Воскресенье, 14.08.2022, 08:50
166-й гвардейский Краснознаменный авиаполк

Аэродром Сандар (Марнеули)

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость RSS
Я Летчик
Title
Гость!

Мы рады приветствовать Вас на сайте. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь!

Меню сайта
МЕНЮ ФОТО-АЛЬБОМА
Kalendar
«  Август 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
 Герой Советского Союза Щиров (Начало)

Станислав Семилетов

Памяти летчику-истребителю Герою Советского Союза подполковнику Щирову Сергею Сергеевичу посвящается …

 Предисловие:

Занимаясь периодическим мониторингом интернета в связи с поиском новых материалов и информации, связанной с историей 166-го авиаполка и 10-й гшад, заинтересовался участником ВОВ с первого дня войны Героем Советского Союза гвардии подполковником Щировым Сергей Сергеевичем - забытым летчиком-истребителем и его трагической и растоптанной судьбой.
Материалов о Щирове в настоящее время в интернете достаточно много, но они не совсем точные и не совсем правдивые, иногда противоречивые. Информация о его крайних двух годах жизни смазана тремя словами и фактически лживая.
Переработав и проанализировав все доступные мне источники, получил уточненную и наиболее как мне кажется достоверную, особенно в части крайних лет жизни, биографию летчика-истребителя Героя Советского Союза гвардии подполковника Щирова Сергея Сергеевича.
Щиров, как оказалось, имеет прямое отношение и к 166-му авиаполку, и к Марнеули.
Щиров воевал в составе 16-й сад (1941 г.) и в 236-й иад (1942 -1944 гг) и с октября 1944 вместе с 236-й иад воевал в авиагруппе гвардии генерал-майора Витрука, в составе которых сражался и 166-й гвардейский Краснознаменный штурмовой авиаполк, а также (в 236-й иад) и 168-й (ширакский) гвардейский Краснознаменный истребительный авиаполк. Отмечу, что при организации авиагруппы Витрука 168-й гиап с октября 1944 г. был передан из 10-й гщад Витрука в состав 236-иад полковника Кудряшова, где Щиров был на тот момент уже командиром сначала 267-го иап.
Т.е. Щиров и его летчики на заключительном этапе ВОВ в Югославии и Венгрии воевали и выполняли боевые вылеты совместно с летчиками 166-го и 168-го гвардейских авиаполков. И по завершению ВОВ 10-ю гшад и 236-ю иад вместе с их прославленными полками вывели в ЗАКВО на постоянное базирование.
Кроме того, Щиров защищал мой город Туапсе, в небе которого отличился и получил свою звезду Героя Советского Союза, и с конца октября 1942 года по февраль 1943 года вместе с 267-м иап находился, летал и проходил в 26-м зап в Марнеули переформирование на ЛАГГ-3.

В годы Великой Отечественной войны о храбрости и боевой выучке ходили легенды. По результативности в первые два года войны Щирову не было равных среди летчиков-истребителей. Его имя всегда стояло рядом с другими прославленными воздушными асами – с Покрышкиным и Кожедубом. И как знать, сложись судьба чуток иначе, послевоенный путь и служба Щирова на благо Родины была бы не менее успешной, чем как у Покрышкина или Кожедуба.

 

Герой Советского Союза летчик истребитель Щиров Сергей Сергеевич

       

   Биография:
Родился 06.02.1916 года в селе Акимовка Запорожской области Украины  в крестьянской семье.
С 1927 года жил в городе Севастополе. Окончил 5 классов и школу ФЗУ при объединении «Крымэнерго», а также Севастопольскую планерную школу в 1935 году и Мелитопольский аэроклуб.
В Красной Армии в 1932-1935 годах и с 1939 года. В 1940 окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
Русский. Член ВКП(б) с 1942 года.
На фронтах Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года.
С мая 1941 - август 1941 – летчик 87 иап 16 сад ВВС Юго-Западного фронта.
С 20 сентября 1941 года по 12 марта 1942 летчик,  командир звена 10-го иап, ВВС Калининского фронта.
С июня 1942 года по декабрь 1942 – летчик 518-й иап 236-й иад, Северо-Кавказский (1-го и 2-о формирования) и Закавказский фронт - заместитель командира эскадрильи, командир эскадрильи.
С декабря 1942 участвует в боях в должности инструктора по технике пилотирования 236-й иад, Кавказский и Северо-Закавказский фронт, Южный фронт и 1-й Украинский фронт.
Весной 44-го Щиров, как один из самых опытных летчиков-истребителей, имевших боевой опыт полетов ночью в горной местности, по спецзаданию Правительства СССР участвовал в операции по прикрытию ЛИ-2, на котором эвакуировали из окружения командующего Югославской Народной армии маршала Иосифа Броз Тито и его штаб с Динарского нагорья Югославии.
С июня 1944 года (в 28 лет) командир 267-го иап, 236-я иад, 2-й, 3-й Украинский фронт, с октября 1944 в составе авиагруппы генерал-майора Витрука.
Активно и лично учувствовал в становлении истребительной авиации ВВС Республики Югославия, обучал летать югославских летчиков-истребителей и водил их в бой.
В составе 236-й Львовской Краснознаменной иад 267-й авиаполк под командованием Щирова освобождал от немецко-фашистких захватчиков родную Украину, Молдавию, принимали активное участие в Львовско-Сандомирской и  Ясско-Кишиневской стратегических операциях, в освобождении Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии и Австрии столиц Бухарест и Белград .
Под командованием Щирова 267-й иап стал Краснознаменным и Нижнеднестровским и был представлен к преобразованию "Гвардейский".

С октября 1944 года 267-й иап в составе 236-й иад был передан в усиление авиагруппы гв. генерала-майора Витрука и авиагруппа фактически находилась в распоряжении Верховного командующего Народной Освободительной Армии Югославии маршала Иосипа Броз Тито. Помимо выполнения боевых задач по разгрому немецких группировок в Югославии 236-я иад и вверенные ее полки выполняли поставленную задачу по формированию истребительной авиации ВВС Югославской Народной армии и подготовке летных и технических кадров для югославских ВВС. Командир полка 267-го иап Щиров активно участвовал в выполнении поставленных задач.
 
После Победы Щиров со своим полком убыл в г. Ленинакан (Гюмри) Армянской ССР к месту постоянного базирования полка.
С 1947 года служил в лётной инспекции Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС СА (Москва), был начальником одной из групп инспекции ВВС.
В начале 1949 года переведен в резерв ВВС и получает назначение на должность начальника Ташкентского аэроклуба ДОССАФ.
Всего за годы войны подполковник Щиров совершил 348 боевых вылетов, в 70 воздушных боях сбил (официально) лично 17 и в группе 3 самолётов врага.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану Щирову присвоено (с 2-го представления) звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". В июне 1945 г. был представлен ко 2-му званию Героя Советского Союза.
Участник Парада Победы в июне 1945 года.

Награды Щирова:
•    орден Красной Звезды;
•    два ордена Ленина и Золотая звезда Героя СССР
•    орден Красного знамени;
•    орден Александра Невского;
•    орден Отечественной войны I степени;
•    орден Кутузова III степени;
•    медаль За оборону Кавказа;
•    медаль За освобождение Белграда;
•    медаль За победу над Германией;
•    орден Партизанская Звезда I степени (от Правительства Югославии).

Судьба Сергея Сергеевича Щирова - сверхяркая, необычайно драматичная и трагичная!  В годы Великой Отечественной войны о его храбрости и мужестве ходили легенды. 

В первые дни войны Щирову страшно не везло. Он никак не мог сбить вражеский самолет, в то время как его товарищи имели на боевом счету по два, а то и по три уничтоженных самолета противника. 
Наконец, 29 июня в районе Прута на И-16 при отражении налета бомбардировщиков Ю-88 группа И-16, в которой он находился, сбила два из них. Об этих боях Щиров запишет в своем дневнике: «Теперь я понял, что залог победы в быстрой, маневренной тактической хитрости и прицельном огне с малых дистанций». 

На следующий день на его счет был записан и лично сбитый Hs-126, а 5 июля еще один U-88, сбитый в группе. Летчик от вылета к вылету набирался опыта, анализировал свои ошибки: «Увлекся погоней за «юнкерсом» и не заметил, что на хвосте у меня противник. В нашем деле главное: осмотрительность и еще раз осмотрительность. Золотая заповедь истребителя: перед атакой оглянись». Золотая заповедь истребителя: перед атакой оглянись.
17 июля Щиров лично сбил Ю-88, но и его истребитель загорелся. Щиров спасся на парашюте, но получил сильные ожоги. К этому времени он совершил 65 боевых вылетов, в том числе 17 успешных штурмовых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника в районе Тернополя — Белой Церкви. Его представили к ордену Красного Знамени.  

С конца сентября 1941 г. летчик в составе 10-го иап на Калининском фронте. В декабре 1941 г. Щиров уже командовал звеном.  До 12 марта 1942 г. он совершил 92 боевых вылета. Из них 19 успешных штурмовых вылетов в районе Калинина, за что командир полка объявил ему благодарность. На груди появилась вторая награда — орден Красной Звезды. 

После освоения ЛаГГ-3 летчик с 24 июня 1942 г. сражается в составе 518-го иап на Северо-Кавказском и Закавказском фронте.  В тот период на фронте шли ожесточенные бои — враг рвался на Кавказ. Нашим летчикам приходилось постоянно сражаться в меньшинстве. Всего лишь за месяц боев Щиров участвовал в 16 воздушных боях и лично сбил два Me-109 и один Ме-110. Его представили к ордену Отечественной войны I степени. 

За период же с 22 по 29 июля, т. е. за неделю, в восьми воздушных боях он сбил еще четыре самолета: Ме-110, два ФВ-189 и Me-109. Кроме этого, сделал пять успешных штурмовых вылетов в район Кущевки. За эти победы и штурмовки он был представлен ко второму ордену Красного Знамени. 

Но летчик-ас продолжает победную серию: с 30 июля по 2августа он сбил еще три самолета — 2 Me-109 и 1 Ю-88. При этом все три победы он одержал в одном бою 2 августа 1942 г. В этот день звено Щирова патрулировало северо-восточнее Туапсе над линией фронта на высоте 4000 метров. Заметив несколько немецких бомбардировщиков и шесть «мессеров», капитан зашел со стороны солнца и ударил по бомбардировщику. Дав сигнал атаки свойм, он снова взмыл вверх и, зайдя удачным маневром в хвост, сбил «мессера». В ходе завязавшегося боя он сбивает еще одного истребителя. Кроме этого, летчик-ас семь раз успешно штурмовал живую силув районе Мечетинская — Егорлык. За эти победы Щирова представляют к званию Героя Советского Союза, но получает он орден Ленина. 

В августе 1942 г. Щиров становится заместителем командира эскадрильи, получает очередное звание — капитан. 
Его стиль в воздушных боях — внезапность, быстрота удара и близкая дистанция для открытия огня. Часто вылетает в паре со штурманом 236-й иад Д. Каларашем. За штурмовые действия получил еще две благодарности: от комдива 236-й иад и командующего 5-й BA. 

В одном из боев шестерка истребителей встретилась с 18-тью самолетами противника. Ведущий майор Калараш обменялся со Щировым сигналом, и два истребителя стремительно врезались с высоты в гущу вражеских самолетов, быстро рассеяв их. Противник, не приняв боя, поспешил уйти. 10 сентября четыре наших истребителя прикрывали войска, а Калараш и Щиров были выше и охраняли прикрывавших от внезапного нападения. Нижний ярус заметил группу бомбардировщиков и истребителей и пошел на них в атаку. 
Тем временем над нашими истребителями появились два Me-110. Первой атакой в хвост с расстояния 35 м. майор Калараш сбил одного «мессера». Второй стал удирать, наши летчики начали преследовать его, но вдруг появилась еще одна пара «мессеров», за ней — вторая, дальше — еще четверка. Молниеносно подойдя к одному из «мессеров» на 20 м, Калараш атаковал его и сбил. Бой с остальными 7 продолжался 20 минут. Израсходовав все боеприпасы, Калараш и Щиров не выходили из боя, а продолжали имитировать атаки до тех пор, пока немцы не ушли сами. 

29 октября 1942 г. летчики 236-й иад штурмовали войска противника в районе Гойтх — Индюк — Анастасиевская. Штурмовиков прикрывала группа истребителей — четыре Як-1 и восемь ЛаГТ-3. При возвращении над станцией Лазаревская из облаков внезапно группу атаковали семь «мессеров». Дмитрий Калараш с ходу атаковал одного из них. Подошла еще шестерка немецких истребителей. Пара Калараш — Щиров завязала с ними бой. Пользуясь численным преимуществом, немцы оттеснили Щирова от ведущего. В ходе боя два немецких истребителя были сбиты, но Щиров сообщил Каларашу, что он тяжело ранен и идет на посадку. Немцы стремились добить наш самолет в воздухе. От большой потери крови летчик был в полузабытьи, но продолжал управлять самолетом. Калараш, продолжая бой с оставшейся четверкой, прикрывал друга до тех пор, пока тот не оказался в безопасности. Давно уже закончились патроны, самолет Калараша взял курс на аэродром, но в это время появился «фокке-вульф» и ударил по двигателю. Летчик был ранен и покинул горевший самолет на парашюте. При приземлении он получил сильный ушиб грудной клетки. Спасти его врачам госпиталя в Туапсе не удалось. 

В то время на Северо-Кавказском и Кавказском фронте имя и боевые дела бесстрашного летчика-истребителя С. Щирова были широко известны как среди пехотинцев, так и среди летчиков: «на всех типах истребителей летает как бог». К ноябрю 1942 г. он совершил 258 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил лично 14 и в группе 3 самолета противника. 
В представлении к званию Героя Советского Союза,  отмечалось: "За период нахождения на фронтах показал себя отважным и бесстрашным воздушным бойцом. Летает на всех типах самолетов истребителей (за исключением иностранных), материальную часть эксплуатирует грамотно, всегда первый навязывает воздушный бой врагу. Эскадрилья, которой он командует, за период с 24–06 по 02.08.42 совершила 680 боевых вылетов, в воздушных боях сбила 15 самолетов противника. Требовательный командир, волевой, умело руководит боевой работой эскадрильи, пользуется большой любовью, заслуженным боевым авторитетом личного состава, предан делу партии Ленина — Сталина и Социалистической Родине".

  

 

В конце года, находясь после ранения на излечении в госпитале, командир эскадрильи майор Щиров узнал о присвоении ему и подполковнику Каларашу (посмертно) высшей награды Родины - Героев Советского Союза.  После возвращения в строй Щиров был назначен инструктором по технике пилотирования 236-й иад. Его имя стояло рядом с другими прославленными воздушными асами – с Покрышкиным и Кожедубом. Тогда была даже выпущена книжка -массовая  агитка "Бить врага по Щировски". 

После возвращения в строй Щиров был назначен инструктором по технике пилотирования 236-й иад. Вот как вспоминал о его появлении на аэродроме заместитель командира 267-го иап Н.Ф. Исаенко: «Невысокий черноглазый майор в новеньком кителе с воротничком, туго охватывающим загорелую, коротковатую шею. На кителе майора горели алой эмалью четыре боевых ордена, сверкала золотом Золотая Звезда Героя… Еще одно описание летчика: «Роста выше среднего, плотный, ладный. Приятное, лицо, лоб высокий, крутой, большие карие глаза смотрели из-под черных бровей изучающе цепко. Улыбаясь, он как-то по-особенному щурил глаза, отчего серьезное, даже суровое лицо его делалось вдруг мягким, по-детски доверчивым». Николай Исаенко впоследствии стал боевым другом Щирова. Он посвятил ему немало страниц в книге своих воспоминаний.

В июне 1943 г. 236-ю иад перебросили на Южный фронт. Подготовку к перебазированию и контроль за ее проведением комдив возложил на Исаенко и Щирова. Все время они проводили в частях. Близость начала освобождения Украины, где у обоих томились под игом захватчиков родные, лишь усиливала нервное напряжение.

При возобновлении нашего наступления на Донбасс, вечером 18 августа 1943 года, комдив 236-й иад В.Я. Кудряшов вызвал к себе летчиков. Они вылетели втроем. Ведущим у комдива шел Щиров, прикрывал их Исаенко. Вот и долгожданная «свободная охота». В районе Куйбышево над участком прорыва летчики встретили около полусотни Ю-88. Сзади и сверху Кудряшов и Щиров атаковали противника. В первой же атаке очередь стрелка вражеского бомбардировщика настигла самолет комдива, и он, получив ранение в бедро, вышел из боя. Тем не менее, непрерывно атакуя, Щиров и Исаенко и вызванные затем на помощь истребители в скоротечном воздушном бою сбили семь бомбардировщиков.

20 августа, контролируя действия 611-го иап, Щиров и Исаенко вылетели группой из шести «яков» в район Успенской. В воздушном бою сбили по «мессеру», при этом Исаенко великодушно уступил место для атаки Щирову. Напряженный бой двум асам пришлось выдержать в середине сентября. Выполняя разведывательный полет, над городом Сталино они встретили четыре Me-109. Немцы разбились на пары, заняли выгодное положение: попробуй летчики атаковать одну пару, их бы тот час с хвоста атаковала вторая. Щиров,не колеблясь, ринулся в бой. Прикрывая его, Исаенко подбил ведущего другой пары. Оставшиеся немцы отступили.

Линия фронта неумолимо приближалась к родному селу Щирова. Село Акимовка и его окрестности представляли собой сильный противотанковый узел врага. Он подвергался интенсивной артиллерийской обработке, бомбардировкам, обстрелу из танков и самоходок. Щиров сильно переживал происходящее, боялся, что не увидит мать в живых. К счастью, ни один снаряд не разворотил погреб, где она скрывалась вместе с другими женщинами и детьми. Когда Щиров вернулся из освобожденной нашими войсками Акимовки, его лицо сияло счастьем.

В составе 236-й Львовской Краснознаменной иад полки Щирова (267-й и 117-й иап) освобождали от немецко-фашистких захватчиков родную Украину, Молдавию, принимал активное участие в Львовско-Сандомирской и Яссо-Кишиневской стратегических операциях, в освобождении Румынии, Болгарии, Венгрии и Югославии, столиц Бухарест и Белград.  Под командованием Щирова 267-й иап стал Краснознаменным и Нижнеднестровским, и был представлен к преобразованию "Гвардейский".

Весной 1944 года Щирову, как одному из самых опытных летчиков-истребителей, выполнявший сложнейшие боевые задания в ночных горных условиях, по спецзаданию Правительства СССР доверили участвовать в операции по прикрытию ЛИ-2, на котором эвакуировали из окружения командующего Югославской Народной армии маршала Иосифа Броз Тито и его штаб с Динарского нагорья.

С октября 1944 года 236-я иад была передана в усиление авиагруппы гв. генерала-майора Витрука и авиагруппа фактически находилась в распоряжении Верховного командующего Народной Освободительной Армии Югославии маршала Иосипа Броз Тито. Помимо выполнения боевых задач по разгрому немецких группировок в Югославии 236-я иад выполняла поставленную задачу по формированию истребительной авиации ВВС Югославской Народной армии и подготовке летных и технических кадров для югославских ВВС. Командир полка 267-го иап, а затем 117 гиап Щиров активно участвует в выполнении поставленных задач.

В составе 236-й Львовской Краснознаменной истребительной авиадивизии Щиров и его полк освобождал от немецко-фашистких захватчиков родную Украину, Молдавию, принимал активное участие в Львовско-Сандомирской и Яссо-Кишиневской стратегических операциях, в освобождении Румынии, Болгарии, Венгрии и Югославии, столиц Бухарест и Белград. 

После Победы и выполнения задачи по становлению на крыло ВВС югославской Народной армии полк Щирова из Югославии перевели в Армению, г Ленинакан на место постоянного базирования.

Продолжение 2

 

Copyright MyCorp © 2022
Создать бесплатный сайт с uCoz