В августе 1944 г. полк вышел к границам СССР и начал освобождать страны восточной Европы.
Ясско-Кишиневская операция: С 27.07.1944 г. по 26.09.1944 г. 166-й гв.шап в составе 5-й Воздушной армии и 2-го Украинского фронта. В соответствии с утвержденным Ставкой ВГК планом предстоящей наступательной операции 10-я гвардейская штурмовая авиадивизия и 166-й гвардейский штурмовой авиаполк обеспечивали с воздуха эту операцию 2-го и 3-го Украинских фронтов. 28.07.1944 полк перебазировался на аэродром в освобожденный Тернополь. С развитием успешного наступления полк громил врага в глубине его обороны, уничтожала резервы противника, его укрепления, мешающие продвижению танков. Одновременно с основной задачей по штурмовке техники и живой силы противника части дивизии собирали разведданные о сосредоточении и передвижении вражеских войск. 22 августа 1944 полк в течение всего дня группами под прикрытием истребителей наносил бомбоштурмовые удары по артиллерии и танкам противника, по отходившим колоннам противника на дороге Тыргу-Фрумос — Роман, уничтожал переправы через реку Серет и скопления автомашин на переправах в районе Могоетити, Миклаушапи, Ротунда, Сарна, подавляла огонь батарей на позициях, а также уничтожал подходящие из района Васлуя резервы. 23 августа 1944 массированные штурмовые удары с воздуха взломали оборону противника, проходившую по южному берегу реки Бахлуй на рубеже Падуплоаей — Яссы. В этот день войска 2-го Украинского фронта между реками Серет и Прут овладели важным узлом коммуникаций и сильным опорным пунктом обороны противника городом Васлуй.
Приказом Верховного Главнокомандующего Сталина от 23 августа 1944 года № 170 было отмечено, что в боях за овладение городом Васлуй отличились летчики 166-го гвардейского штурмового авиаполка майора Войтекайтеса. Этим Приказом за отличное ведение боевых действий личному составу полков 10-й гвардейской дивизии была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего, а полк был награжден Орденом Боевого Красного Знамени и стал именоваться как 166-й гвардейский Краснознаменный штурмовой авиационный полк.
Освобождая Молдавию войска 2-го и 3-го Украинских фронтов вышли на государственную границу СССР, пересекли ее и сходу стали освобождать Румынию, затем Болгарию и Югославию от немецко-фашистких захватчиков. Взаимодействуя с частями 6-й танковой армии, летчики 166-го гвардейского авиаполка наносили массированные штурмовые удары с воздуха, взломали оборону противника, проходившую по южному берегу реки Бахлуй на рубеже Падуплоаей — Яссы. При содействии штурмовой авиации 10-й гвардейской авиадивизии и 166-го гвардейского авиаполка 27 августа была ликвидирована окруженная группировка противника восточнее реки Прут, а 29 августа уничтожены вражеские части, которым удалось переправиться через Прут юго-западнее Хуши. Развивая наступление, войска фронта штурмом овладели городами и крупными узлами коммуникаций Фокшаны и Рымникул-Сэрат (Рымник). Полк громил врага в глубине его обороны, уничтожал резервы противника, его укрепления, мешающие продвижению танков. Одновременно с основной задачей по штурмовке техники и живой силы противника летчики собирали разведданные о сосредоточении и передвижении вражеских войск. 30 августа были освобождены города Плоешти и Крайово, а 31-го освободили столицу Румынии Бухарест. 31 августа 1944 года столица нашей Родины Москва салютовала славным освободителям города Бухарест. Приказом Верховного Главнокомандующего от 31.08.1944 года № 183 было отмечено, что в боях за овладение городом Бухарест отличились летчики 10-й гвардейской ШАД генерал-майора авиации Витрука. С 27.09.1944 по 15.05.1945 г. 166-й Гв. ШАП в составе 17-й Воздушной армии и 3-го Украинского фронта. После освобождения столицы Румынии г. Бухарест, полк получил приказ перебазироваться на новый аэродром на западе Румынии в Северной Трансильвании, где участвовал в. боях за город Клуж (Клуж—Напока). Необходимо было организовать перелет через Трансильванские Альпы. После разгрома немецкой группировки в районе города Клуж, полк получил приказ перебазироваться в район Крайово, юго-запад Румынии. В сложных осенних метеоусловиях, при незнакомом климате Румынии, полк два раза производил перебазировку через горы Трансильванских Альп по маршруту Бухарест - Сибиу и затем Сибиу - Крайово. Пришлось решать ряд вопросов, связанных с перебазированием полка, что было сделать не так просто. Тем не менее, полк перебазировался на аэродром в городке Видин (Болгария) за одни сутки, ни на час не прекращая выполнение боевых вылетов. Благодаря четкой организации перелетов и разведки погоды оба перебазирования были произведены без единой потери и поломки. В ночь на 28 сентября 1944 г. войска 3-го Украинского фронта пересекли болгаро-югославскую границу и вступили на территорию Югославии. Полк стал обеспечивать действия первого эшелона фронта, в частности 57-й армии и 4-го гвардейского механизированного корпуса, а также частей Народно-освободительной армии Югославии. 166-й гвардейский авиаполк в начале октября 1944 года продолжал дезорганизовывать железнодорожные и автомобильные перевозки врага, уничтожать его живую силу и боевую технику на марше и в районах сосредоточения, совершал налеты на аэродромы Земун, Нови-Сад, громил противника в районе Неготина и Милановца. Белградская наступательная операция: 16.10.1944 года полк перебазировалася на аэродром Црвена-Црква. На рассвете 17 октября краснозвездные Илы 166-го полка под прикрытием истребителей уже взлетали чтобы проложить путь наступающим на Белград войскам. В этот день был нанесен урон и уничтожены: скопления войск и техники противника в окруженном Белграде; в районе Земуна уничтожены артиллерийские позиции и резервы противника подходящие на помощь окруженному белградскому гарнизону, аэродром в Нови-Сад. В середине октября 1944 года успешную борьбу танками отступавших по горным дорогам частей гитлеровцев вели летчики 166-го гвардейского штурмового авиационного полка Войтекайтес А. Н., Дудкин А. П., Захаров Н. С., Зинченко В. Н., Калачев А. А., Пестров Б. А., Стародубцев Г. С., ФоминЕ. А. и Фролов И. Т., в последствии Герои Советского Союза. Летчики проникали в, казалось бы, недоступные ущелья, теснины, оставляя после своих атак разбитые «пантеры», «фердинанды», сгоревшие вагоны, грузовики. 20 октября 1944 года советские войска совместно с войсками Народно-освободительной армии Югославии освободили столицу Югославии - Белград, города Нови сад и Панчево от немецко-фашистских захватчиков. В числе отличившихся в белградской освободительной операции были названы и летчики 166-го гвардейского штурмового авиаполка. С октября 1944 года полк оказывал помощь Югославии в создании ее ВВС. В наступившем Новом 1945-м году полк вел бои в районе реки Драва и продвигался на запад по землям Венгрии и Югославии. Используя как паузы между боями, так и собственно боевые действия, командиры и инженеры 166-го гвардейского полка успешно обучали и передавали свой опыт югославским летчикам. Для инструкторской и преподавательской работы были выделены лучшие летные и технические кадры, организован учебный центр по подготовке летчиков и по подготовке инженерно-технического состава. В кратчайшие сроки и в ходе выполнения боевых задач в 166-м полку прошел обучение и был поставлен на крыло боевой штурмовой авиаполк Югославских ВВС.
Балатонская наступательная операция: Завершение окончательного этапа освобождения Югославии создали благоприятные условия для ведения боевых действий советских войск на будапештском и венском стратегических направлениях. После завершения Белградской операции и последующего наступления югославской армии главные силы 3-го Украинского фронта, в том числе и 166-й гвардейский авиаполк были переброшены на левобережье Дуная для наступления в глубь Венгрии. Полк прикрывал с воздуха плацдармы и переправы, обеспечивал прикрытие сосредоточиваемых войск фронта для развертывания дальнейших боевых действий по освобождению Венгрии и Австрии. Одновременно полк не прекращал боевых вылетов на поддержку боевых действий НОАЮ. Вторая половина февраля и март 1945 г. для войск 3-го Украинского фронта оказалась напряженной. На отдельных участках гитлеровцы предпринимали частые контратаки, силясь отбросить наши части за Дунай. Обреченный на гибель враг вводил последние резервы, отчаянно сопротивлялся, пытаясь ускользнуть от сурового возмездия. 166-й гвардейский штурмовой авиаполк принимал активное участие в этих упорных боях, своими ударами полк в огромной мере препятствовал продвижению противника на правый берег. 23 марта войска 3-го Украинского фронта, отразив атаки одиннадцати танковых дивизий гитлеровцев юго-западнее Будапешта, перешли в наступление и овладели городами Секешфехервар, Мар, Зирес, Веспрем, Саксард. Вечером в сообщении Совинформбюро зачитали Приказ Верховного главнокомандующего Сталина № 306 от 23.03.1945 об успехах 3-го Украинского фронта в освобождении венгерских городов. В числе отличившихся были названы и летчики гвардии 10-й гвардейской шад генерал-майора авиации А. Н. Витрука. Большую помощь наземным войскам оказали летчики 166-го авиаполка, которые нанесли сокрушительные удары по железнодорожным станциям. При налете на один железнодорожный узел было повреждено и уничтожено 15 паровозов, 150 вагонов, 20 цистерн. Метким огнем летчиков-истребителей были сожжены два находящихся в пути эшелона с войсками противника. Завершив освобождение Венгрии, в начале апреля 1945 года полк стал вести боевые действия на территории Австрии и одновременно полк поддерживал наступление 1-й, 2-й, 3-й югославских армий и 1-й болгарской армии в междуречье Дуная и Савы, на рубеже Вуковар, река Сава. 12 апреля освободили город Вуковар и ряд других населенных пунктов. 13 апреля ее войска форсировали Драву, освободили Валпово, а вскоре и город Осиек и Дони-Михоляц. К концу апреля – началу мая Югославская армия при поддержке 166-го полка бок о бок с поставленными полком на крыло югославскими летчиками освободила всю территорию Югославии, города Вуковар, Валпово, Осиек, Дони-Михоляц, Загреб, Марибор, Карловац, Риека, Славонски-Брод и итальянский город Триест. Правительство Югославии высоко оценили боевую работу полка в боях за освобождение страны и помощь в формировании ВВС Народно-Освободительной армии Югославии. Командир 166-го полка гвардии майор Войтекайтес А.Н. и ряд других летчиков полка были награждены высокими правительственными наградами Югославии. 241-й, он же 166-й гвардейский Краснознаменный штурмовой авиаполк прошел долгий путь по дорогам войны, защищал Ригу, Москву, Тулу и Сталинград, освобождал Воронеж, Орел, Курск, Белгород, освобождал Украину и ее города: Харьков, Суммы, Полтаву, Виницу, Черкассы, Киев, Житомир, Белую Церковь, Луцк, Тернополь, Львов, Ивано-Франковск; освобождал Молдавию и ее столицу Кишинев. Освобождал Румынию, Сербию, Хорватию, Словению, Венгрию, Австрию и даже Италию. Участвовал в боях за освобождение трех европейских столиц – Бухареста, Белграда и Будапешта и огромного ряда других европейских городов. День победы 9-го мая 1945 года 166-й гвардейский Краснознаменный штурмовой авиаполк вместе с югославскими товарищами встретили в Словении. Продолжавшие сопротивление остатки немецких войск группы армий «Е» стремились вырваться из сжимавшегося вокруг кольца окружения на территории Словении и Австрии и сдаться в плен английским войскам. Боевые действия полка по их ликвидации продолжались по 15 мая.