Пятница, 19.04.2024, 17:24
166-й гвардейский Краснознаменный авиаполк

Аэродром Сандар (Марнеули)

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость RSS
Я Летчик
Title
Гость!

Мы рады приветствовать Вас на сайте. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь!

Меню сайта
МЕНЮ ФОТО-АЛЬБОМА
Kalendar
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
 С чего начинался аэродром Сандар

История образования аэродрома Сандар

Занимаясь историей полка, меня все время мучал вопрос: откуда и как появилось название аэродрома «Сандар»?
Копая интернет, изучая историю и анализируя старые карты, документы и прочую информацию, сделал небольшое «открытие»: мне вот только теперь удалось разобраться и стало понятно, откуда взялось название нашего аэродрома «Сандар»!

То, что аэродром стал называться от названия ж/д станции Сандар, это как бы понятно и известно. Неясно, откуда взялся этот топоним, его происхождение и что он означает?
Ни сами грузины, ни марнеульские азербайджанцы внятно не могли объяснить происхождение этого топонима.

Маленький экскурс в историю региона Борчало (Квемо Картли), на который помимо Грузии (в состав которой вошла северная часть Борчало), имеют притязания Аэербайджан и Армения (в состав которой вошла южная часть Борчало).

После завершения русско-турецкой войны 1877-1878 гг России и вторичного взятия крепости Эрзурум России окончательно отошли Карс и Аджария.
Для закрепления, защиты, освоения и развития этих территорий Император Александр II начал строить железную дорогу Тифлис - Ахтала - Алаверди - Караклис (Кировокан - Ванадзор) - Аммамлу (Спитак) - Александрополь (Кумайри - Гюмри - Ленинакан и опять Гюмри). После продолжительных проектных и изыскательских работ дорога началась строится в 1895 году и в 1899 году была сдана в эксплуатацию. Дорога проходила по территории Борчалинского уезда Тифлиской губернии.

В районе пересечения реки железной дороги речки Алгетки перед мостом была заложена разъездная станция. В то время среди ближайших населенных пунктов, что располагались рядом были старинные азербайджанские (как тогда называли - татарские) села чуть выше по левому берегу село Джандари и чуть ниже и дальше по правой стороне берега село Сарван. Джандари или по азербайджански Джандар, располагались за горкой на другом берегу Алгетки (в прогулках на "Семь деревьев" по другую сторону реки мы проходили мимо него).
Надо отметить, что центром Борчалинского уезда Тифлиской Губернии было армянское село Шулаверы, которое в советское время было переименовано в Шаумян (Шаумяни) и сохранило это название по настоящее время (при этом это село надо не путать со станцией Шулаверы и прилегающего к ней селения, существующее в настоящее время).

Тут нужно сделать опять небольшое отступление в историю края для понимания:
С наступлением советской власти, а также в связи с результатами грузино-армянской войны в декабре 1918-го года (до советской власти) и отчаянными боями грузинской и армянской армии под Шулаверами (Шаумяни) и Екатириненфельдом (Болниси) между Грузией и Арменией граница поменялась (южная горная часть Борчалинского уезда - русло реки Борчало, которая стала ныне называться Дебед, и Лори отошло Армении). Соответственно, поменялось и административное деление. Появился Борчалинский район с райцентром уже в Сарване, который постепенно с начала в обиходе, а потом и официально где-то с послевоенных времен стал называться Борчало и с 1952 года стал Марнеули.

Собирая и изучая разные карты, старинные и современные, меня все время сбивал с толку топоним Сандар/Candar/Sandar. Так вот, мое как бы открытие заключается в том, что когда строилась железная дорога, станцию назвали Сандар по имени близлежащего села Джандари! Дело в том, что село азербайджанское и до советской власти азербайджанский алфавит и письменность велась на латинице (как в Турции) и в таком их алфавите буква "С" читается как "ДЖ". Соответственно "Джандар" на тюрском пишется как "Candar". Как я полагаю, поскольку дорогу проектировали и строили русские, то на турецких картах (а их много попало нам во время русско-турецких войн 1829-1830, 1877-1878 гг) село было прописано как "Candar". Вот оттуда наши предки прочитали и написали название станции уже по русски - станция Сандар! И все сразу встало на место.

Топоним Джандар/Candar достаточно распространен. В Грузии (все достаточно рядом с Марнеули) есть еще два населенных пункта и одно озеро (под Гардабани) с одноименным названием Джандар. Джандар в переводе с персидского может означать: оруженосец, телохранитель; дружина дворцовой стражи правителя и ее солдаты. Жандарм и жандармерия, думаю, тоже от сюда вышло.
Судя по тому, что все эти населенные пункты стоят на древних дорогах шелкового пути и рядом есть древние крепости, то это, думаю, как то связано с выполнением их жителями охраной функции крепостей и защиты проходящих торговых караванов.

Если посмотреть еще дальше в историю, то можно увидеть, что Сарван (Марнеули) находился и находится на перекрестке древних дорог, сформировавшихся еще со времен Великого шелкового пути и много раньше великих морских географических открытий.
В Сарване сходились пути и дороги:
- На север шла дорога на большой Кавказский перевал (будущая военно-грузинская дорога) в русские княжества;
- На юг через Шулаверы (Шаумян) древняя кратчайшая дорога в Персию, Римскую империю и Византию;
- На запад через Агдара (Екатерининфельд, Люксембург, Болниси), Башкичет (Дманиси), Бармаксыз (Гуниа-Кала, Цалка) и через Джавахк к понтийским грекам и их портам на Черном море Батом (Батуми), Понти (Поти), Сухумкала (Сухум) и далее в Тьмутаракань (Кубань);
- На восток шла дорога из Мцхет (древняя столица Грузии) через Коды, Сандар и далее по правому берегу Алгетки до древнего Красного моста через речку Храм в сторону Каспия, Ширвани (Апшерон) и на север к Дербенту и Махачкале - Волге или на юг, огибая Каспий, далее в Китай (т.е не прямо вдоль Куры дорога шла, а именно через Сарван и далее на Красный мост).
Была еще пятая радиальная дорога так сказать местного значения на Акбулаг (Белый ключ, Тетри Цкаро).
И, наконец, в советское время была «отстроена» еще одна уже шестая радиальная дорога на восток вдоль по левому берегу Алгетки до совхоза Алгети, что на шоссе Рустави – Казах (эта дорога вроде как и сейчас в том же состоянии).

Именно поэтому в Марнеули, можно сказать, от центральной площади, где были главные ворота КПП старого городка, радиально расходились все эти дороги.

Тут нужно сделать опять небольшое отступление в историю и добавить:
В первую мировую войну на Кавказком фронте и в регионе впервые появилась и применялась авиация.
Именно с тех времен в Сарване (Марнеули) появилась авиация и аэродром Сандар, как место сборки и облета сгруженных самолетов с платформы станции Сандар.
После революции 1917 г. в Грузии бурно развивались события.
В мае 1918 года, несмотря на то, что территория Борчало оспаривалась Азербайджаном и Арменией, была заявлена в своем составе Грузинской Демократической Республикой.
В Сарване на аэродроме Сандар базировалась авиация сначала немецкого, а потом и английского экспедиционного корпуса. В декабре 1918 года немецкие войска ушли из Закавказья, а на их место вошли английские части, которые оставались в регионе до июля 1920 года.

В декабре 1918 г. когда из-за спорных территорий Борчало разыгралась Грузино-Армянская война и развернулись боевые действия и сражения в предместьях Шулавер – Садахло и в районе Екатриненфельда (Болниси, где компактно проживали немцы-швабы).
Что интересно уже тогда с аэродрома Сандар несколько самолетов авиации на стороне Грузинской армии летали бомбить позиции армян под Садахло, Шулаверы (Шаумяни) и Екатериненфельд (Болниси)

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz