Четверг, 25.04.2024, 20:00
166-й гвардейский Краснознаменный авиаполк

Аэродром Сандар (Марнеули)

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Форум » Аэродром Сандар и Марнеульский гарнизон » Аэродром Сандар и Марнеульский гарнизон » В/ч 74511, ОБС РТО (ОДРСО) (Отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения)
В/ч 74511, ОБС РТО (ОДРСО)
Stanislav_SemiletovДата: Воскресенье, 02.11.2014, 11:56 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
В связи с интересным сообщением mahinovs откроем отдельную ветку, посвященную отдельному дивизиону, затем и батальону в/ч 74511

Немного истории:
Информации по истории в/части 74511 немного.
Из отцовских документов следует, что в 1956 г вч 74511 именовалась 29-й отдельный дивизион радио, свето обеспечения (ОДРСО), базировалась на аэродроме Сандар (Марнеули) и входила в состав 118-й гвардейской истребительной авиадивизии ПВО.
В 1960 году в связи с расформированием 118 гиад и дивизион вместе с 166-м авиаполком вошел в сформированный Закавказский корпус ПВО.
В 1962 года дивизион переформировался и вошел в состав сформированных 14-го корпуса Бакинского округа ПВО и именовался уже как 1160-й отдельный дивизион связи, радионавигации и посадки самолетов (ОДСРПС).

Видимо, весной 1984 года с переходом 166-го авиаполка в ВВС и ИБА (36-я адиб) дивизион переформировали в Отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения (ОБС РТО).
Поправьте кто знает точно, когда и при каких обстоятельствах и как точно, под каким номером он стал называться?

В начале 1993 г. батальн был расформирован и в/ч 74511 прекратила свое существование

Аэродром САНДАР  - аэродром 2-го класса. Лётное поле 2700х1900м. БВПП 2500х40 м.
Максимальный посадочный вес принимаемых воздушных судов 120т. Уклон ВПП с востока на запад 1град.20мин. Превышение аэродрома 390м.
Заход на посадку только с одного направления с магнитным курсом 267 град. (с обратного направления мешали горы и не было оборудовано техническими средствами посадки).
Основное посадочное направление не было стандартным (восточнее 30км перпендикулярно нашему направлению проходили схемы заходов аэродромов Вазиани, Вели (завод) и Ново-Алексеевка (аэропорт). Из за р. Кура заходить запрещалось.
Дальний привод имел нестандартное расположение - на удалении 9,8км и южнее створа ВПП 1,7 км. Поэтому и заход на посадку в сложных метеоусловиях выполнялся "из-за угла": выход на дальний с МК=310 град, а затем доворот на посадочный. Высота круга 1200 м.
Минимум аэродрома: днём 300х3,5, ночью 450х4,5. РСБН не было.
Трассовый позывной - АИДА.

Командиры части:
п/п-к Андриянов
п/п-к Корчагин
п/п-к Крупко Николай Григорьевич      - 1968
п/п-к Семилетов Иван Николаевич 09.1968-06.1972
п/п-к Григораш Б.М. 1972 - 1975
п/п-к Венецкий 1975-1978 г
п/п-к Ксёнз Николай Иванович 02.1978-06.1984
п/п-к Аминев Владимир Андреевич 1984 -1987
?
п/п-к Молчанов Сергей Юрьевич 1989-1992.
 
mahinovsДата: Воскресенье, 02.11.2014, 11:57 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 5
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Добрый день всем участникам форума.Хочу внести свою посильную лепту в историю служба в Марнеули.Я благодарен судьбе,что мне пришлось пройти хорошую школу жизни в в\ч74511.1975-1977г.За не понятной(может некоторым) абвиатуре названия нашего дивизиона скрывается сложный "механизм" обеспечения полка радио-элетронной службой.Это РАДИОЛОКАЦИЯ И РАДИОНАВИГАЦИЯ.Мне довелось служить в коллективе,где высокий уровень технических знаний и высокая требовательность командиров.Служил на должности начальника смены РСП.Это комплекс системы посадки самолётов.Думаю,что лётный состав не раз был нам благодарен за благополучную посадку.Мы "принимали" самолёты от штурманов ,примерно.за 90 км. от аэродрома и "доводили их до визуального контакта пилота с полосой посадки.На нашем аэродроме это требовало особой внимательности,т.к.на посадочном курсе был поворот на 90 градусов.А учитывая горный ланшафт-строгое соблюдение глиссады,вертикальной скорости снижения.Пилоты получали от нас полную информацию и следовали командам РП(руководителя посадки) .Упрвление шло прямо из машины радиолокатора.

Добавлено (29.10.2014, 13:19)
---------------------------------------------
Продолжу.Мне довелось служить под руководством двух командиров части:п\п Григораш и м-р Венецкий (в то время).Оба отличались высокими требованиями как к себе так и к личному составу.И это было ПРАВИЛЬНО.В первую очередь с точки зрения безопасности полётов.Это НАСТОЯЩИЕ офицеры и профессионалы.На таких держалась служба.Обеспечение полётов,постояные профилактические работы,учёба и проверка техники.Офицерский состав и прапорщики с пониманием относились к высоким требованиям командира и несли службу достойно.За период 1975-1977г. по нашей службе не было даже предпосылки к л\п(лётному происшествию).Это результат работы всего коллектива.Сложности с технической точки зрения конечно возникали.И первопричина-весь аэродром запитывался электроэнергией от города....Довольно частые отключения ...Локатор-не телевизор,сам не включится после включения электричества.Привести его в рабочий режим-большой процесс,требующий в первую очередь ВРЕМЕНИ.А в это время идут полёты,самолёты идут на посадочном курсе...Лётчикам нужна точная информация о режиме посадки.Конечно у нас стоял дизель-генератор на такой случай.Боец во время полётов постоянно находится около него и обязан запустить его в работу при пропадании электричества ,переключив на локатор.

Добавлено (29.10.2014, 13:47)
---------------------------------------------
За эти секунды нам нужно привести в исходное состояние не один десяток тумблеров и ручек регулировки(иначе локатор не включится).После включения нужно вывести все блоки  в рабочий режим.Особенно важно приёмное устройство локатора.От правильной его настройки зависит-ВСЕ ЛИ САМОЛЁТЫ БУДУТ ВИДНЫ.Весь этот срочный процесс требовал большого напряжения и нервов.РП(руководитель посадки ) тоже был в это время как "на иголках".Пилоты от него ждали информацию ...Отдать должное-никто не орал и не матерился в такие моменты.Понимали,что это не ускорит процесс.Спокойно выдохнуть -после посадки последнего самолёта.А полёты часов на пять в среднем...А ночные,а в СМУ(сложные метео условия)...Постоянная концентрация внимания,высокая ответственность.Признаюсь честно,мне приходилось ,наверное, тяжелее чем коллегам в силу небольшого опыта(только приехал после училища гражданской авиации),и молодости... Всю дальнейшую жизнь с благодарностью вспоминаю всех коллег,они с пониманием ко мне относились,передавали мне свои знания и опыт.Это техник- прапорщик Шостка Виталий(очень опытный специалист),начальник РСП ст.л.Взводов(только перевёлся  из Курилл),РП к-н Феденко,к-н Саблин(человек с очень высоким чувством юмора и оптимизма)-конечно профи.Жаль,что время неумолимо выдавливает из памяти фамилии и имена коллег.Многих бы хотелось вспомнить добрым словом.

Добавлено (30.10.2014, 11:24)
---------------------------------------------
Ещё не много впечатлений от службы в Марнеули.Повторюсь,что с коллективом мне очень повезло.Практически все(так не часто бывает) были доброжелательны друг к другу.Тяготы службы сплачивали.Даже не припомню проблемного случая в отношениях.Для меня были сложности ,так скажем,не служебного плана.Приехал из Риги в Марнеули.....Климат очень жаркий,бытовые условия в гостиннице гарнизона оставляли желать лучшего.Да и сам гарнизон не впечатлил...В моём понимании военный городок -образец культуры,внешнего порядка .Проходил ведь сборы на аэродроме Румбула в Риге,было с чем сравнить.Там уровень выше значительно.Местное население в Марнеули имеет свою специфику...Долго привыкал не обращать внимания.Весна конечно там-это что-то очень красивое.Склоны просто покрыты сплошным ковром из красных маков.Не забываемое зрелище.К лету всё кругом выгорает,даже листья с деревьев опадают,как осенью.Жара,кстати,сказывалась и на работе.Даже если снаружи в тени +30гр.,то в помещении РСП все 40-50гр. Приходилось нарушать устав по форме одежды,раздевались до пояса.Вентилятор обдува почти не включали,т.к. горячий воздух обжигал тело(как в парилке бани).Это вносило коррективы в график полётов.Летом в основном полёты проходили с раннего утра-до 10-11 часов.И с 17 часов -до 22 ч.вечера.Днём затишье.Отдать должное разработчикам и производитеям на заводе при сборке РСП.Техника достойно выдерживала жару.Кстати,почти все радио-детали локаторов имели спец маркировку-маленькую красную звёздочку.Они имели наилучшие параметры надёжности.Остальные детали на заводе шли на сборку бытовой техники..Основную жару в локаторе производил конечно блок передатчика.Там стояли электро лампы величиной с 3-х литровую банку....Но всё было сделано надёжно,добротно.

Добавлено (30.10.2014, 12:00)
---------------------------------------------
НЕ забывается один случай во время полётов,связанный именно с ПРД(передатчик локатора).И совпало так,что почти вся эскадрилия возвращалась из зон,где работали.Не кучей конечно,цепочкой...Руководитель посадки,по-моему к-н Коломиец, спокоен,всё идёт штатно.Помогаем садить сушки.Кто-то на посадочном курсе,кто-то на подходе.И тут ...выключается весь РСП....Ну послал Боженька мне испытание.....Опытного Виталия(Шостка) не было...Отдаю себе должное-быстро сообразил,что причина-из-за блока ПРД.Быстро приношу из соседнего РСП(он выключен) такой блок,подключаю и.....РСП всё равно не включается....Все уже на ушах как говорится....Мне уже боец докладывает,что к РСП несётся командирская машина...Обычно п\п Григораш находится на КП.Ситуация более чем сложная.РП просит-сделай что-то...Самое время переходить на второй комплект РСП,но его нужно запустить и главное-ПРОГРЕТЬ.Обычно локаторы хорошо работают после прогрева 2-3 часа....Если сразу,то чувствительность(обнаружение целей) хуже.Слава Богу я тут же сообразил,что ПРД не включается из-за БЛОКИРОВКИ в самой раме локатора.Т.е.блок ПРД не имеет жёсткой связи с основной рамой.Нужно было замкнуть щель в 2-3 милиметра...Просто вставить какую-то шайбу...И тут появляется п\п Григораш....Благодарен ему,что он не стал кричать и вставлять.....Я у него попросил 5-ти копеечную монету.Он не сразу понял что я прошу и главное -зачем это здесь в этой ситуации...Буркнул:ВОТ НИЩИЕ,,,,но достал кошелёк и дал как раз пятак.Вставляю пятак внутрь локатора,подключаю блок ПРД запускаю....ВСЁ ЗАРАБОТАЛО!!!!!!Закрутилось.Конечно за это время(в целом не долго) 2-3 сушки сели и без нас.Видимо штурмана помогли довести.Да и днём это было,плюс ПМУ(простые метео условия).После смены полётов хотел отдать командиру пятак,но не рискнул....Впрочем "разбора полётов" никто не избежал....Но это было для нас уже привычно...Главное,что всё закончилось нормально.

 
Stanislav_SemiletovДата: Воскресенье, 02.11.2014, 11:57 | Сообщение # 3
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Спасибо, Валерий, за рассказ и воспоминания! Спасибо также и за фотографии и комментарии к ним
Очень душевно. Как будто вновь оказался и окунулся в то  время ....
Вспоминается и мой отец и преломляется вся эта работа и функционирование сего механизма обеспечения и ответственности и на него. Он чуток ранее командовал вч 74511, в 1972-м ушел в отставку
 
mahinovsДата: Воскресенье, 02.11.2014, 11:57 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 5
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Станислав,спасибо вам за понимание .Это время,проведенное в Марнеули НАВСЕГДА впечатались в душу.Время становления и понимания,чего ты стоишь и что тебе в жизни нужно.Я обязательно добавлю свои воспоминания о службе в Марнеули.Это было ...как вчера....Есть ещё немного фоток.
 
Stanislav_SemiletovДата: Воскресенье, 02.11.2014, 11:57 | Сообщение # 5
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Кстати из перечисленных Вами фамилий Коломийца я помню, он в Марнеули где то с конца 60-х и вроде есть и на фотках, которые я выкладывал
 
Stanislav_SemiletovДата: Воскресенье, 02.11.2014, 13:11 | Сообщение # 6
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
mahinovs: Сфера дальности нашей РСП.
Экран диспетчерского локатора при реальной работе на полётах:три круга-это учебные зоны работы самолётов, два конуса-это путь захода на посадку,пунктиром выделен "коридор" для самолётов гражданской авиации. Яркие риски на экране-это отметки от самолётов. Для сравнения удалённости- каждый круг на экране равен 10 км. конечно теперь это можно рассказывать)



Два экрана посадочного локатора. Верхний показывает глиссаду посадки самолётов. Нижний-курсовой. На нашем аэродроме посадочный курс имеет поворот на 90 градусов (видно на экране), что требует особого внимания лётного состава. Обычно посадочный курс прямой.Но тут горы....И на глиссаде- нужно строго по указанной линии на экране,что бы не воткнуться в горы. Яркая точка-это уже наш аэродром.

На экране видно.когда заснят рабочий момент посадки:13 .05.1977г. время-9ч.35мин. День, СМУ (сложные метео условия).Почти каждую посадку мы фотографировали. И конечно велась аудио запись переговоров с пилотом.

 
Stanislav_SemiletovДата: Воскресенье, 02.11.2014, 13:14 | Сообщение # 7
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Это да, наш так называемый "кривой" заход на курс 267 градусов, чем и отличался Сандар от всех прочих аэродромов. 
Горы мешали с обратного курса. А кривой был потому, что курсы на посадку аэродромов Тбилисского аэропорта с авиаполком в Алексеевке и 31-го  авиазавода в Авчалах (при въезде в Тбилиси сразу за Курой) пересекались с прямым посадочнм курсом полосы аэродрома Сандар
 
Stanislav_SemiletovДата: Воскресенье, 02.11.2014, 13:22 | Сообщение # 8
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Комплекс РСП
входили: ДРЛ (диспетчерский радио локатор), ПРЛ (посадочный радио локатор), слева дизель-генератор для аварийного электроснабжения, по центру чуть дальше стоит АПР-6. (это автоматический пеленгатор) (работает постоянно на одной частоте). Конечно антенна радиостанции на кунге. Таких комплексов у нас стояло три. На этом постоянно работали, слева-такой же запасной, и ещё один ещё левее-использовали для комплектации первых двух (при необходимости конечно и его можно было привести в рабочее состояние).



 
Stanislav_SemiletovДата: Воскресенье, 02.11.2014, 13:25 | Сообщение # 9
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
СУ-15, выруливает после посадки (за ним ВПП), реальные будни... 1977 год



 
Stanislav_SemiletovДата: Воскресенье, 02.11.2014, 13:31 | Сообщение # 10
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
В центре п\п Григораш (командир), справа м-р Жумалиев (нач.штаба), слева м-р Муляр (замполит). Да простят меня коллеги, но не вспомнить всех......
Второй ряд: справа на лево: ком.роты связи к-н Ахмедов(?), начальник РСП ст.лт. Взводов, пр-к Корнаухов (?) (спец-т РНО (навигация), пр-к Шостка (техник РСП), мл.лт. Махинов (нач.смены РСП). пр-к Мамедов (по-моему из навигации).

 
Stanislav_SemiletovДата: Воскресенье, 02.11.2014, 13:35 | Сообщение # 11
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Весна 1977 г

Слева-направо: пр-к Шостка Виталий, мл.лт.Махинов, ст.лт. (забыл ф.и.о) из навигации, к-н Синько (ком. роты навигации., л-т Опанасенко Алексей (РЛО).

 
Stanislav_SemiletovДата: Воскресенье, 02.11.2014, 13:36 | Сообщение # 12
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
23 февраля 1976 г
Справа к-н Ахмедов, в строю справа ст .лт. А...(прости забыл..)., слева моя персона.



Слева пр-к Мамедов-старшина роты,к-н Бойко-автотранспортное хозяйство,пр-к Рагимов(??может чуть не так...Прости)-старшина роты.

 
Stanislav_SemiletovДата: Воскресенье, 02.11.2014, 13:37 | Сообщение # 13
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
1975 г

 
Stanislav_SemiletovДата: Воскресенье, 02.11.2014, 13:39 | Сообщение # 14
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Было парадное мероприятие. Год точно 1975. Слева казарма личного состава.

 
Stanislav_SemiletovДата: Воскресенье, 02.11.2014, 13:40 | Сообщение # 15
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Из газеты Бакинского округа ПВО: на нашем аэродроме к-н Синько знакомит нас с особенностями радио-ниагации (БП-ближний привод).

 
Форум » Аэродром Сандар и Марнеульский гарнизон » Аэродром Сандар и Марнеульский гарнизон » В/ч 74511, ОБС РТО (ОДРСО) (Отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения)
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:

Создать бесплатный сайт с uCoz