая реорганизация войск ПВО началась в 1960 г.: расформированы в июне ‒ управления 2-й и 315-й гвардейских иад, в августе – 228-я оаэ, в сен-тябре – 26-я отаэ. 38-й гиап переформирован в запасной и 29 сентября 1960 г. пе-редан во 2-ю ОА ПВО, 50-й иап также переформирован в запасной и 25 сентября 1960 г. передислоцирован в Новороссийск. 171-й иап передан в Закавказский корпус ПВО. Управление Северо-Кавказской армии ПВО переформировано в управление 12-го корпуса ПВО (в/ч 42352, Ростов-на-Дону) с 83-м гиап (в/ч 53909, Ростов-на-Дону), 562-м иап (в/ч 15414, г. Крымск) и 84-м гиап, который был переформирован в 1244 гв. зап «А» и 16 октября 1960 г. передислоцирован в Кореновск. Управление 42-й иад было переформировано в управление 22-й ди-визии ПВО (в/ч 22215) с базированием в г. Грозный (Ханкала): 382-й иап, 389-й иап, 676-й иап (переформирован в запасной). В 1967 г. управление 22-й дивизии ПВО перебазируется в Норильск в состав 14-й Отдельной армии ПВО, а части передаются в 12-й корпус ПВО. В 1970 г. 382-й иап с частями обеспечения пере-дан в Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков.
               Управления в/ч 51896 и 93-й иад переформированы в управление 10-й ди-визии ПВО (в/ч 51896, Сталинград), которая была расформирована в 1977 г. 393-й гиап (в/ч 13685, Астрахань (Приволжский) в 1977 г. был передан в 12-й корпус ПВО, 767-й иап (в/ч 40389, Мариновка (Октябрьский) был расформирован в 1975 г., 766-й и 770-й иап переформированы [5].
               В 1986 г. на Кавказе была сформирована 19-я Отдельная армия ПВО. В её состав вошли 12-й корпус ПВО (в/ч 42352, Ростов-на-Дону) с 83-м гиап (в/ч 53909, Ростов-на-Дону), 393-м гиап (в/ч 13685, Приволжский), 562-м иап (в/ч 15414, Крымская); 14-й корпус ПВО (в/ч 78555, Тбилиси) с 529-м иап (в/ч 74545, Гудаута), 166-м гиап (в/ч 10227, Марнеули) и 15-й корпус ПВО (в/ч 55131, Алят) с 82-м иап (в/ч 40408, Насосная).
             Важно отметить, что на построение системы ПВО на Кавказе оказало влияние вступление в 1952 г. Турции в НАТО и появление на её территории авиационных военных баз США. Бакинский, Закавказский, Северо-кавказский военные округа совместно с Черноморским флотом и Каспийской флотилией тесно взаимодействовали, прикрывая южные границы нашей страны.
США и их союзники с началом «холодной войны» развернули против СССР широкомасштабную разведывательную деятельность. В 1940-х – начале 1950-х гг. американцы и англичане забрасывали по воздуху в СССР свои развед-группы для оказания помощи «лесным братьям», только с августа 1951 г. по май
1954 г. самолеты ВВС США сбросили около 20 своих агентов над территорией западных республик СССР и Северным Кавказом.
                   С 1950 г. до конца 1960 гг. США произвели от 12 до 20 тысяч шпионских полетов вдоль границ Советского Союза, в частности, на Кавказе. Интенсивность американской воздушной радиолокационной разведки с каждым годом нарастала. К середине 1950 г. более 100 самолетов-разведчиков привлекалось к решению этих задач. Долгое время на юге страны почти не случалось эксцессов, так как Иран и Пакистан не имели достаточно мощной авиации, а Афганистан относился к числу наших друзей. К середине 1950-х гг. американцы, наладив отношения с иранским руководством, получили возможность для базирования своей разведывательной авиации на территории этой страны.
                 Возникшая мощная авиационная группировка беспокоила советскую ПВО. Пользуясь её слабостью, «противник» постоянно наращивал количество разведывательных полетов: с 1 000 - в начале и до 3 000 – в конце 1950-х гг., особенно в районе Азербайджана. Интенсивность этих полётов резко поднялась с начала 1970-х гг.
              Особенности выполнения задач по предотвращению нарушения воздушных рубежей были непростые. Более 50 % радиолокационных станций располагались на вершинах горной гряды, идущей вдоль государственной границы с Турцией и Ираном. Лётчики сопредельной стороны откровенно провоцировали наше ПВО, выполняя полёты в сторону границы СССР и вынуждая поднимать самолёты-перехватчики ПВО, делали развороты в 300-500 м от границы на свою территорию, как бы умышленно ошибались, и залетали на нашу территорию для ведения воздушной разведки.
          Специалисты системы ПВО и истребительных полков, базировавшихся на территории Кавказа, с честью выполняли поставленные задачи по предотвращению ведения воздушной разведки иностранными летательными аппаратами и нарушению южных границ страны. Часть указанных примеров свидетельствуют о мастерстве и героизме советских лётчиков. Так:
- 27 марта 1947 г. лётчики ПВО вынудили приземлиться у города Нахичевань одномоторный вооруженный самолёт ВВС Ирана, нарушивший границу якобы по причине потери ориентации, что является сомнительным, т.к члены экипажа лейтенант Сабири Муагас и младший лейтенант Сафари Гусейн были офицерами авиаразведывательного полка;
- 27 июня 1958 г. два самолёта МиГ-17п 34-й ВА, пилотируемые капитана-ми Г. Ф. Светличниковым и Б. Ф. Захаровым, принудили к посадке южнее Ере-вана американский самолёт-нарушитель С-118. Самолёт потерпел аварию, эки-паж был передан властям США;
- 2 сентября 1958 г. сбит американский самолет-разведчик С-130, нару-шивший воздушное пространство СССР, поднятыми на перехват четырьмя МиГ-17. После предупредительной очереди, на которую нарушитель не отреагировал, ст. л-т Лопатков открыл огонь на поражение. Самолет загорелся и упал в районе Мастара, 20 км юго-восточнее Ленинакана;
- только с 1950 г. по 1970 г. лётчиками 627-го гвардейского авиационного полка сбито 28 воздушных шаров-шпионов, а капитаном Б. Г. Цибизовым пере-хвачен самолёт-нарушитель государственной границы СССР;
- в октябре 1965 г. лётчики 562-го иап К. Н. Никонов и Э. В. Белоусов сби-ли над Анапой шпионский воздушный шар;
- лётчик 171-го иап подполковник В. Н. Прищепа на самолёте МиГ-17 13 марта 1967 г. предотвратил угон уволенным из армии лётчиком самолёта Ан-2 за границу с Туапсе, сбив его из пушки [1, с. 34];
- осенью 1973 г. самолёт-нарушитель ВВС Ирана, нарушивший границу, был впервые в истории авиации сбит тараном на реактивном самолёте капитаном Г. Елисеевым;
- в августе 1974 г. лётчик 171-го иап майор Ломановский сбил иностранный автоматический аэростат;
- осенью 1974 г. пара самолётов МиГ-21 с аэродрома Насосная вынудили произвести посадку транспортного самолёта Ирана, пытавшегося через Каспий-ское море вернуться в Иран [6, с. 23];
- капитан А. И. Сниншиков, лётчик 562-го иап, дважды 19 августа и 5 сен-тября 1975 г. на самолётах МиГ-19п и Як-28п уничтожил автоматические дрейфующие аэростаты;
- 18 июля 1981 г. на самолёте Су-15 капитан В. Куляпин выполнил повтор-но реактивный таран самолёта CL-44;
- лётчики 982-го иап капитан А. А. Павлов и старший лейтенант А. Д. Гаркавенко на самолётах МиГ-23 29 октября 1986 г. вынудили произвести посадку «Боинг-747» иранской авиакомпании на аэродром Ереван-Западный.
           Из-за близости аэродромов вылета к государственной границе были случаи, когда истребители ПВО не успевали совершать перехваты нарушителей границы.
             Развитие истребительно-бомбардировочной авиации и начало Афганской войны в 1979 г. создали условия для формирования весной 1980 г. в 34-й ВА 36-й авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков (адиб), в состав которой вошли авиационные полки истребителей-бомбардировщиков (апиб): 166-й гвардейский Станиславского Краснознамённый, 168-й гвардейский Краснознамённый, 976-й Инстербургский орденов Суворова и Кутузова. В Афганистане про-верку боевых возможностей прошли истребители третьего поколения 982-го иап.
             Анализ начала боевых действий авиации в Афганистане подтолкнул воен-ное руководство страны вернуть «рабочую авиацию войны»1 назад. Инициатором выступил дважды Герой Советского Союза маршал авиации А. Н. Ефимов. В феврале 1981 г. формируется первый штурмовой авиационный полк (в/ч 29115) в Ситал-Чае на самолётах Су-25, который уже в июне был направлен в Афгани-стан, где уже находился ещё один кавказский авиационный полк– 168-й гапиб.
               Следует отметить, что авиационные части 34-й ВА (55-й овп, 143-й бап, 166-й апиб, 313-й орап, 368-й шап и 982-й иап) принимали участие в обеспечении боевых действий 40-й армии в ДРА. Экипажи 143-го бап выполняли задачи, действуя по заданным объектам с территории Советского Союза (Кокайды). Для ударов по наземным целям из-за недостатка штурмовиков также широко использовались истребители.
        До 1980 г. в 34-ю Воздушную армию входили: 283-я иад (176-й иап, 841-й гиап, 982-й иап) с отдельными полками: 168-й гапиб, 143-й обап, 313-й орап, 882-й орап.
В начале 1980-х гг. состав армии был следующим: 283-я иад (в/ч 06941, Миха Цхакая) с 176-м иап (в/ч 42080, Миха Цхакая), 841-м гиап (в/ч 35432, Ме-рия), 982-м иап (в/ч 40501, Вазиани); 36-я бад (Большие Шираки) с 143-м бап (в/ч 56651, Копитнари), 168-м гапиб (в/ч 10287, Большие Шираки), 976-м апиб (в/ч 40426, Кюрдамир) и отдельными авиационными полками: 80-й ошап (в/ч 29115, Ситал-Чай), 182-й гтбап (в/ч 21209, Моздок), 313-й орап (в/ч 22614, Вазиани),
           1 Основным средством авиационной поддержки войск в период войны была штурмовая авиация. Начавшиеся боевые действия в ДРА ещё раз подтвердили потребность авиации в ча-стях с самолётами «поля боя» для выполнения задач по точечным целям и средствам ПВО. – В. К.
882-й орап (в/ч 55028, Далляр). Кроме того решение задач поддержки сухопут-ных войск и транспортных перевозок выполняли отдельные вертолётные полки и эскадрильи.
            Сформированный в 1967 г. на аэродроме Кировобад 34-й учебно-тренировочный авиационный полк (в/ч 21325) предназначался для переподготовки офицеров-лётчиков запаса, лётчиков-экстерна в регионе, в 1986 г. становится 34-м бап и в 1989 г. и в связи с реорганизацией в ВВС сокращается. Рота-ционный в 1982 г. 529 иап (в/ч 74545, Гудаута), вошедший в состав 283-й иад, был переназначен в 1986 г. в войска ПВО.
             После распада СССР в 1992 г. части армии (80-й ошап, 143-й бап, 168 га-пиб, 176-й иап, 313-й, 976 апиб, 982-й иап) были выведены на территорию Рос-сийской Федерации, а 841-й гапиб и 882-й орап расформированы. В итоге 18 аэродромов на Кавказе оказались на территории стран постсоветского пространства, которые могут быть использованы вероятным противником для базирования своей авиации, прежде всего, НАТО. При оперативной ёмкости в среднем двух эскадрилий на данном аэродроме перед нашими южными границами может быть сосредоточено 36 эскадрилий, а если учесть ещё 79 аэродромов Турции, то суммарное количество эскадрилий может составить 115.
             Изложенные в статье факты позволяют сделать вывод, что состав совет-ской авиационной группировки Вооруженных Сил на Кавказе в послевоенные десятилетия позволял успешно выполнять задачи по обеспечению военной без-опасности страны на этом стратегическом направлении.
* * *
1. Гордон Е. И. Последние из большого семейства // Авиация и время. 1998. № 2.
2. Феськов В. И. Советская армия в годы «холодной войны». Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004.
3. ЦАМО (Центральный архив Министерства обороны РФ). Ф. 4. Оп. 11. Д. 80.
4. ЦАМО. Ф. 16. Оп. 3139. Д. 157.
5. ЦАМО. Формуляр Северо-Кавказской армии ПВО.
6. Цапов И. И. Войска ПВО страны: Вспоминают ветераны. М.: АВИАРУС-XXI. 2005

Категория: Статьи | Добавил: Stanislav_Semiletov (08.04.2021)
Просмотров: 344 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz