Пятница, 29.11.2024, 00:02
166-й гвардейский Краснознаменный авиаполк

Аэродром Сандар (Марнеули)

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость RSS
Я Летчик
Title
Гость!

Мы рады приветствовать Вас на сайте. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь!

Меню сайта
МЕНЮ ФОТО-АЛЬБОМА
Kalendar
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи

История 10-й Гв.ШАД (Часть 2)
Освобождение юго-восточной Европы

      Освобождая Молдавию войска 2-го и 3-го Украинских фронтов вышли на государственную границу СССР, пересекли ее и сходу стали освобождать Румынию, затем Болгарию, Югославию, Венгрию и Австрию от немецко-фашистких захватчиков.
         Взаимодействуя с частями 6-й танковой армии, летчики 10-й гвардейской дивизии выполняли поставленные перед ними командованием фронта сложные задачи. Развивая наступление, войска фронта при содействии авиации 10-й гвардейской ШАД штурмом овладели городами и крупными узлами коммуникаций Фокшаны и Рымникул-Сэрат (Рымник).
        30 августа войска 2-го Украинского фронта совместно с румынскими патриотами освободили город Бузэу и Плоешти, 31-го освободили столицу Румынии Бухарест. 31 августа 1944 года столица нашей Родины Москва салютовала славным освободителям города Бухарест. Приказом Верховного Главнокомандующего от 31.08.1944 года № 183 было отмечено, что в боях за овладение городом Бухарест отличились летчики генерал-майора авиации Витрука.
        10-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия громила врага в глубине его обороны, уничтожала резервы противника, его укрепления, мешающие продвижению танков. Одновременно с основной задачей по штурмовке техники и живой силы противника летчики 10-й дивизии собирали разведданные о сосредоточении и передвижении вражеских войск.
       Действуя в интересах 6-й танковой армии, боевые экипажи 10-й гвардейской штурмовой авиадивизии Витрука на территории Румынии совершили 2500 самолето-вылетов, сбросили на врага 8800 противотанковых и осколочных бомб, сожгли больше сотни танков, самоходок и автомашин противника.
         22/27.09.44 10-я гвардейская штурмовая дивизия по приказу Ставки передана в 17-ю воздушную армию, 3-й Украинский фронт. Дивизия получила приказ перебазироваться на новые аэродромы на юго-западе Румынии. Необходимо было организовать перелет через Трансильванские горы.
         В ночь на 28 сентября 1944 г. войска 3-го Украинского фронта пересекли болгаро-югославскую границу и вступили на территорию Югославии. 10-я гвардейская шад (166-й гвардейский полк) стала обеспечивать действия первого эшелона фронта, в частности 57-й армии и 4-го гвардейского механизированного корпуса, а также частей Народно-освободительной армии Югославии.
         10-я гвардейская шад в начале октября 1944г. продолжали дезорганизовывать железнодорожные и автомобильные перевозки врага, уничтожать его живую силу и боевую технику на марше и в районах сосредоточения, совершали налеты на аэродромы Земун, Нови-Сад, громила противника в районе Неготина и Милановца.
        Точно по разработанному советским командованием плану 8 октября 1944 г. югославские и болгарские войска перешли в совместное наступление на направлениях Ниш - Лесковац, Скопле - Велес. Надежно поддерживаемые летчиками 10-й гвардейской ШАД (166-го гвардейского полка), они отвлекли на себя значительные силы противника, а затем и разгромили их.
      16.10.1944 дивизия перебазировалась на аэродромы в Бела-Црква, Црвена црква, Пожаревац, Крагуевац.
     20 октября 1944 года советские войска совместно с войсками Народно-освободительной армии Югославии освободили столицу Югославии - Белград, города Нови Сад и Панчево от немецко-фашистских захватчиков. В числе отличившихся в белградской освободительной операции были названы и летчики 1- й гвардейской авиационной дивизии гвардии генерал-майора авиации Витрука. Верховный Главнокомандующий Сталин приказом объявил воинам дивизии благодарность.
       Маршал И. Броз Тито обратился к участникам освобождения Белграда с письмом, которое заканчивалось такими словами: «Кровь, пролитая в совместном бою против общего врага, навеки закрепит братство народов Югославии с народами Советского Союза».
       20-го октября 1944 года столица нашей Родины Москва салютовала славным освободителям Белграда.
       29 октября «Илы» 10-й гвардейской дивизии перед фронтом югославских войск уничтожили технику и живую силу противника, отходившего в район Чалак — Кралево.
Подводя итоги боев за Белград, командование наземных войск высоко оценило действия авиации. И эта оценка была вполне заслуженной. Только 10-й штурмовой авиационный корпус за время Белградской операции произвел 1949 боевых самолето-вылетов.
        К сожалению, Дудкин Александр Павлович не дожил до Дня Победы, отдал свою жизнь за свободу Югославии. 04.01.1945 г. он геройски погиб при выполнении боевого задания в небе Югославии. Похоронен в братской могиле на площади г. Нови-Сад.
       13 ноября 1944 г. части НОАЮ совместно с болгарскими войсками и поддержкой 10-й гвардейской штурмовой авиадивизии овладели Подуевом, Прешовом, Кумановом и вели бой за Скопле.
      В октябре 1944 Верховный главнокомандующий Народно-освободительной армией Югославии Иосип Броз Тито обратился к советскому командованию с просьбой оказать Югославии помощь в создании югославских военно-воздушных сил. Было решено на базе 10-й гвардейской шад создать авиационную группу.
     19 октября 1944 в порядке оказания помощи Югославии в создании ВВС, приказом Верховного Главнокомандующего Сталина была создана группа Советских военно-воздушных сил, возглавляемая генерал-майором авиации Витруком на базе 10-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии, усиленной 236-й Львовской истребительной авиационной дивизией полковника Кудряшова и 9-м районом авиационного базирования полковника Кривошапко.
      С октября 1944 года по 15 мая 1945 года группа фактически находилась в распоряжении Верховного командующего югославской армией маршала Иосипа Броз Тито. Помимо выполнения боевых задач по разгрому немецких группировок в Югославии, на авиационную группу была возложена подготовка летных и технических кадров для югославских ВВС. Совместно с НОАЮ авиагруппа выполняла боевые задания и одновременно вела подготовку и переподготовку летных и технических кадров, а также штабов югославских ВВС.
       Для инструкторской и преподавательской работы были выделены лучшие летные и технические кадры, организованы учебные центры по подготовке летчиков на аэродромах Земун, Темерин и по подготовке инженерно-технического состава в Нови-Сад.
     Югославских летчиков распределили по авиационным полкам. Закипела напряженная учебно-летная и боевая подготовка. Летчики-инструкторы выполняли в день по десять и более вылетов. В инструкторскую работу включились все командиры полков авиационной группы, командиры эскадрилий и звеньев. Особенно много потрудились Герои Советского Союза А. А. Добкевич, И. А. Домбровский, А.А. Калачев, Н. С. Захаров, Б. А. Пестров, А. В. Раков, Е. А. Фомин и многие другие.
В конце ноября в группе проходили подготовку 176 югославских летчиков, из них 80 штурмовиков и 96 истребителей. 400 человек овладели техническими специальностями, 2100 стали специалистами аэродромного обслуживания. Всего же авиагруппа генерала А. Н. Витрука подготовила для ВВС Югославии около 300 летчиков и более 3400 авиатехников. Это позволило в начале 1945 г. сформировать 1-ю истребительную и 1-ю штурмовую авиационные дивизии НОАЮ. На «Яковлевых» и «ильюшиных» вылетели первые югославские летчики. Боевое содружество воинов двух армий закреплялось в небе.
         Югославские летчики были хорошими учениками, быстро впитывали знания и опыт, стремились как можно быстрее встать в боевой строй. И успехи были налицо.Так в самом конце ноября 1944 г. Н. И. Должанский вместе с югославским летчиком Дуко Бажевичем выполнил сложное боевое задание в горной местности по уничтожению сильно укрепленного моста на реке Драва.
       С нашими командирами полков летали будущие командиры частей югославских ВВС Липовщак, Попович, Билевич, Мальнарич и другие. Командование авиагруппы передавало югославским товарищам опыт по планированию и организации управления боевыми действиями штурмовиков и истребителей.
Правительство, Министерство народной обороны Югославии высоко оценили боевую работу 17-й воздушной армии в боях за освобождение страны и помощь в формировании ВВС НОАЮ.
         Смертью храбрых в борьбе за освобождение столицы Югославии и югославской земли погибли Герои Советского Союза, 04.01.1945 г. гвардии старший лейтенант Дудкин (похоронен в братской могиле на площади города Нови-Сад), 18.01.1945 г. гвардии старший лейтенант Алимкин (похоронен в городе Бачки-Брестовац), старшийлейтенант Дудкин (похоронен в братской могиле на площади г. Нови-Сад), летчики-гвардейцы младшие лейтенанты Безруков, Бондарев, Холин, Яковлев. Югославское правительство высоко оценило заслуги советских воинов в освобождении Югославии. Многие солдаты, сержанты, офицеры, генералы были награждены югославскими орденами и медалями.
 

Балатонская наступательная операция

         Завершение Белградской операции и последующее наступление югославской армии с целью окончательного освобождения страны создали благоприятные условия для ведения боевых действий советских войск на будапештском и венском стратегических направлениях. 

         После завершения операции главные силы 3-го Украинского фронта, в том числе и авиационная группа генерал-майора Витрука, были переброшены на левобережье Дуная для наступления в глубь Венгрии. Одновременно полки авиационной группы Витрука не прекращали боевых вылетов на поддержку боевых действий НОАЮ. В отдельные дни все имеющиеся силы группы поддерживали действия НОАЮ по завершению освобождения Югославии.
        Авиационная группа Генерал-майора Втирука прикрывала с воздуха плацдармы и переправы, обеспечивала прикрытие сосредоточиваемых войск фронта для развертывания дальнейших боевых действий по освобождению Венгрии.
       Наступил новый, 1945-й год. Советская армия на многие сотни километров отбросила от своих рубежей гитлеровскую нечисть. Войска 3-го Украинского фронта, форсировав Дунай, прорвали оборону противника севернее реки Драва и продолжали продвигаться на запад по землям Венгрии и Югославии. Используя паузы между боями, командиры и инженеры полков обучали, передавали свой опыт, контролировали, проверяли ход подготовки югославских авиаторов.
       Вторая половина февраля и март 1945 г. для войск 3-го Украинского фронта оказалась напряженной. На отдельных участках гитлеровцы предпринимали частые контратаки, силясь отбросить наши части за Дунай. Обреченный на гибель враг вводил последние резервы, отчаянно сопротивлялся, пытаясь ускользнуть от сурового возмездия. Авиационная группа генерал-майора Витрука принимала участие в этих упорных боях.
       20 марта войска 3-го Украинских фронтов вышли за Дунай восточнее Комарно, отрезав гитлеровским войскам путь к отступлению на запад. Перед авиационной группой А. Н. Витрука была поставлена задача: штурмовыми и бомбовыми ударами уничтожать рассеянные группировки отходящего противника.
        Во время операции на плацдарме реки Драва севернее Велново в период с 6 по 22 марта 1945 года успешно действовала авиация 10-й гвардейскоц штурмовой авиадивизии, которая своими меткими ударами в огромной мере препятствовала продвижению противника на правый берег. Храбрые авиаторы выполняли свои задания, не считаясь ни с какими опасностями, несмотря на огневую мощь ПВО противника...
        24 марта войска 3-го Украинского фронта при поддержке штурмовиков 10-й гвардейской шад, отразив атаки одиннадцати танковых дивизий гитлеровцев юго-западнее Будапешта, перешли в наступление и овладели городами венгерскими Секешфехервар, Мар, Зирес, Веспрем, Саксард и австрийским городом Грац.
Освобождение Югославии
        Войска 3-го Украинского фронта, завершив освобождение Венгрии, в начале апреля 1945 г. перенесли боевые действия на территорию Австрии.
        В апреле 1945 года авиационная группа Витрука в месте с подопечными первыми полками ВВС Югославской армии поддерживали наступление 1-й, 2-й и 3-й югославских армий в междуречье Дуная и Савы, на рубеже Вуковар, река Сава. 12 апреля освободили город Вуковар и ряд других населенных пунктов. 13 апреля ее войска форсировали Драву, освободили Валпово, а вскоре и город Осиек. Наступление велось в тесном взаимодействии с 1-й болгарской армией. 15 апреля югославские и болгарские части при поддержке штурмовиков группы Витрука освободили Дони-Михоляц. К концу апреля – началу мая Югославская армия освободила всю территорию Югославии, а также итальянский город Триест.
         При участии авиационной группы Витрука бок о бок с поставленными на крыло летчиками и войнами Югославской армии были освобождены города Вуковар, Валпово, Осиек, Дони-Михоляц, Загреб, Марибор, Карловац, Риека, Славонски-Б
        В конце ноября в группе проходили подготовку 176 югославских летчиков, из них 80 штурмовиков и 96 истребителей. 400 человек овладели техническими специальностями, 2100 стали специалистами аэродромного обслуживания. Всего же авиагруппа генерала А. Н. Витрука подготовила для ВВС Югославии около 300 летчиков и более 3400 авиатехников{88}. Это позволило в начале 1945 г. сформировать род и Итальянский город Триест.
         В апреле летчики авиагруппы Витрука сделали 1945 боевых самолето-вылета. За первую декаду мая было совершено еще более 200 самолето-вылетов на штурмовку живой силы, техники и коммуникаций врага. 1-ю истребительную и 1-ю штурмовую авиационные дивизии НОАЮ.
        Всего за шесть месяцев авиационная группа А. Н. Витрука подготовила около четырех тысяч авиационных специалистов, командование группы помогло югославам сформировать управление авиационного корпуса. Более трех десятков югославских летчиков получили боевое крещение под опекой летчиков авиационной группы Витрука. Было восстановлено 14 и построено 24 аэродрома. Генеральный штаб Югославской армии высоко оценил боевые действия авиагруппы генерала Витрука. В частности, было отмечено: «В операциях 1, 2 и 3-й наземных армий в общем решительном наступлении Югославской армии в начале апреля 1945 г. авиагруппа своими успешными и эффективными действиями помогла быстрому и успешному прорыву обороны противника».
        За героические дела и немеркнущие подвиги в борьбе против общего врага, отличную подготовку летного и технического состава для югославских ВВС многие наши воины были отмечены не только советскими, но и югославскими орденами и медалями.
        Оставив в дар югославскому народу около 250 боевых самолетов, другую технику и вооружение, авиационной группа, гвардейцы 10-й гвардейской штурмовой Воронежско-Киевской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова авиационной дивизии в составе:
- 165-го гвардейского штурмового Станиславского Краснознаменного авиационного полка;
- 166-го гвардейского штурмового Краснознаменного авиационного полка;
- 167-го гвардейского штурмового авиационного Староконстантиновского ордена Суворова полка;
- 168-го гвардейского истребительного Краснознаменного авиационного полка
в конце  мая 1945 года во главе со своим командиром генерал-майором Витруком на транспортных самолетах возвратились на Родину. Торжественными были проводы воинов-победителей на югославской земле. Родина также торжественно и тепло встречала победителей.

         Так закончилась Великая Отечественная война для гвардейцев 10-й гвардейской ШАД .

           10-я Гв.ШАД в составе 165-го, 166-го, 167-го и 168-го гвардейских полков получила назначение в ЗАКВО, 11-я Воздушная армия (в январе 1949 года переименованная в 34-ю Воздушную армию). Дивизия  получила новую матчасть - штурмовик ИЛ-10.

          В июле 1956-го года 10-я гв.шад переформирована в 118-ю Гвардейскую истребительную авиадивизию 34-й Воздушной армии ЗАКВО (в/ч 49782) и стала переучиваться на новую матчасть - истребители МИГ-15.  Штаб дивизии находился в Марнеули (аэродром Сандар). В 1957-1959 годах командиром 118 Гв.ИАД был полковник Бутурлин Ф.   167-й уже Гвардейский истребительный авиаполк базировался в Цулукидзе, 166 Гв. ИАП базировались на аэродроме Сандар (Марнеули) и 168-й Гв.ИАП базировался в Б.Шираках. При переформировании авиадивизии 165-й Гв.ШАП, базировавшийся вместе со 166-м Гв.ШАП на аэродроме Сандар, расформировали.

          В мае 1959-го года 118-ю гв. авиадивизию расформировали, 166-й и 167-й Гвардейские авиаполки передают в ПВО в вновь сформированный Закавказский корпус ПВО (со штабом в г.Тбилиси), 168-й Гвардейский ИАП остается в 34-й ВА, но переформировывается в истребительно-бомбардировочный авиаполк без перемены мест базирования полков.   

      Так закончила свой боевой путь славная 10-я  гвардейская штурмовая Воронежско-Киевская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова авиационная дивизия.

 

 

 

Категория: Статьи | Добавил: Stanislav_Semiletov (10.12.2010)
Просмотров: 2066 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz