Воскресенье, 18.11.2018, 00:24
166-й гвардейский Краснознаменный авиаполк

Аэродром Сандар (Марнеули)

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость RSS
Анисимов: Я Летчик
Title
Гость!

Мы рады приветствовать Вас на сайте. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь!

Меню сайта
МЕНЮ ФОТО-АЛЬБОМА
Kalendar
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи

История 10-й Гв.ШАД (Часть 1)
История 10-й  гвардейской штурмовой Воронежско-Киевской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова авиационной дивизии

         291-я шад сформирована приказом НКО СССР № 00147 от 20 июля 1942 г как смешанная авиационная дивизия и вошла в состав 16-й воздушной армии, Сталинградский фронт. Дивизию принял Герой Советского Союза тогда еще подполковник Витрук Андрей Никифорович и был ее бессменным командиром до самого конца войны. Первоначально в состав 291-й сад входили 243-й, 245-й, 617-й и 954-й штурмовые авиационные полки, 215-й ИАП и 30-й БАП на ПЕ-2. В сентябре 1942 г. 30-й БАП был заменен на 313-й ШАП и 291-я дивизия стала именоваться как штурмовая авиадивизия.
         Боевые действия 291-я шад начала с 06.09.1942 г. на Сталинградском фронте штурмовками и бомбовыми ударами в районе Воропаево — Кузьмичи — Древний вал — Конный разъезд. За два месяца боевой работы летчики 291-шад совершили свыше 300 самолето-вылетов, провели 40 воздушных боев, сбили 9 вражеских самолетов (два из них на боевом счету подполковника Витрука). Уничтожено до 313 танков, свыше 122 автомашин, 250 орудий и много другой техники и живой силы противника. С 28.09.42 г. Сталинградский фронт стал именоваться Донским, а Юго-Восточный - Сталинградским.
         За октябрь - ноябрь 1942 г. боевой состав армии несколько возрос и укрепился. Армия усилилась прежде всего благодаря увеличению числа самолетов в истребительных и штурмовых авиаполках, которые перешли на новые штаты и вместо двух эскадрилий стали иметь три. В каждом полку предусматривалось 32 самолета вместо 20, а в каждом звене - две пары вместо трех самолетов. Эта реорганизация делала авиаполки более полнокровными и резко повышала их боевые возможности.
       В начале декабря 1942 г. 291-я ШАД была выведена в резерв Ставки Верховного главнокомандующего. Ее состав на 10.12.1942 г. был уже следующим: 61-й, 606-й, 617-й ШАП и 737-й ИАП. В первую декаду декабря летчики дивизии изо дня в день вылетали на штурмовку боевой техники и живой силы противника в район Клетское. Только в один из этих дней ими было уничтожено около 30 танков и автомашин, взорвано два склада с боеприпасами, в воздушных боях сбито три вражеских самолета. Мужество и отвага советских авиаторов были залогом побед.
       В трудных условиях жестоких сражений утверждался высший класс боевого применения грозных штурмовиков. Наряду с использованием малых групп, нацеленных на отдельные мотоколонны, воинские эшелоны, огневые точки — доты и дзоты, на средства переправы, особенно на мосты, дивизия Витрука впервые применила и осуществила массированные, тщательно продуманные в тактическом смысле удары по вражеским аэродромам, как, например, по Морозовскому, по позициям артиллерии крупного калибра. Каждый полк дивизии мог самостоятельно выполнить любое сложное задание. Не раз во главе полка шел лично комдив — Герой Советского Союза полковник А. Н. Витрук.
        Войска Сталинградского фронта продолжали боевые действия на Среднем Дону с целью ликвидации коридора, по которому немецко-фашистские войска прорвались к Волге. Им активно помогали и летчики 291-й штурмовой авиадивизии.
С начала января 1943 291-я дивизия передается во 2-ю воздушную армию на Воронежский фронт. Состав 291-й шад оптимизировался, стабилизировался и включал 61-й, 606-й, 617-й шап и 737-й иап. В начале января 1943 г. объектами ударов дивизии были Сторожевое, Ореховая роща, Касторное, Старый Оскол, Новый Оскол, Валуйки.
        В середине января 1943 г 291-я штурмовыми ударами по укрепленным позициям противника обеспечивала прорыв Красной армии в Острогожско-Россошанской наступательной операции. 291-я штурмовая авиадивизия активно поддерживала наши наступающие войска, громя отступающего и окруженного противника в районе Острогожска и Карпенково, на дорогах Оськино - Синие Липяги, Репьевка - Буденное, Коротояк - Острогожск. Боевыми действиями полков 291-й шад было уничтожено и выведено из строя 245 автомашин, свыше 400 подвод,
20.01.1943 освобожден Острогожск.
       С конца января 1943 г 291-я шад участвовала в Воронежско-Касторненской наступательной операции. Дивизия вела штурмовку в районе Белгорода: Сокольники, Померки и Микояновка и в районе Водолага — Мерефа и Чугуева. 
25.01.1943 освобожден Воронеж, 16.02.1943 - Грайворон, 26.02.1943 – Гадяч.
       За успешные боевые действия на воронежской земле и за вклад в освобождение Воронежа и других городов Воронежской области 291-я штурмовая авиационная дивизия в мае 1943 г. Приказом Верховного Главнокомандующего Сталина получила почетное наименование Воронежской.
      
         Курско – Белгородская операция (Курская дуга)
        В марте 1943 г. штаб 291-й дивизии перебазировался в район Курска в Шумаково (между Курском и Белгородом). В апреле 1943 года, вместо выбывшего в конце марта 606-го ШАП, в состав дивизии  после переформирования вошел 241-й ШАП. Дивизия получила пополнение личного состава и новые двухместные ИЛ-2. Здесь под Белгородом и Курском молодые летчики овладевали опытом, которым с ними щедро делились  «старики», и рвались в бой. Так молодые летчики постигали науку побеждать и совершили под Белгородом свои первые боевые вылеты.
        В апреле – июне 1943 г. 291-я шад вела боевые действия в районе Суджа - Волочанск, Харьковский аэроузел (Харьков – Рогань – Томаровка – Микояновка), Харьковский ж/д узел, Водолага – Мерефа; в районе Обоянь - Тросное – Змиев – Лебедин, штурмовал технику на дорогах Харьков – Белгород, а также на обоянском направлении — в районах Зыбино, Казацкое, Черкасское, Томаровка и Бутово. Продуманные действия и удары 291-й шад затормозили продвижение 48-го немецкого танкового корпуса противника.
        В июне 1943 г. уже было очевидно, что большие события на нашем Воронежском фронте не заставят себя долго ждать. 4 июля 1943 г. командующий 2-й Воздушной армией генерал Красовский отдал командиру 291-й дивизии полковнику Витруку приказ: на рассвете 5 июля нанести удары по неприятельским аэродромам Томаровка и Микояновка, по танковой подвижной группе «Кемпф», штурмовка на участке Трефиловка – Белгород, цель – аэродромы Томаровка, Микояновка (Белгородский р-н), Сухо-Солотино.
        5 июля 1943г под Бутово 241-й и 61-й шап впервые во фронтовых условиях применили новые кумулятивные бомбы ПТАБ-2,5–1,5, разработанных И.А. Ларионовым. По докладам летчиков, удалось уничтожить до 15 неприятельских танков. Используя ПТАБ и все остальное оружие штурмовика, летчики 291-й штурмовой авиационной дивизии только за первые пять дней Курской битвы уничтожили и повредили 422 вражеских танка.
291-я штурмовая авиационная дивизия группами по 6—9 самолетов непрерывно наносили удары по танкам и мотопехоте противника на Обоянском направлении. Дешифрированием фотоснимков района Зыбино, Казацкое, Черкасское, Томаровка и Бутово было обнаружено до 100 сожженных и поврежденных автомашин и танков противника.
         Полкам 291-й штурмовой авиационной дивизии была поставлена задача: нанести сосредоточенный удар в районе Верхопенье, Березовка, Сырцево, Коровино. Утром 12 июля штурмовики 291-й шад нанесли массированный удар, сбросили тысячи противотанковых бомб на боевые порядки танковых войск противника.
         Затем на врага обрушился огонь советской артиллерии, после чего в атаку пошли наши танки. Началось знаменитое Прохоровское танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало до тысячи пятисот танков и самоходных орудий. Бомбардировщики и штурмовики эшелонированными действиями поддерживали наземные войска, нанося удары по скоплению танков противника в районе Прохоровка, Грезное, совхоз Октябрьский, Мал. Маячки, Покровка, Яковлево.
        В тяжелых боях под Курском 291-я дивизия выступила новатором развития тактики применения штурмовой авиации в массированных ударах, и которая была отработана на практике ценой больших потерь. Так к 11 июля безвозвратные потери матчасти трех штурмовых авиадивизий 2-й воздушной армии достигли 107 самолетов, а к 18 июля -138 Ил-2. Средний налет на одну боевую потерю Ил-2 составил 16-17 боевых вылетов.
        При разработанном в дивизии тактическом построении группы истребителей сопровождения и штурмовиков немецким летчикам стало практически сложно добиться сколько-нибудь заметного успеха. Потери в 291-й ШАД пошли на убыль, а предложенная тактика взаимодействия Ил-2 и истребителей получила широкое распространение и в других воздушных армиях.
         Как следует из документов, наиболее успешно и с большой нагрузкой (в среднем 1,8 вылета на экипаж в сутки) выполняла задания 291-я шад, возглавляемая полковником А. Н. Витруком. Штаб 2-й воздушной армии отмечал: «Эффективность бомбоштурмовых ударов также значительно выше других соединений. Достоинства этой дивизии нужно отнести за счет лучшей организации, подготовки к боевым вылетам и более высокой боевой выучки летного состава»
       В августе, в ходе Белгородско-Харьковской стратегической наступательной операции 291-я дивизия успешно решала задачи по содействию прорыву обороны противника, обеспечению ввода в прорыв 1-й и 5-й гвардейских танковых армий и развития их успеха.
        Штурмовики 291-й шад подавляли артиллерию противника на огневых позициях в районе Новая Глинка, Мощеное, Томаровка. Последующие штурмовые удары они наносили по колоннам противника, отходившим от Томаровки на Гайворон, и по его резервам, двигавшимся от Боромля на Славгородок. 05.08.1943 освобожден Орел и Белгород, вклад в освобождение которых внесла 291-я авиадивизия.
В августе летчики 291-й ШАД усилили удары по подходившим резервам в районах Богодухова и Ахтырки. В результате противник так и не смог сосредоточить и организованно ввести в действие ахтырскую и богодуховскую группировки.
С участием 291-й ШАД были освобождены: 23.08.1943 Харьков, 02.09.1943 Суммы, 11.09.1943 (2-й раз) Гадяч, 18.09.1943 Лубны.
      Наземные войска высоко оценили помощь штурмовиков в прорыве оборонительной полосы и развитии успеха. Наиболее напряженные боевые действия во 2-й воздушной армии вела 291-я Воронежская штурмовая авиадивизия. Взаимодействуя с 5-й и 6-й гвардейскими, 40, 27, 4-й гвардейской армиями и 5-м гвардейским отдельным танковым корпусом, летчики этого соединения успешно прокладывали дорогу танкистам.

 
Киевская операция
        В ходе последующих наступательных операций 291-я ШАД поддерживала войска Воронежского фронта на киевском направлении и в битве за Днепр. В считанные дни авиационные полки 291-й ШАД перелетели на аэродромы, расположенные вблизи Днепра.
        Враг окопался на правом высоком берегу Днепра, создав непреступный рубеж обороны. В октябре 1943-го главная группировка Воронежского фронта два раза переходила в наступление с Букринского плацдарма, и оба раза не смогла прорвать мощную оборону врага.
       К этому времени летный состав полков уже обладал большим опытом боевых действий в самых различных условиях. Однако участие в штурме крупного города было для нас новым делом, требовавшим особо тщательной подготовки.
03.11.1943 Воронежский фронт преобразован в 1-й Украинский фронт. Утро 3 ноября выдалось туманным и прохладным. Едва забрезжил рассвет, как от стоянок самолетов к командному пункту поспешили на митинг летчики, воздушные стрелки, инженеры, техники, механики, младшие авиаспециалисты.
       На ветру трепетали боевые знамена полков. Под этими алыми стягами сражались авиаторы под Москвой и Сталинградом, под Воронежем и Курском, защищали небо Белгорода и Харькова. Теперь летчикам вместе с воинами 1-го Украинского фронта предстоит идти в бой за столицу Украины, за мать городов русских — Киев.
        Наступательный порыв Советской Армии не ослабевал. 5 ноября в районе Киева установилась хорошая погода. Полку была поставлена задача – штурмовка подтягиваемых резервов противника на дороге Житомир – Киев и тяжелой техники у села Ливенки. Группа за группой уходили в бой и возвращались на аэродром краснозвездные Илы.
         6 ноября в 04 утра освобожден Киев. В канун 26-й годовщины Октября в частях авиадивизии проходят митинги. Зачитывается Приказ Верховного Главнокомандующего (№ 37 от 06.11.1943), в котором 291-я Воронежская штурмовая авиадивизия полковника Витрука называется в числе особо отличившихся. Теперь в ознаменование одержанной победы в боях за освобождение города Киева ей присвоено почетное наименование «Киевская».
К 12 ноября наши войска вышли на рубеж Чернобыль — Малин — Житомир — Фастов — Триполье. Здесь они перешли к обороне и в дальнейшем почти полтора месяца вели напряженные оборонительные бои в районе Житомира. В этот период полк вел штурмовки в раонах под Белая Церковь, Васильков, Фастов, Житомир.
         В конце декабря 1943 г. началась Житомирско-Бердичевская наступательная операция, 291-я шад поддерживала наступающие войска в направлении Бердичев-Новоград-Волынский, район Радомышля. 24.12.1943 освобождены центры Житомирской области — Брусилов, Корнин, Попельню. 27.12.1943 освобожден Житомир.
         В конце января началась Корсунь-Шевченковская наступательная операция. Силы 2-й воздушной армии сосредоточились южнее Киева. 26 января в районе Звенигородки были окружены и зажаты в кольцо десять немецких дивизий.
2 февраля 1944 Освобожден ЛУЦК
        5-го февраля вышел Приказ НКО СССР № 018 от 05.02.44 г. О преобразовании 291-й дивизии и всех ее полков и присвоении дивизии и всем ее полкам почетного Гвардейского звания за вклад дивизии в разгром гитлеровских войск, за проявленный массовый героизм, отвагу, стойкость и мужество, самоотверженность и смелость личного состава дивизии, проявленные в боях под Воронежем, Курском и Киевом.
         Отныне 291-я ШАД именовалась так: 10-я гвардейская Воронежско-Киевская
штурмовая авиационная дивизия, 61-й ШАП - 165-й гвардейский штурмовой авиационный полк 241-й ШАП – 166-й гвардейский штурмовой авиационный полк, 617-й ШАП - 167-й гвардейский штурмовой авиационный полк, 737 ИАП - 168-й гвардейский истребительный авиационный полк. Командиру дивизии Герою Советского Союза А. Н. Витруку было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации».
        Впереди предстояли бои за Шепетовку, Ямполь, Кременец, Винницу и другие города и села Правобережной Украины.
        Помимо действий, связанных с воздушной блокадой и борьбой с фашистскими танками, 10-й дивизии в феврале пришлось заниматься и другими несвойственными им делами. На их плечи легла еще одна забота: в условиях бездорожья снабжать горючим и боеприпасами передовые части сухопутных войск. Штурмовикам дивизии в это время пришлось изменить своим традициям и заниматься доставкой войскам горючего, боеприпасов, продовольствия и медикаментов.
14.02.1944 освобожден Корсунь-Шевченковский.
        Далее дивизия принимает участие в Ровно-Луцкой, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской стратегической наступательных операциях.
Освобождены 01.02.44 Ровно, 02.02.44 Луцк. Во второй половине марта удары в районе Проскурова и Тернополя.
      09 марта освобожден Староконстантинов (Хмельницкая обл), 17 марта 1944 освобожден Дубно, 28 марта 1944 освобождена Коломыя, 14.04.1944 освобожден Тернополь. В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за освобождение города Староконстантинов 9-го марта 1944 г. 167-му гвардейскому полку, командир полка майор Василин, было присвоено наименования "Староконстантиновский”.
      
 Львовско-Сандомирская наступательная операция
        13 июня 1944 года войска 1-го Украинского фронта перешли в наступление в общем направлении на Львов. В первые дни операции 10-я гвардейская дивизия Витрука наносила массированные и эшелонированные удары по важным объектам противника. Особенно напряженно работали гвардейцы по уничтожению окруженной вражеской группировки в районе к западу от местечка Броды. С раннего утра до позднего вечера они наносили бомбовые и штурмовые удары по танкам неприятеля в районе Зборов и Плугов.
        27 июля 1944 года столица нашей Родины Москва салютовала славным освободителям города Львова и Станислава (Ивано-Франковска). Приказом Верховного Главнокомандующего Сталина от 27 июля 1944 года № 152 было отмечено, что в боях за овладение городом Станислав отличились летчики генерал-майора авиации Витрука, майора Войтекайтеса (166-й Гв. ШАП), майора Мусатова (168 Гв. ИАП), майора Рассмотрова (165-й Гв.ШАП).
        В ознаменование одержанной победы 165-му гвардейскому штурмовому авиационному полку, как наиболее отличившимуся в боях за овладение городом Станислав, присвоено наименование "Станиславский”.
         За два года боев 10-й (291-й) гвардейской штурмовой авиадивизии в составе 2-й ва было произведено около тридцати тысяч боевых вылетов, сброшено более двухсот пятидесяти тысяч бомб на голову врага

 
Ясско-Кишиневская операция
        10-я гвардейская ШАД уже в составе 5-й ВА, 2-й Украинский фронт.
       В соответствии с утвержденным Ставкой Верховного Главнокомандования планом предстоящей Ясско-Кишиневской операции  27.07.1944 (по другим данным с 05.08.1944) 10-я гвардейская дивизия А. Н. Витрука в составе 110 самолетов Ил-2 и 40 истребителей вливалась в состав 5-й воздушной армии, которая обеспечивала с воздуха эту операцию 2-го Украинского фронта.
       28.07.1944 (05.08.1944) полки перебазировались под освобожденный Тернополь.
Ясско-Кишиневская операция началась утром 20 августа 1944 года. На рассвете тысячи орудий обрушили огонь на позиции врага. После артиллерийской подготовки войска 2-го Украинского фронта при поддержке авиации 5-й воздушной армии перешли в наступление. Еще не умолк грохот артиллерии и гвардейских минометов, а в воздухе послышался гул самолетов. В сторону переднего края полковыми группами пошли штурмовики 10-й гвардейской авиадивизии. Они атаковали войска противника, оборонявшиеся в полосе наступления 6-й танковой армии, 27-й и 52-й армий и по дороге Тыргу-Фрумос — Роман — Яссы. С воздуха боевые действия танкистов поддерживали 10-я гвардейская штурмовая.
         Штурмовики 10-й гвардейской шад нанесли несколько сосредоточенных ударов по артиллерии и танкам противника на участке наступления 6-й танковой армии в направлении Васлуй, Бырлад, Текучи, а в районе Тыргу-Фрумос, Войпешти. Небольшими группами уничтожили подходящие к полю боя резервы. Части и соединения танковой армии к исходу первого дня операции сумели выйти к третьему оборонительному рубежу противника, проходившему по хребту Маре, чем были созданы предпосылки для дальнейшего быстрого развития наступления.
Вот что рассказывал о действиях штурмовиков активный участник воздушных боев под Яссами и Кишиневом ветеран 165-го Гв.ШАП Герой Советского Союза генерал-майор авиации запаса Л. М. Шишов:
       От снарядов небо походило на решето. Три группы штурмовиков 165-го гвардейского авиаполка маневрируют, изменяя курс, высоту и скорость. В первой группе самолетов следует заместитель командира по политической части гвардии майор А. М. Мирошкин, который, как всегда, в наиболее трудные периоды боевых действий показывает пример мужества и образцового выполнения задач.
       В район станции Чиуря вышли точно, а главное, внезапно для противника. Но радио звучит команда: «Приготовиться к атаке!» Смотрю на ведомых, вижу, как они стараются выдержать свое место в боевых порядках. И вот команда «Атака!». Заговорили зенитные орудия и крупнокалиберные пулеметы гитлеровцев. Справа и слева стали появляться темно-серые шапки взрывов вражеских [179] снарядов. Значит, цель близка. Перевожу самолет в пикирование, бросаю бомбы. Ведомые моей группы поодиночке стали пикировать на железнодорожные эшелоны. Каждый из нас тщательно выбирал цель, чтобы ни одна бомба, ни один реактивный снаряд, ни одна очередь не пропадали даром. Первый же заход дал хорошие результаты: бомбы попали в середину составов.
      Над станцией прошли с востока на запад, а после, набрав высоту и развернувшись на сто восемьдесят градусов, вновь спикировали и проштурмовали стоявшие эшелоны. Взрывались боеприпасы, цистерны с горючим, горели вагоны. Задание мы выполнили успешно. Следуя к своему аэродрому, видел несколько очагов пожара на станции, уничтоженные вагоны, цистерны, орудия врага и, увы, наши самолеты, сбитые огнем зенитчиков или в воздушном бою.
        Тактика действии штурмовиков непрерывно совершенствовалась. Считалось, что группа штурмовиков над целью должна действовать в боевом порядке «круг». Практика показала, что в этом случае штурмовики не в полной мере используют свои возможности, они действуют по ограниченному количеству целей. Вот почему в полках 2-го штурмового авиакорпуса и 10-й гвардейской штурмовой авиадивизии выработался новый боевой порядок — «маневренный круг», при котором «илы» сохраняли общее направление полета, проявляя самостоятельность в поиске и атаке цели. Круг при этом расширился за счет увеличения интервала между самолетами, под воздействие штурмовиков попадало не две-три цели, а значительно больше, а в случае же появления вражеских истребителей штурмовики за несколько секунд успевали 1 принять боевой порядок «обычный круг».
       21-22 августа полк дивизии в течение всего дня группами под прикрытием истребителей наносил бомбоштурмовые удары по отходившим колоннам противника на дороге Тыргу-Фрумос — Роман, уничтожала переправы через реку Серет и скопления автомашин на переправах в районе Могоетити, Миклаушапи, Ротунда, Сарна, подавляла огонь батарей на позициях, а также подходящие из района Васлуя резервы..
       21 августа был освобожден румынский город Яссы, 22-го молдавский город Унгены. Москва салютовала героям летчикам Витрука.
       23 августа 1944 массированные штурмовые удары с воздуха взломали оборону противника, проходившую по южному берегу реки Бахлуй на рубеже Падуплоаей — Яссы. В этот день войска 2-го Украинского фронта между реками Серет и Прут овладели важным узлом коммуникаций и сильным опорным пунктом обороны противника городом Васлуй.
     23 августа войска 2-го Украинского фронта овладели важным узлом коммуникаций и сильным опорным пунктом обороны противника между реками Серет и Прут городом Васлуй. В приказе Верховного Главнокомандующего среди отличившихся были отмечены и летчики гвардии генерал-майора авиации А. Н. Витрука.
       Высоко оцепил результаты действия авиации командующий 52-й армией генерал-лейтенант К. А. Коротеев. 23 августа он писал командующему 5-й воздушной армией: «В течение трех дней наступательной операции авиация работает превосходно, умело взаимодействует с войсками. Штурмовые удары наносились своевременно и последовательно по рубежам. Истребители непрерывно патрулируют над полем боя, не допуская вражескую авиацию до наших войск. Массированные удары бомбардировщиков проведены хорошо. Действиями авиации войска армии восхищены и желают такой же четкой совместной работы».
       24 августа левофланговые армии 2-го Украинского фронта совместно с войсками 3-го Украинского фронта, поддержанные авиацией, вышли к реке Прут в районе Леушени, Леово, завершили окружение соединений пяти армейских корпусов 6-й и 8-й немецких армий южнее Кишинева и освободили столицу Молдавии. В успешном окружении 18 дивизий противника- большая роль принадлежала авиаторам 10-й гвардейской ШАД. Нанося удары по вражеским войскам и переправам, они создавали благоприятные условия для наступавших соединений.
        Эффективно действовали группы штурмовиков 130-го гвардейского авиаполка под командованием гвардии капитана В. М. Самоделкина и 166-го гвардейского авиаполка во главе с опытным летчиком А. В. Матвеевым. По радио они были наведены командиром 2-го штурмового авиационного корпуса на группировку войск противника в районе Коту-Мори, Немцани, переправившуюся с левого берега Прута и угрожавшую тылам частей и соединений 2-го Украинского фронта. В результате мощного удара штурмовиков противнику были нанесены значительные потери, и он был задержан на этом рубеже, а подошедшие советские войска завершили разгром его группировки.
         После этого штурмовики были перенацелены на переправы через Прут в районе Немцани, Решештий, где они разрушили переправу и разгромили скопление войск противника на дорогах к ней.
        Особенно много хлопот выпало на долю тыловых подразделений и частей. В поте лица трудились автомобилисты. Ежедневно они подвозили на аэродромы и склады сотни тонн различных грузов, горючего и смазочных материалов. В автотранспортных подразделениях не хватало запасных частей и резины, изношенные машины нередко ломались, однако авиационные полки работали бесперебойно, боевая работа пе срывалась.
        Приказом Верховного Главнокомандующего от 23 августа 1944 года № 170 было отмечено, что в боях за овладение городом Васлуй отличились летчики 166-го гвардейского штурмового авиаполка майора Войтекайтеса. За отличные боевые действия личному составу полка была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего И. Сталина а полк был награжден Орденом Боевого Красного Знамени и стал наименоваться «166-й Гвардейский Краснознаменный штурмовой авиационный полк». В этот день столица нашей Родины Москва от имени Родины салютовала доблестным войскам 2-го Украинского фронта, летчикам Витрука, майора Рассмотрова 165-й гвардейский авиаполк), майора Войтекайтеса (166-й гвардейский авиаполк), майора Мусатова (168-й гвардейский авиаполк), овладевшим городом Васлуй, двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий.
       24 августа левофланговые армии 2-го Украинского фронта совместно с войсками 3-го Украинского фронта, поддержанные авиацией, вышли к реке Прут в районе Леушени, Леово, завершили окружение соединений пяти армейских корпусов 6-й и 8-й немецких армий южнее Кишинева, освободили столицу Молдавии г. Кишинев. В успешном окружении 18 дивизий противника - большая роль принадлежала авиаторам 5-й воздушной армии. Нанося удары по вражеским войскам и переправам, они создавали благоприятные условия для наступавших соединений.
22, 23 и 24 августа, в 22 часа столица нашей Родины Москва салютовала доблестным войскам 2-го Украинского фронта, летчикам генерала-майора Витрука, овладевшим городами Яссы, Унгены, Васлуй, Кишинев двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий.
        Эффективно действовали группы штурмовиков 10-й гвардейской авиадивизии в районе Коту-Мори, Немцани по группировке противника, переправившейся с левого берега Прута и угрожавшей тылам частей и соединений 2-го Украинского фронта.
Однако достигнутые успехи омрачились потерями. 11 сентября 1944 в воздушном бою погиб командир 168-го гвардейского штурмового полка Федор Фролович Мусатов. Героя Советского Союза Мусатова Ф.Ф. похоронили с воинскими почестями в молдавском городе Унгены недалеко от государственной границы СССР.

 
Категория: Статьи | Добавил: Stanislav_Semiletov (10.12.2010)
Просмотров: 2478 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright MyCorp © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz