26 зап, 26 зиап, 4 заб, аэродром Сандар
26-й запасный истребительный авиационный полк
26-й запасной истребительный авиационный полк (ЗИАП) ведет свою историю от июля 1938г, когда на аэродроме Кирово Киевского особого военного округа был сформирован 40-й запасной авиационный полк (ЗАП).
В результате наступления фашистко-немецких захватчиков 40-й ЗАП был выведен в Грузию на аэродром Сандар и находился в подчинении штаба ВВС ЗАКВО и, затем, в подчинении штаба ВВС Закавказского фронта.
В январе 1942г 40-й ЗАП на основании директивы НКО был переименован в 26-й запасной истребительный авиационный полк и вошел в состав вновь сформированной в Тбилиси 4-й запасной авиабригады, командир полковник Кретов Николай Прокофьевич.
В состав 4-й ЗАБ вошли: 11-й смешанный ЗАП базировавшийся на аэродроме в Кировабаде и сформированный в сентябре 1941г, 25-й ЗИАП с аэродромом базирования Аджи-Кабул Азербайджанской ССР (с 1944г аэродром Копитнари) и 26-й запасной истребительный полк аэродром Сандар. Командир 4-й ЗАБ полковник Кретов Николай Прокофьевич (с марта 1945г командир 214-й ШАД).
С декабря 1941г в г. Тбилиси на эвакуированном из Таганрога 31-вом авиазаводе началось серийное производство ЛаГГ-3. В годы войны (до середины 1944 года) 31-й авиазавод в Тбилиси производил истребители ЛаГГ-3 разных усовершенствованных серий и небольшое количество истребителей Ла-5 созданных ОКБ-21 (г. Горький). С 1944 г. завод стал выпускать Як-3. За годы войны было выпущено свыше 3000 истребителей.
26-й ЗИАП осуществлял подготовку летчиков и комплектование матчастью и личным составом потрепанных в боях боевых маршевых полков на истребители ЛаГГ-3, затем ЯК-7, ЛА-5 и ЯК-3, а также перегонял новые истребители непосредственно на фронт в боевые истребительные авиаполки.
Пpоцесс пеpеучивания был типовым: с фpонта отводился поpедевший полк, пополнялся, обучался на новую матчасть, получал самолёты и снова уходил на фpонт. То есть, кpоме собственно обучения, 26-й ЗИАП выполнял функции депо, pаспpеделявшего поступающие с 31-го авиазавода в Тбилиси истребители непосpедственно в боевые части. 26-й ЗИАП был основным каналом, по котоpому ЛаГГ-3 Тбилисского авиазавода поступали на южный участок советско-геpманского фpонта.
В конце 1943г, в связи с расширением поставок по Лэнд-Лизу, полку ставится задача на освоение новых типов импортных истребителей, поставляемых из Ирана на перевалку в 11-й ЗАП в Кировабад.
Личный состав 26-го ЗИАП в ноябре 1943г, не прерывая обучение и подготовку летчиков и прибывающих на переформирование маршевых полков на истребители ЛаГГ-3, в кратчайшие сроки осваивает новую технику и полк начал параллельно готовить летчиков и комплектовать маршевые авиаполки на истребители Белл Р-39M/N/Q Аэрокобра, Харрикейн, Киттихаук.
За время войны в 26-м ЗИАП на аэродроме Сандар было подготовлено свыше 500 летчиков истребителей, обучено и укомплектовано не менее 30 маршевых боевых полков, полк перегнал на фронт в боевые истребительные авиаполки более 1000 новых истребителей.
Командир 26-го ЗИАП подполковник Лагутин Петр Иванович
Начальник штаба 26-го ЗИАП полковник Хмыров
В 1946-м году 26-й ЗИАП был расформирован
В 26-м ЗИАП на аэродроме Сандар прошли переформирование следующие боевые полки (список неполный):
1. 292-й ИАП 16.09.1941 - 11.02.1942гг
2. 63-й ИАП
3. 775-й ИАП
4. 870-й ИАП
5. 149-й ИАП 16.08.1942 – 20.12.1942гг
6. 163 (249)-й Гв.ИАП 17.08.1942 – 09.10.1942гг
7. 347-й ИАП 15.08 – 15.11.1942гг
8. 821-й ИАП 16.08.1942 – 02.09.1942гг
9. 117 (926)-й Гв.ИАП 03.08.1942 – 28.08.1942гг
10. 88 (166)-й Гв.ИАП 15.08.1942 – 07.12.1942гг
11. 269-й ИАП 25.08.1942 – 23.10.1942гг
12. 927-й ИАП 09.09.1942 – 10.12.1942гг
13. 482-й ИАП 16.09.1942 – 10.12.1942гг
14. 267-й ИАП 30.10.1942 – 12.02.1943гг
15. 926-й ИАП 30.10.1942 – 28.03.1943гг
16. 976 (927А)-й ИАП 10.11.1942 – 12.01.1943гг
17. 518-й ИАП 03.12.1942 – 05.01.1943гг
18. 805-й ИАП 13.12.1942 – 14.07.1943гг
19. 863-й ИАП 14.12.1942 – 17.07.1943гг
20. 159 (88)-й Гв.ИАП 21.12.1942 -23.05.1943гг
21. 246 (295)-й ИАП 15.04.1943 – 06.10.1943гг
22. 743 (348)-й ИАП ПВО 03.1943 – 08.1943гг
Катастрофы:
1. Летчик-инструктор лейтенант Разлада Леонид Яковлевич, погиб при катастрофе Аэрокобы Р39 14.07.1944г, похоронен на старом кладбище (за горкой) г. Марнеули
2. Летчик мл. лейтенант Любимов Виктор Алексеевич, погиб при катастрофе Аэрокобы Р39 27.07.1944г, похоронен на старом кладбище (за горкой) г. Марнеули
3. Летчик мл. лейтенант Бобок Тихон Игнатьевич, погиб при катастрофе Аэрокобы Р39 31.07.1944г, похоронен на старом кладбище (за горкой) г. Марнеули
Ветеранами 26-го запасного истребительного полка были:
Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза полковник Павлов Василий Георгиевич
В 1944-1946 гг заместитель командира 26-го запасного авиационного полка по воздушно-
стрелковой службе.
Участник боёв на реке Халхин-Гол: в июле-августе 1939 – лётчик 22-го
истребительного авиационного полка; совершил 35 боевых вылетов на
истребителе И-15, лично сбил 1 самолёт противника.
Участник советско-финляндской войны: в феврале-марте 1940 – командир
звена 149-го истребительного авиационного полка. Совершил 19 боевых
вылетов на истребителе И-153, в воздушных боях лично сбил 1 самолёт
противника.
Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941-июле 1942 –
командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи 149-го
истребительного авиационного полка (Юго-Западный и Южный фронты).
Участвовал в оборонительных боях на юге Украины, обороне Донбасса и
Ростова-на-Дону. Совершил 229 боевых вылетов на истребителях И-153,
МиГ-3 и ЛаГГ-3, в 32 воздушных боях сбил лично 2 и в составе группы 5
самолётов противника.
В 1949-1964 – лётчик-испытатель КБ-1 (ныне – НПО «Алмаз»). На самолётах
Ил-14, Ли-2, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19 и Як-11 проводил испытания
различной аппаратуры и автопилотов для крылатых ракет. В 1951-1952 годах
совместно с Амет-Ханом Султаном, С.Н.Анохиным и Ф.И.Бурцевым провёл
испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС («Комета-3»).
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной
техники, указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1953
года майору Павлову Василию Георгиевичу присвоено звание Героя
Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»
(№10866).
В 1964-1970 – лётчик-испытатель Научно-исследовательского института
Министерства радиопромышленности; занимался испытаниями различного
самолётного радиолокационного оборудования на самолётах Ил-18, Ил-28,
МиГ-17, МиГ-19, Ту-104, Ту-124, Як-25.
.
Летчик-испытатель авиазавода №153 (г. Новосибирск) мл. лейтенант Куцевалов Константин Васильевич.
С декабря1942 – июнь 1944гг летчик инструктор 26-го запасного истребительного полка.
Погиб в декабре 1944 года при выполнении испытательного полёта на Як-9.
.
.
Летчик-испытатель 1-го класса Герой Советского Союза Гербинский Павел Яковлевич
Гербинский П.Я. с 1941 по 1944 гг летчик инструктор 26-го запасного истребительного полка, в июле – августе 1943г был откомандирован и проходил стажировку на фронте в 88-м Гв.ИАП. За время командировки на фронт совершил 33 боевых вылета, в воздушных боях сбил один самолёт лично и один в группе, за что был награжден Орденом Красной Звезды.
С 1946 года - лётчик-испытатель Новосибирского авиационного завода. Поднял в небо и провёл испытания первых серийных истребителей МиГ-15 (в 1949 году), МиГ-17 (в 1952 году) и МиГ-15УТИ (в 1953 году) производства авиазавода. Испытывал серийные истребители Як-9 (1946—1949), МиГ-15 (1949—1953), МиГ-17 (1952—1955), МиГ-15УТИ (1953—1954), МиГ-19 (1955) и их модификации.
Погиб 13 июля 1955 года при выполнении испытательного полёта на сверхзвуковом истребителе МиГ-19.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957 года лётчику-испытателю Гербинскому Павлу Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
.
Заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза полковник Коровушкин Николай Иванович
Коровушкин Н.И. в 1944-1946 – лётчик-инструктор 26-го запасного авиационного полка.
С декабря 1946 по июль 1968 – лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС, с 1954 – 1-й отдел, с 1961 – 1-е Управление. Поднял в небо и провёл испытания истребителя-перехватчика П-1 (9.07.1958). МиГ-17 (СП-8) (1953), МиМЭСВ (1956), Су-7 (1956-1958), П-1 (1958), Су-9 (1959-1960), Ту-128 (1962-1963).
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, подполковнику Коровушкину Николаю Ивановичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 сентября 1957 года присвоено звание Героя Советского Союза.
.
Летчик испытатель капитан Новиков Анатолий Дмитриевич
.
Родился 27 апреля 1924 года в городе Харьков (Украина). С 1926 жил в посёлке Вишневчик Винницкой области. Юность провёл в городе Проскуров (ныне - Хмельницкий) (Украина). В 1941-1942 учился в МАИ.
В армии с 1942. В 1943 окончил Серпуховскую школу авиамехаников.
С 1943 - 1946 гг авиамеханик в 26-м запасном истребительном авиационном полку.
В 1946 - авиамеханик в Кировабадском ВАУЛ. С 1946 - в запасе.
В 1952 окончил Московский авиационный институт. В 1952-1961 работал в ЛИИ старшим инженером, ведущим инженером.
В 1962 окончил вертолётное отделение Школы лётчиков-испытателей.
С мая 1962 по март 1973 - на лётно-испытательной работе в ЛИИ.
Участвовал в проведении ряда испытательных работ на вертолётах по тематике института.
.
Академик, доктор технических наук, профессор, генеральный конструктор и генеральный директор НПО «Прикладной механики» Решетнёв Михаил Фёдорович
С началом войны Решетнев М.Ф. со 2-го курса МАИ ушёл добровольцем в Красную армию. После прохождения курсов Серпуховской военной школы авиационных механиков М.Ф. Решетнёв в 1943-1945гг служил в 26-м запасном истребительном полку в должности авиамеханика. После демобилизации летом 1945 восстановился и успешно закончил МАИ.
М.Ф. Решетнёв ученик академика С.П. Королева, один из основоположников советской и российской космонавтики. Под его руководством или с его непосредственным участием было разработано около 30 типов космических комплексов и систем. Количество выведенных с 1959 по 1996 годы на орбиту спутников, созданных возглавляемым им предприятием, - более 1000 единиц. Решетнёв внёс существенный вклад в развитие российских систем спутниковой связи и спутниковой навигации.
|