Четверг, 18.04.2024, 16:53
166-й гвардейский Краснознаменный авиаполк

Аэродром Сандар (Марнеули)

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость RSS
Я Летчик
Title
Гость!

Мы рады приветствовать Вас на сайте. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь!

Меню сайта
МЕНЮ ФОТО-АЛЬБОМА
Kalendar
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
 "Случайное" столкновение
"СЛУЧАЙНОЕ" СТОЛКНОВЕНИЕ
Сыртланов Марат

"18 июля 1981 года самолет не установленной принадлежности со стороны Ирана вошел в воздушное пространство Советского Союза в районе города Еревана.На все запросы советских наземных средств контроля за полетами самолетов и попытки оказания ему помощи экипаж самолета не отвечал, продолжал полет над советской территорией, совершая при этом опасные маневрирования.Через некоторое время этот самолет столкнулся с советским самолетом, разрушился и сгорел".(Сообщение ТАСС от 23 июля 1981 г.)Кроме приведенного сообщения, в советской печати не появилось никакой информации о ЧП в небе Армении. Сведения о случившемся были засекречены и до сего дня у нас не обнародованы. Правда, в зарубежной печати высказывались версии трагедии. Но ни опровержений, ни подтверждений с нашей стороны не последовало. И вот мне довелось встретиться с непосредственным участником этого ЧП полковником ВВС Валентином КУЛЯПИНЫМ. Он и рассказал о том, что же на самом деле случилось 18 июля 1981 года в небе Армении.

ОРУЖИЕ ДЛЯ ХОМЕЙНИ

Начну с того, что сообщалось об инциденте в западной печати. Сразу после трагедии средства массовой информации заполнили многочисленные интервью с турецкими авиадиспетчерами.
Воздушное судно, сообщали они, направлялось из Тегерана в Тель-Авив. Вдруг, когда оно находилось над Северной Турцией, отметка на экранах радаров резко отклонилась в направлении границы с СССР и пересекла ее. На запросы из аэропорта в Анкаре экипаж самолета не отвечал. Вскоре радар высветил на встречно-пересекающемся курсе еще одну цель. Через несколько минут две светящиеся точки слились в одно яркое пятно и... погасли.
Погибший самолет принадлежал аргентинской авиакомпании и за месяц до трагедии был зафрахтован неким шотладцем Стюартом Мак-Кафферти. Стоило журналистам всерьез заняться его личностью, как всплыла детективная история в жанре триллера.

Когда в Иране произошла исламская революция под руководством аятоллы Хомейни, США наложили эмбарго на поставки оружия этому режиму. Однако иранские спецслужбы сумели заключить ряд закулисных сделок через третьи страны. Наиболее крупная из них осуществлялась именно через шотландца Стюарта Мак-Кафферти, который возглавил операцию по доставке вооружения американского производства из Тель-Авива в Тегеран на сумму 15 миллионов фунтов стерлингов.
В конце июня 1981 года Мак-Кафферти появился в Буэнос-Айресе на аэродроме Эсейса в офисе небольшой фирмы по прокату самолетов "Транспортэ аэро риоплэтэнс", имеющей репутацию компании, "не задающей лишних вопросов". Он зафрахтовал самолет СЛ-44 (аналог советского Ил-18) якобы для перевозки фармацевтических товаров.
Советская контрразведка получила информацию об операции по продаже оружия Ирану и предприняла меры по ее пресечению. Поскольку сбить СЛ-44 над иностранной территорией было чревато серьезным международным скандалом, его решили заманить в советское воздушное пространство. Для этой цели использовали новую по тем временам технологию: с помощью ложных навигационных радиосигналов СЛ-44 был уведен с маршрута. В небе над Арменией его попытались посадить наши истребители-перехватчики.

"ИДУ НА ТАРАН!"

Полковник Валентин Куляпин о дальнейшем мне рассказал так:
- В тот день я в звании гвардии капитана заступил на боевое дежурство. По сигналу тревоги занял место в самолете. Еще до взлета по переговорам в эфире понял: идет перехват реальной цели. Позже узнал, что до меня на нее выводили пару истребителей, но они не сумели посадить нарушителя или уничтожить его - главным образом по причине нерешительности офицеров боевого управления. Для меня эта помеха не могла сыграть серьезной роли, так как времени для перехвата оставалось очень мало и решение предстояло принимать самому.
Вскоре после взлета визуально обнаружил иностранный транспортный самолет. Земля отозвалась сразу: принудить к посадке. Я убедился, что нарушитель заметил мое присутствие и ему понятны мои предупредительные действия. Тем не менее он не подчинился моему приказу. Более того, он начал опасно маневрировать и создал прямую угрозу столкновения.

С земли поступила команда на уничтожение цели с помощью ракеты. Выполнить ее я уже не имел возможности. Пока выходил бы в точку ракетного пуска, нарушитель успел бы уйти за границу. Принял решение: иду на таран! Удар фюзеляжем и килем по стабилизатору нарушителя нанес серьезные разрушения обоим самолетам. В тот же миг я катапультировался. Экипаж СЛ-44, к сожалению, сделать этого не успел. Все погибли.

РАССЛЕДОВАНИЯ БЕЗ ОРГВЫВОДОВ

Боясь ответственности, некоторые руководители склоняли Куляпина дать ложные показания о якобы случайном столкновении с самолетом-нарушителем. Летчик не согласился. Он выполнял приказ на уничтожение и ничего другого.
18 июля Министерство обороны сформировало комиссию по расследованию случившегося под руководством заместителя командующего войсками Закавказского военного округа по ПВО генерал-полковника Агагусейнова. Еще одно расследование этого ЧП было назначено неделю спустя по распоряжению самого Л. Брежнева. Секретным постановлением совета министров СССР руководство комиссией было возложено на генерал-полковника А. Смирнова, которому рекомендовалось выдавать себя за представителя "Аэрофлота".

Материалы обоих расследований были переданы в совет министров СССР через маршала Ахромеева, но, вопреки Положению о государственном архивном фонде, в Центральный архив высших государственных учреждений страны не попали. Где они сейчас, неизвестно. Вероятно, затерялись в чиновничьих сейфах. Во всяком случае, ни к каким оргвыводам они не привели. А на международном уровне инцидент в небе Армении так и остался случайным столкновением самолетов. Тем не менее капитан Куляпин был представлен к званию Героя Советского Союза. В указе президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1981 года награда снижена до ордена Красного Знамени. Впрочем, за случайные столкновения не награждают вообще.
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz