Пятница, 29.03.2024, 02:27
166-й гвардейский Краснознаменный авиаполк

Аэродром Сандар (Марнеули)

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » Аэродром Сандар и Марнеульский гарнизон » Аэродром Сандар и Марнеульский гарнизон » Перелистывая ветку 166-го полка на авиабазе (Дубляж интересных и информативных сообщений с авиабазы)
Перелистывая ветку 166-го полка на авиабазе
Stanislav_SemiletovДата: Вторник, 04.01.2011, 16:10 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Шахов Александр Васильевич:

После окончания Барнаульского ВВАУЛ в 1983-м мы, лейтенанты Шахов Александр, Лапин Игорь, Мамин Эдуард, Захаров Сергей, Щербаков Сергей, Сахаров Сергей, Архипенко Николай, Горбань Валентин, Тихонов Андрей, Янец Александр, Финашкин Юрий и Жарик Александр прибыли в Б.Шираки в 168 гв. Краснознамённый апиб.

Переучились в Липецке на Су-17м3 (в училище летали на Миг-21) Ком.полка был полковник Ильичёв, зам - подполковник Коровин, зам. по летной подготовке подполковник Случевский Геннадий Иванович (ныне живёт и здравствует в Киеве), командир 3-й аэ майор Чернов, зам. к-н Калинин Сергей, по ПЧ - майор Иванов Александр (в 85-м погиб в ДРА) н.ш. капитан Воронцов Виктор Васильевич, к.з. капитаны Глебов Сергей, Прендецкий Петр, Вуршихтров Сергей. Они то и поставили нас на крыло. Славный был полк. В 1аэ зам.ком по иас был гв.майор Родак Валентин Иванович.
Осенью 1984-го полк (1 и 2-я аэ) ушел в ДРА, а мы, кроме Жарика А. (он был списан с летной по здоровью), были откомандированы в 166 гв.апиб в г. Марнеули.

Именно тогда и была создана 36-я адиб (Б.Шираки-штаб, Марнеули, Кюрдамир). С Су-15 на Су-17м3 Марнеульцы переучились в 1983-м. Накануне нашего приезда в полк произошла катастрофа: при отработке т.п. в зоне под шторкой на Су-17ум3 погибли командир полка полковник Скарятин и кз ст. лейтенант Атаев.
Командиром полка был полковник Походин Анатолий Григорьевич, зам. майор Гаркуша Виктор Васильевич. по ЛП подполковник Бакута Юрий Леонидович, по ПЧ - Лунин Владимир Афанасьевич.

Я попал в 1 аэ командир подполковник Панкрашин Владимир Васильевич, зам. капитан Никишкин Николай Павлович, по ПЧ майор Комаров Анатолий Петрович.

Осенью 85-го, перегнав 2 эскадрильи в Б.Шираки, 1 и 2-я аэ на Ил-76 улетели менять ширакцев. Я по каким-то причинам в основной состав не попал.
В Союзе остались: и.о. ком.полка майор Гаркуша В.В., ком.3-й аэ майор Коровин Николай Васильевич, два зама. майор Крымский Василий и майор Михно Александр Васильевич.

Л-т Лапин погиб 15 октября 1985г.во время ночных учений. На 2-м развороте столкнулся с самолетом майора Ибрагимова И.К., штурмана полка. Не работала РЛС ближней зоны и РП подполковник Одношивкин Валентин управлял "вслепую". Было оговорено садится с 1-го захода, но Ибрагимов ушёл на 2-й круг, результат плачевный. Во время взрыва я находился на 4-м развороте и всё видел и слышал. Ибрагимова подобрали утром. Игоря Лапина я лично, как друг, ездил хоронить в Курган. Через 3 месяца после его гибели у него родилась дочь. Печальная история.

В марте 86-го,после того, как мой славный ком.аэ Панкрашин В.В.в ДРА дал в ухо нач. ПО ВВС 40-й армии (такой факт действительно имел место) и был отправлен в Союз, в полку произошли кадровые перестановки и я был вызван заполнить свободную клетку. Что и сделал тогда с удовольствием. Там мы натворили много славных дел.

Майор Богослов Иван Михайлович был сбит пакистанским истребителем, по-моему 19 мая (в газете ПРАВДА была заметка о сбитом самолёте афганских ВВС) при выполнении удара вблизи границы (кто там был, тот знает, с какой стороны),но благополучно дотянул до безопасного района и катапультировался, был подобран вертолётом ПСС. Он больше не летал, но мужественно выполнял работу Передового Авиационного Наводчика (ПАНа) что очень не просто.

Была одна потеря. При перелете на Ан-12 (в гермокабине хватало места не всем) умер прапорщик, он был не мернеульцем, а прикомандированным из др.полка и там, к сожалению имело место употребление с.н., сердце не выдержало, не хватило кислорода на большой высоте.

В Союз вернулись на своих самолётах 29 ноября 1986 года. Я был назначен ком.звена. Затем, осенью 87-го было предложение идти на зам ком аэ в Б.Шираки - пошёл. Весной 88-го переучились на Су-24 и я стал ком.аэ, 1-й аэ, замом по ИАС (в то время ком.1-го ав. техн. отряда) был м-р Родак Валентин Иванович

Летом 92-го перелетели на а. Мариновка - в этом полёте я в последний раз посмотрел на мир, на горы с высоты птичьего полёта из кабины боевого самолёта и поставил точку в своей военной карьере, т.к. 1.12.94 г.был уволен в запас с должности зам.ком. по ЛП и в чине майора.

По прошествии времени на многие вещи начинаешь смотреть под несколько другим ракурсом, происходит переоценка ценностей. Это касается и афганских событий. Не хочу никому петь дифирамбы, не хочу никого осуждать. Много было славного, много было нелепого в этой войне. Люди в этих условиях более ярко демонстрируют свои, как прекрасные, так и паскудные качества. Мы не были исключением.
Я горжусь тем, что вместе со товарищи прошёл этот экзамен, ни о чём не жалею, но рассказывать об этом не люблю, простите.

 
Stanislav_SemiletovДата: Среда, 05.01.2011, 23:32 | Сообщение # 2
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Заслуженный военный летчик Алексей Хвостиков:

Приветствую однополчан и всех участников форума 166 гв. иап, всех, кому не безразличны дела и судьбы людей в разное время служивших под его Знаменем!

Можно обосновать любые реформы, сокращение частей, в т.ч. и с богатой боевой славой, но преступно при этом предавать забвению память о них. Потому, что это память, прежде всего, о людях, таких как мы с вами, живших с такими же планами и проблемами, но немножечко в другое время и по его законам.

В ноябре 1972 г. мы - 6 лейтенантов выпускников Армавирского ВВАУЛ прибыли по распределению в 166 гв. иап г. Марнеули Грузинской ССР:
- Соколов Александр Николаевич (впоследствии окончил ВПАим.В.И.Ленина, полковник запаса, проживает в Ставрополе);
- Барбакадзе Александр Витальевич (окончил ВКА им. Г.К. Жукова. Погиб 03.02.1984г.(аэродром Купино МиГ-23) будучи заместителем командира ап;
- Капитанов Николай Ильич (ВКА им.Г.К.Жукова, с должности командира полка по состоянию здоровья ушёл в Армавирское ВВАУЛ, преподавал, защитил кандидатскую, полковник, живёт в Армавире);
- Иванов Евгений Николаевич (после Марнеули служил на Дальнем Востоке, после перевода на Запад, по слухам, умер в начале 90-ых г.г.);
- Косенко Николай Иванович (желая переучиться на новую технику перевёлся в 143 БАП Копитнари при его перевооружении на Су-24, живёт в Новокубанске Краснодарского кр.);
- и я, - Хвостиков Алексей Алексеевич (в 1981г. поступил в ВВА им. Ю.А.Гагарина, затем гарнизоны Дальнего Востока. Службу закончил в 2001 г. старшим инспектором – лётчиком 11 А ВВС и ПВО. Полковник запаса. Летал на самолётах Л-29, УТИ МиГ-15, МиГ-17, Су-15, МиГ-21, Су-27).

Структурно 166 гв.иап входил в состав 14 корпуса ПВО (г. Тбилиси) Бакинского округа ПВО совместно со 171 иап (Гудаута,Як-28п; в 1974 перевооружён на Су-15тм) и 167 иап (Копитнари, Су-9; в 1977г.-расформирован).

Командование 166 гв. иап (в 1972г.) :
- командир полка - полковник Лебедев Владимир Петрович (в 1974 г. назначен на должность Начальника авиации 14 к);
- зам командира иап - майор Тишанинов Иван Егорович (в 1973г ушёл, предположительно, в Ростовский корпус. Службу закончил командиром 20-й дивизии ВВС ДВО, Центральная Угловая. Умер во второй половине 90-ых гг.)
- зам командира иап по политчасти - майор Омельченко Николай Иванович (во второй половине 70-ых гг. перевёлся в Астрахань в политотдел центра БП. После него был назначен майор Васильев Виктор Николаевич, которого в 1980г. Сменил Федякин А.В.);
- начальник штаба полка - подполковник Силенков Владимир Григорьевич (в 1974г. уволился, назначен майор Турилов, которого в 1976г. сменил капитан Анопреенко Василий Васильевич, в 1981г.- подполковник Коннов Александр Васильевич);
- зам НШ - майор Булдаков Александр Васильевич (были выставки его худ фотографий);
- зам НШ по строевой капитан Мочалов Борис (?) ( в 1974 или в 75 сменил техник самолёта полка - ст. лейтенант Стрыгун Виктор);
- начальник ПДС полка- капитан Курдюмов Юрий Владимирович (уволился в 1979г., уехал в Москву; назначен ст. лейтенант Фурсачик В.);
- старший штурман иап - майор Алексеев (?) (в 1975 - уходит в 14 к, назначается майор Бусов Владимир Ильич, в 1977г. его меняет майор Бобрик Александр Мефодьевич, а в 1978г. должность принимает майор Васильев Владимир Митрофанович);
- старший инженер полка подполковник Батикян Степан Гайкович (уволился в 1974(75)г., назначен майор Опалейко Николай Алексеевич);
-старший врач иап - майор Брутян Грачий Гарегинович (в 1973 его меняет ст. лейтенант Баженов Владимир, в 1979г.- ст. л. Гармаза Михаил);
- начальник воздушно-огневой и тактической подготовки (ВОТП) - майор Алексеенко Николай Кондратьевич (до 1976 г. включительно, затем майор Оприш Ласло Ласлович, которого в 1979г. сменил я);
- начальник метеослужбы - капитан Толмачёв (?).

 
Stanislav_SemiletovДата: Среда, 05.01.2011, 23:35 | Сообщение # 3
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Командиры эскадрилий: майор Сидоренко Валентин (?), майор Чернышов Станислав Николаевич, капитан Блинцов Г.
Во второй половине 1973г. м. Чернышов С.Н. назначается заместителем командира 166 иап, а в 1974г. с уходом п.Лебедева В.П.- возглавляет полк.. В 1979г. полковник Чернышов С.Н. уходит в Одесский округ, а полк принимает подполковник Басов Анатолий Иванович.

В июне 1981г. полковник Басов А.И. переназначается на должность командира 171 иап (Гудаута, Су-15тм) и в 1982г этот полк передислоцируется в Анадырь (аэродром Угольные Копи). На аэр. Гудаута перелетает Анадырский 529 иап (Як-28; впоследствии перевооружён на Су-27). Необходимость такой ротации была вызвана моральным и физическим устареванием самолётов Як-28. Переучивание и освоение нового типа техники на месте требовало времени, что для полка первой линии (в непосредственной близости от НАТО) было весьма чревато. Вместо п. Басова А.И. командиром 166 иап назначается подполковник Попов Михаил Алексеевич из Миха Цхакая (туда же он и вернулся, но с повышением в конце1982 или начале 83г.).

Должности заместителей командира иап с 1974г исполняли : майор Чмых Пётр Ефремович и майор Казачков Николай Михайлович. Последнего в 1981г. сменил майор Яцков Александр Петрович, убывший по замене в 1982г. на Дальний Восток, его сменщиком был подполковник Гулевский (ИО?).

1-ая аэ полка была укомплектована подготовленным лётным составом, нёсшим боевое дежурство на Су-15. Это были лётчики Висоцкий А.С., Равичев Г., Орлов О.И., Богослов И.М., Оприш Л.Л., Потишный Г.Н., Усик и др.
Всю нашу группу определили во 2-ую аэ, а через неделю отправили на месяц в ЦБП и ПЛС Саваслейка, Горьковской обл. для теоретического переучивания на Су-15.

Командование 2-ой аэ:
- командир аэ майор Чернышов С.Н. (с 1973г.- капитан Оприш Л.Л.);
- зам. ком. аэ капитан Мартынов Геннадий Иванович;
- зам. по полит. части аэ капитан Кондрашенко Владимир Иосифович;
- нач штаба а э назначили нашего выпускника Соколова А.Н.;
- ком звена капитан Абакумов Александр Григорьевич;
- капитан Сатаев Равиль Шафикович.
- зам командира аэ по ИАС капитан Кбилцецхляшвили Валико Феттиевич.

В начале 70-тых гг. остро ощущалась нехватка лётного состава, обусловленная хрущевскими реформами. Выпускников высших училищ не хватало и эту нехватку пытались компенсировать призывом лётчиков из ДОСААФ. Так вся 3-я аэ полка была укомплектована такими пилотами. В их числе были : Коровин Олег, Кучеров Дмитрий, Синицын Владимир, Мартынов Владимир, Кошеляев Владимир. Некоторые из них впоследствии закончили высшие училища и занимали командные должности .
Летали они на МиГ-17 в ожидании переучивания. Благо, их в полку было очень много. Дело в том, что в этот период перевооружались многие полки страны и высвобождавшиеся Миг-17 перегоняли через наш аэродром (проводилось частичное переоборудование в ТЭЧ ап) в Красноводск для последующего использования их в качестве мишеней.

По прибытию из Саваслейки (конец декабря 1972г.) все семейные получили отдельные квартиры в двухэтажках.

С 05.01.1973г приступили к полётам на МиГ-17- для восстановления навыков. За месяц налетали по 10-12 часов. С10.02.73 приступили к вывозной программе на Су-15.
За 1973г налетали по 100 часов и к концу года сдали на 3-ий класс. 19.10.73г выполнили свои первые боевые стрельбы ракетами по парашютным мишеням ПМ-6 на полигоне Красноводск. А 27.03.1974 - отстрелялись по РУМ Ла-17 днём в облаках и были допущены к несению боевого дежурства днём. К лётной подготовке молодых лётчиков подходили очень серьёзно. В 1974 г уже весь полк был переучен на Су-15. В апреле 1975г наша группа сдала на 2-ой класс, а в августе 1976г - на 1-ый класс.

Следует отметить, что мы были в более выгодных условиях, чем наши предшественники. Дело в том, что поставки Су-15 в полк начались с боевых самолётов, не было спарок. Поэтому первые переучивающиеся лётчики вывозную программу проходили на Су-7у, к тому же проверку техники пилотирования по дублирующим приборам выполняли на УТИ МиГ-15, Но к 1972г в полку уже были и спарки.

 
Stanislav_SemiletovДата: Среда, 05.01.2011, 23:40 | Сообщение # 4
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
В Гудаутах были Су-15тм, в Марнеули до 1982г - Су-15 это разные по оборудованию самолёты. В период 1970-1982 166 гв иап не был ударным, поскольку войска ПВО - это войска обороны.
Поставляемые боевые Су-15 в первоначальном варианте имели на вооружении две ракеты Р-98р(т) и пушки ГШ-23.Причём на 10 самолётах полка эта пушка жёстко крепилась под фюзеляжем в контейнере ГП-9 и в полёте не сбрасывалась, что создавало определённые сложности при аварийной посадке без шасси (нигде в других частях эти контейнеры не использовались). На остальных самолётах подвешивались по две пушки в контейнерах УПК-250, сбрасываемых в полёте. Вместо этих пушек допускалась подвеска бомб, но прицельное оборудование для бомбометания отсутствовало.

В середине 70-ых гг самолёты начали дорабатывать под ракеты ближнего боя Р-60. Пилоны под них монтировались под крылом у фюзеляжа.. Но с полной подвеской (четыре ракеты и пушки) эксплуатация самолёта запрещалась из-за превышения нагрузки на шасси. Из-за конструктивных особенностей Су-15 (длинный фюзеляж-20м и малая его жёсткость) до 1980г в строевых частях запрещалось выполнять и сложный пилотаж (петли, полупетли, перевороты и т.п.).

В 1980 г после передачи авиации ПВО в ВВС это ограничение решили снять. На аэродроме Миха Цхакая провели сборы руксостава полков с практическими полётами. Закончилось тем, что "удачно согнули" спарку из Гудаут (от перегрузки пошли гофры по фюзеляжу), но летать на сложный пилотаж всё-таки разрешили.
В год лётчики налётывали порядка 80-100 часов, а с инструкторскими - и до 120-140час. Ежегодно проводились ракетные стрельбы на полигонах Красноводска или Астрахани. Для стрельб из пушки по наземным целям использовали полигон Пойли (45 км на юго-восток от Марнеули).

Такая целенаправленная подготовка позволяла поддерживать полк в постоянной боеготовности и нести боевое дежурство при минимуме погоды днём и ночью. Задача дежурных сил полка заключалась в борьбе с боевыми самолётами и беспилотными средствами Турции и Ирана нарушителями госграницы. Пассажирские и транспортные самолёты-нарушители необходимо было принуждать к посадке на аэродромы Тбилиси и Гудермес. Огонь по ним открывать запрещалось.

К дежурству привлекались: 2 экипажа днём , за час до наступления темноты их меняли 2 экипажа ночников. Самолёты и тех состав дежурили посуточно. Дежурные силы находились в дежурном домике (условное название "Чайка"), который находился в начале полосы, рядом со стоянкой 1-ой аэ. Из 2-ух экипажей один лётчик находился в готовности 2 (в высотном костюме - ВКК), срок вылета - 8минут. Второй в готовности 3 (без ВКК), срок вылета - 10минут (2мин давались на одевание ВКК).

Время вылета ночью увеличивалось на 1мин. Все вылеты производились только в высотном снаряжении за исключением действий по нескоростным маловысотным целям. Кроме того назначались :
- 2 экипажа усиления со сроком прибытия в дежурный домик - 20 мин. Они прибывали в случае подъёма деж экипажа, Самолёты усиления находились рядом с дежурными в соседних обваловках в боевом снаряжении;
- 1 экипаж по маловысотным целям со сроком прибытия - 30мин;
- 1экипаж для действий по автоматическим дрейфующим аэростатам со сроком готовности 1 час.

При выполнении 3-х вылетов за смену ( бывало и такое) лётчик менялся.
Весь личный состав дежурных сил пофамильно определялся ежесуточным приказом командира полка. В соответствии с приказом Главкома В ПВО О проведении ритуала заступления на БД в 1975 г возле дежурного домика был установлен символический пограничный столб и флагшток. В 1982г возле пограничного столба соорудили третий символ - небольшой монументик из обломков сбитого капитаном Куляпиным В. самолёта СL-44.

Вероятным противником считались ВВС Ирана, насчитывавшие в то время 320 боевых самолётов ( F-4 ,F-5, а позже на авиабазе Хотеми появились и F-14A - 50шт.) и 2-ая тактическая воздушная армия Турции (157 боевых самолётов F-5 F-4 F-100) базировавшаяся на аэродромах Мерзифон, Эрхач, Диярбакыр. Подъёмы дежурных экипажей производились довольно часто.

 
Stanislav_SemiletovДата: Среда, 05.01.2011, 23:41 | Сообщение # 5
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Примерно раз в три года полк пополнялся молодым лётным составом (Левошин В, Назаров Н, Интеев А., Куляпин В, Орлов В, Фурсачик В, Крымский В, Чепурной В, Никишкин Н, Трунин В., Аттаев и др.) По разному сложились их судьбы. Из газет знаю, что Левошин Володя воевал в Афганистане, имеет боевые награды.
Куляпин Валентин в 1981 г сбил тараном нарушителя госграницы. Об этом уже говорили на форуме, но попробую дополнить эту полемику.

18.07.1981, примерно, около 6 часов утра РЛ средствами была обнаружена нескоростная цель, пересёкшая границу южнее Еревана и с повторным пересечением границы ушедшая на юго- восток в Иран. Не знаю почему, но воздействия по ней с нашей стороны не было (наверное просто не успели). Днём вторично обнаружили цель с аналогичными параметрами полёта, но летевшую в обратном направлении на северо-запад вдоль границы сначала над территорией Ирана, а затем перешедшей на нашу территорию севернее Нахичевани.

По этой цели поднимались дежурные самолёты 166гв иап ст.л Маракулин - 1-ый цель визуально обнаружил,но проскочил и потерял. Вторым подняли к.Крымского но при его приближении цель ушла на сопредельную территорию и продолжала полёт, но с другой стороны границы (очевидно поступала информация о наших перехватчиках) Как только истребители ( по остатку топлива) выводились из сопровождения - цель снова переходила на нашу территорию. Если учесть, что между Ираном и Турцией шла война, а вышеназванный транспортник (как было заявлено позже) тайно перевозил оружие в Иран, то такой характер полёта понятен.

Когда подняли Куляпина ( он был в составе сил усиления; самолёт был без пушки), по всей вероятности ( опять же предположение), цель и перехватчик были уже вне видимости Иранских РЛС, поэтому выход до визуального контакта состоялся над нашей территорией. На транспортные самолёты обычно так и наводили : сначала на визуальный контакт для определения характера цели, подачи ей установленных сигналов для прекращения нарушения, а затем, по обстановке, принималось решение. Решение на атаку в данной ситуации принял штурман ПН. Но Валентин тоже понимал, что пока будет занимать исходное положение для атаки - цель может пересечь границу или просто потеряться. Единственный выход - таран.

Памятуя печальный опыт к.Елисеева (из личной беседы с Куляпиным) - бить решил крылом по стабилизатору цели. Учитывая компановку Су-15 (крыло плохо просматривается из кабины особенно когда одет гермошлём) -сделать это не просто , промахнулся, ушёл под цель. Взял ручку на себя, чтобы снова выйти на высоту цели и в этот момент посыпались осколки фонаря в кабину. Поняв, что произошёл удар - катапультировался. Не разобравшись в ситуации, и , боясь международного скандала, по радио и ТВ было сделано официальное заявление о самолёте-нарушителе, который, пытаясь уйти, выполнял энергичные маневры и столкнулся с истребителем сопровождения.
Когда ситуация пряснилась Валентина поощрили: разрешили купить вне очереди "Москвич". Позже было написано представление на Героя, но поскольку официально уже было заявлено о столкновении, а не о таране - ограничились орденом Боевого Красного Знамени.

Несмотря на интенсивность лётной подготовки с 1972г по 1982г полк имел только одну аварию. При проведении стрельб на полигоне Ашулук 22.04.1976г (Астрахань, майор Синицын В) из-за рассоединения тяги продольного управления невозможной стала посадка. Управляемость самолётом сохранялась частично благодаря наличию металлизации (для исключения разрядов статического электричества) и её запаса не хватало для создания посадочного положения. После двух безуспешных заходов лётчик вышел в зону покидания и успешно катапультировался.

 
Stanislav_SemiletovДата: Среда, 05.01.2011, 23:42 | Сообщение # 6
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
В 1980г в соответствии с директивой ГШ ВС СССР от 05.02.1980 г 314/1/00170 166 гв иап передан в ВВС Закавказского Военного округа. В 1983 г - перевооружён на Су-17 и затем ушёл в Афганистан.
Повторное перевооружение 166 гв иап (после Афганистана) было после 1988г на Су-15тм. Я уже служил на Дальнем Востоке, а самолёты забирали из Золотой Долины (под Находкой).

Для всех интересующихся.
Аэродром САНДАР (по состоянию на 1972-81гг) - аэродром 2-го класса. Лётное поле 2700х1900м. БВПП 2500х40м. Максимальный посадочный вес принимаемых воздушных судов 120т. Уклон ВПП с востока на запад 1град.20мин. Превышение аэродрома 390м. Заход на посадку только с одного направления с магнитным курсом 267 град. (с обратного направления мешали горы и оно вообще не было оборудовано техническими средствами посадки). Но и основное посадочное направление не было стандартным - восточнее 30км перпендикулярно нашему направлению проходили схемы заходов аэродромов Вазиани, Вели (завод) и Ново-Алексеевка (аэропорт), поэтому за р. Кура нам заходить запрещалось.
Из-за инфраструктуры Марнеули дальний привод тоже имел нестандартное расположение - на удалении 9,8км и южнее створа ВПП 1,7км. Поэтому и заход на посадку в сложных метеоусловиях выполнялся "из-за угла": выход на дальний с МК=310град, а затем доворот на посадочный. Высота круга 1200м. Минимум аэродрома: днём 300х3,5, ночью 450х4,5. РСБН не было. Трассовый позывной - АИДА.

Военный городок (старый) находился в 1,5 км от аэродрома. Проходная выходила на центральную площадь г. Марнеули, являвшуюся пересечением дорог Тбилиси-Болниси и Тетри-Цкаро-Кировакан-Ереван. На площади стояли -универмаг, кинотеатр, дом быта, а за площадью была ловашная. С севера городок упирался в небольшую возвышенность - горка. На её правом склоне стояла полуразрушенная мечеть и валялось много каменных плит с надписями по арабски (наверное -надгробных). Левее и выше стояли РЛС совмещённого КП (полка и ЗРБр.), который находился здесь же под землёй. Западнее городка находился н.п. Кызл Аджло.
С юга за забором и дорогой на Болниси находились виноградники (через которые была протоптана короткая дорожка на аэродром).Позже здесь начали строить консервный завод. Помимо жилых домов в городке размещались - офицерское общежитие (сразу за проходной, слева), офицерский клуб, магазин, лётно-техническая столовая, детский сад, штаб и санчасть ЗРБр., баня и вещевой склад.

День рождения полка отмечали 10 мая (образован в 1941г.в г. Митава, Латвия как штурмовой полк). В этот день обязательно проводилось торжественное построение личного состава с выносом Знамени. История полка была отображена в специальном формуляре, который хранился в штабе. Отдельные стенды с выписками из неё, портретами Героев СССР (12 лётчиков удостоены этого звания в годы ВОВ), этапами боевого пути - были оформлены в гарнизонном клубе и в дежурном звене.
 
Stanislav_SemiletovДата: Суббота, 08.01.2011, 00:04 | Сообщение # 7
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Юрий Гвоздовский:
Как сейчас smile

Уходящие вдаль ряды ламп взлетной полосы...
Тишина и полумрак СКП, люминисцентные блюдца индикаторов, переговоры в эфире: "Камертон! Я три-полсотни-семь, фонарь закрыт, крыло 30!", "Камертон! Я три-полсотни-семь, взлет, форсаж!"...
Грохот влетающих самолетов и шелест садящихся...
Сладкий запах отработанного керосина и тихое потрескивание остывающей турбины...
Растаскивают самолеты, разъезжается транспорт, ушла "пожарка" и "скорая"...
Затихает и гаснет аэродром...
Среди ночи ещё яснее мерцают огромные звезды...
Неторопясь идешь по рулежке...
ДСП закрывают зоны на висячие замки...
И лишь окна метео, по домашнему, зовут к себе...
Тихо, тепло, горячий чай...
Вот и закончился ещё один летный день.

Лишь влюбленному в авиацию аэродром хорош в любое время года, суток, при любой погоде... :)

 
Stanislav_SemiletovДата: Воскресенье, 09.01.2011, 01:50 | Сообщение # 8
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Сергей Захаров:

Про сбитие Богослова:
Надо сказать по возрасту Михалыч был одним из "старых" лётчиков, 42 гр и летал в тот день в сандалях. Это было 19 мая 1986 года. Звено Походин с нач. разведки и нач. штаба с Богословым. Работали до 15 км. в глубину Пакистана в районе Алихеля.(несколько южнее и раньше на месяц, ближе к Хосту сбили Руцкого в 1-й раз и пошла операция).
Ф-5 пакистанских ВВС поднялся и произвел 2 пуска по нарушителям границы. 1-я ракета прошла между парами, 2-я попала боевой частью по гаргроту Богослова (пробила топливный бак) отвалила половину стабилизатора и на предложение катапультироваться он полетел в сторону Баграма посылая всех на **, включая генерала Кота на ВКП на Ан-26. Обогнув Кабул по установленной схеме, вышел на прямую к Баграму, убедившись в наличии ПСС на удалении 28-30 км. от Баграма он отпустил самолёт в одну сторону, а сам в другую.
Вертолётчики подбирая его просят поторопится, на что Михалыч говорит, собирая парашют, НАЗ : моё добро, пока не соберу не полечу.
Я в тот день не летал и утром идя на завтрак, вижу Богослова, загадочного как девка перед свадьбой, на вопрос чего не на аэродроме, сказал что всё, наверное отлетался.
И только спустя какое-то время мы узнали об этом полёте.
Иван Михалыч больше не летал, списался и уехал жить в Днепропетровск (если не ршибаюсь). Кто был с нами в Афгане помнят прикольный случай нашего перелёта из Баграма в Шиндант, когда Бакута Юрий Леонидович попал в Пакистан и заставил всех поволноваться: и нас, находящихся в воздухе, и все КП, и больше всех пакистанское дежурное звено.

 
Stanislav_SemiletovДата: Воскресенье, 09.01.2011, 02:05 | Сообщение # 9
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Сергей Захаров:

Зимой 1986 после выполнения задач в Баграме улетали на базу в Шиндант. Зам. ком.полка Бакута Юрий Леонидович с Богословым И.М. вылетели первыми на 10-15 мин. интервале от основной группы.
В Баграме, по курсу взлёта на север в сторону Саланга, находятся два ущелья недалеко друг от друга. Более дальнее идёт на запад очень далеко (по памяти более 100-150 км.), а другое, южное, через 20-30 км начинает подворачивать с запада на юг и через район Мандашахра (Газни) выходит на пустыню и к Кандагару.
Прикиньте наши ощущения, когда все кто в воздухе слышим голос Богослова (вместо СПУ нажал на радио) на повышенных тонах общающегося с Бакутой по поводу своего местонахождения.
Комэск п/п-к Левошин Владимир Алексеевич начинает им зачитывать действия по потере ориентировке.
Михалыч корректно говорит, что и там были и там, но места не могут определить. Поднятый с Кандагара МиГ-23 посадил их с минимальным остатком топлива. Бакуту лишили на год 1 класса. Что произошло, так и не рассказывали никогда, по крайней мере нам.
Мы предположили, что спарка на предельно малой (топливо и самолёт позволяли) дойти до Шинданта. Спутали ущелья и вошли в более южное, на предельно малой, не поверив показаниям компаса, просвистели мимо Кандагара в Пакистан, прошли над полосой, увидели, что самолёты в ДЗ и на стоянках совсем не наши, а ДЗ начало взлетать по ним, быстро взяли курс на север, мы по участвовали как слушатели до момента перехвата этой спарки Миг-23 и с облегчением узнали о их посадке.
Через год Бакута восстановил классность, Богослов уволился, но тайна их попадания в Пакистан осталась для большинства тайной.

Дополнение SuperBoss:

Если мне не изменяет память то Бакута с Богословом перелетали на спарке в Кандагар а не Шинданд, Но вышли на Кветту, где их позывными Кандагара на русском языке стали заводить на посадку. Остальное в принципе как описано, разве,что подвесные баки они подарили духам.

 
Stanislav_SemiletovДата: Воскресенье, 09.01.2011, 02:16 | Сообщение # 10
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Quote (Sanslav)

Шахов А.В.:
В марте 86-го,после того, как мой славный ком.аэ Панкрашин В.В.в ДРА дал в ухо нач. ПО ВВС 40-й армии (такой факт действительно имел место) и был отправлен в Союз, в полку произошли кадровые перестановки и я был вызван заполнить свободную клетку.

Дополнение SuperBoss:

В Баграме летчики жили в гостинице на аеродроме, рядом с КП. Там еще импровизированная кремлевская стена стояла. ЧВС жил в комнате напротив комнаты Панкрашина. События происходили на Новый год. Панкрашин в нетрезвом виде пошел приглашать ЧВСа водки попить. Там они они тоже "хорошо" поговорили, до скандала дошло, но чтобы "в ухо" точно не скажу.

 
GVVДата: Понедельник, 17.10.2011, 01:17 | Сообщение # 11
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 7
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
В начале этого года на форуме forums.airbase.ru поднимал «Lamm» вопрос о переучивании нашего полка в ИБА: «Вообще интересно было бы почитать об этом переучивании, с какими проблемами сталкивались, большая ли была программа, на месте или ездили куда, как инструкторов размножали, присылали ли варягов со сторон». Ответов пока не было.
Заданные вопросы действительно к месту. Это переучивание полка не просто переучивание с одного типа самолета на другой. В данном случае гораздо сложнее. Менялось предназначение полка. Задачи по уничтожению воздушных целей менялись на задачи по поражению малоразмерных подвижных наземных целей, что имеет соответственно существенные отличия. Своими силами (иап ПВО) летчиков ИБА не подготовить. Учить «наскоком», т.е. с привлечением инспекторов или других вышестоящих начальников не даст желаемого результата. Учителя должны быть вместе с обучаемыми всегда и в полетах и на отдыхе (в бане, на рыбалке, при возможности вместе водочки покушать и т.д.).
В августе 1983 года я прибыл по замене в 168 гв.апиб Большие Шираки, вошел в строй. В сентябре прибыл в Шираки зам. командующего 34 ВА и предложил мне должность заместителя командира 166 гв.апиб Марнеули. Объяснил, что пвошный полк переучивается в ибашный. В полку нет ни одного летчика из ИБА, в армии изучили мое личное дело и оценили, что лучше моей кандидатуры в ЗакВО нет.
Действительно до прибытия в ЗакВО я прошел большую школу истребительно-бомбардировочной авиации. Считаю должно быть каждому интересно, кто учил, опыт каких полков передавал и вообще что, сам умел.
Большой опыт я приобрел в 1 гвардейском Красногвардейском дважды Краснознаменном орденов Ленина и Кутузова III степени авиационном полку истребителей-бомбардировшиков имени 50-летия образования СССР. В котором прослужил 5 лет из них 2 года зам.командира эскадрильи и 3 года командир эскадрильи. Как пишут в исторической справке этот полк готовился в качестве лидерного, мастеров боевого применения с содержанием в постоянной боевой готовности к перебазированию на другой ТВД и немедленным боевым действиям на новом направлении. Полк был инициатором социалистического соревнования среди полков ИБА, «гремел» на весь СССР и какое-то время занимал первое место. В этом полку одно время все летчики полка были 1 класса (невероятно), приходилось выполнять очень сложные задачи. В ВНР мы были единственным полком, который постоянно (еженедельно) взаимодействовал с «пехотой». Учения с пехотой почти ежемесячно.
По времени нашего удара пехота сверяла часы.
Генеральная инспекция МО, проверки по планы Главкома ВВС проводились почти каждый год. Мы были готовы нанести удар по любому полигону северной группы войск, Польши, Чехословакии, Белоруссии, Украины с применением любого вооружения. При мне проверялись 2 раза на Луненце (Белорусия), один раз Украина, не помню, какой полигон, остальное по полигонам ЮГВ. Перед нанесением удара мы должны были преодолеть сильнейшую ПВО противника, не теоретически, а практически существующую ПВО с пролетом через центры зон поражения зенитно-ракетных комплексов, а не обходя их. ПВО в это время тоже проверялась ГИМО и поэтому кто кого.
Все основные сложные задачи выполняла 1 эскадрилья, командиром которой был я почти 2 года.
После собеседования с зам.командующего меня в конце сентября вызвали на Военный совет, там я встречался с командиром 166 гв.апиб Скорятиным В.Н., он мне понравился. Через несколько дней после нашей встречи он погиб и меня срочно отправили в Марнеули.
Первое время было конечно не легко.
Самое главное это тяжелая обстановка после катастрофы.
Второе: летчики бывшего полка ПВО мягко сказать особого желания переучиваться не имели (особенно те, кто постарше). Так и должно было быть. Кому хочется менять все привычное на новое. Зарождается все еще в училище и затем наращивается. Почти все время вспоминали ПВО, как было там хорошо и как теперь в ВВС плохо. Забегая вперед, скажу, что командующий 34 ВА Буравков И.Е. в последующем на Военных советах постоянно требовал «выбить из полка пвошный дух». Но я думаю, никто не может пожаловаться, что из них этот «дух» выбивали.
После катастрофы полеты начали 26 октября. На полеты прибыли старшие летчики-инспекторы 34 ВА полковники Шатаев и Иванников.
Насколько я помню И.О. командира полка (зам. по летной подготовке) Гулевский убыл к новому месту службы Большие Шираки в ноябре, не дождавшись прибытия командира (сказал ты зам, ты и командуй).
Переучивание продолжали своими силами, помощи не просили, инспектора армии и дивизии приезжали по своему плану. Летали в одну смену с обычной нагрузкой. Я в ноябре налетал всего 17 часов, из них инструкторских 9 часов, в декабре уже 26 часов, из них инструкторских 17 часов и 2 руководства на огневом полигоне.
 
GVVДата: Понедельник, 17.10.2011, 01:31 | Сообщение # 12
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 7
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
В декабре прибыл командир полка Походин А.Г., затем (кто когда не помню) зам. командира полка по летной подготовке Бакута Ю.Л., командир эскадрильи Коровин Н.В., зам ком. эскадрильи Михно А.В. (все опытные ибашники). Стало конечно гораздо легче. Но плохо было то, что руководителем на огневом полигоне я был единственным и когда начались полеты с боевым применение мне приходилось работать в две смены.
У меня сохранились мои летная книжка и книжка руководителя полетов. По ним можно просмотреть какая была нагрузка. «Настоящая» работа с боевым применение началась в марте 1984 года.
Так, к примеру, в марте 1984 года я налетал 35 часов, из них инструкторских 26 часов, руководил полетами на огневом полигоне 5 смен.
Согласно записям в книжках в 2 смены пришлось работать:13, 19, 26, 28, 29 марта.
Прикрепляю 4 листа моей летной книжки и 1 лист моей книжки руководителя полетов.









Прикрепления: 6307023.jpg (372.0 Kb) · 3142142.jpg (367.8 Kb) · 7397963.jpg (364.6 Kb) · 8753994.jpg (322.3 Kb) · 8970994.jpg (324.5 Kb)


Сообщение отредактировал GVV - Понедельник, 17.10.2011, 01:39
 
GVVДата: Понедельник, 17.10.2011, 01:53 | Сообщение # 13
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 7
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
В апреле налетал 23 часа, из них инструкторских 10 часов, руководил полетами на огневом полигоне 6 смен.
Работа в 2 смены 5, 10, 13, 18, 25, 26 апреля. И так далее.
Всего в 1984 году я налетал 193 часа, из них инструкторских 122 часа и выполнил 35 руководств полетами на огневом полигоне и 2 на аэродроме. Кто эти цифры знает, тот поймет.
Прикрепляю 4 листа моей летной книжки и 1 лист моей книжки руководителя полетов.

Добавлено (17.10.2011, 01:53)
---------------------------------------------
За 2 года (84-85) 166 гв.апиб был подготовлен к боевым действиям по наземным целям не то что в полном объеме курса боевой подготовке, а гораздо выше. Мы научили летчиков не бояться земли, летать как говориться на недопустимо малой высоте, с применением необычных приемов боевого применения (логарифмической кривой, бомбометанием над САБами), применением управляемого вооружения, нанесению ударов в заданное время. Кроме того мы научили летчиков выполнять посадку парой, посадку ночью без прожекторов, посадку ниже установленного минимума погоды и все это было как вроде бы обычным явлением, хотя это уже было сравнимо с уровнем «старых» ибашных полков.
При подготовке к боевым действиям в Афганистане летчики были научены дополнительным приемам и главное посадке «по афгански».
Для ИСТОРИИ полка можно отметить следующее.
Каждый год полку для выполнения плана боевой подготовки выделяется определенное количество различных боеприпасов. «Хорошие» боеприпасы применяются на учениях, проверках, показах, «плохие» просто «выбрасываются» на обычных полетах или вообще не применяются. В год подготовки к Афганистану все «хорошие» боеприпасы к августу 1985 года были израсходованы и вдруг командующим 34 ВА была поставлена задача для оценки полка провести 26 августа ЛТУ. В данном случае (на основании многолетнего опыта лидерных полков ИБА) заранее было известно, что оценка неизбежно «неудовлетворительная».
Свободнопадающих боеприпасов не осталось, остались только с тормозными устройствами, зажигательные бомбы и зажигательные баки, при применении которых прицел использовать невозможно. Оценив обстановку нами было принято решение применить не обычную тактику. Одновременный удар полка нанести в очень короткое время, с разных направлений и в основном с горизонтального полета. Некоторые ведущие групп выражали свои опасения малыми временными интервалами между ударами. Пришлось провести с ними анализ их полетов с выходом на цель в заданное время и напомнить, зачем они этому учились.
На учения я был назначен руководителем полетов на огневом полигоне. С каждым ведущим группы был отработан определенный маневр с боевым применениям. В некоторых случаях сброс бомб был предусмотрен по моей команде (авианаводчик). Все это было проверено в полетах при подготовке к учениям.
В итоге трудно поверить, но я думаю, Вы мне поверите.
На полигон прибыл командующий 34 ВА Буравков И.Е. (очень крутой, хорошего слова от него никогда не услышишь, генералы дрожат), член военного совета, который тоже доброго слова не скажет, командир дивизии Куцоконь Д.С. (Чапаев). И вот настало время нанесения удара полка.
За пару минут до удара я чего только не услышал в свой адрес и все матом, «где полк?», осталось столько то времени до удара. И так было несколько раз за это короткое время. Я только успевал отвечать «все по плану». За 10 секунд до удара они все чуть не упали на землю от грохота неожиданно пролетевшей над ними группы самолетов на недопустимо малой высоте и скорости 1000 км/час, далее в течении 5 минут у них чуть не открутились головы смотреть по сторонам. Группы заходили на цели с разных сторон и все с горизонтального полета. Нанесение удара закончилось неожиданно, как и начиналось. Наступила тишина, все цели горели, полигон накрыло черным дымом. Честно скажу я много всего видел, но такого никогда. Пока я подходил к командующему слышал их разговор между собой, типа того «что это было?», т.е. они были действительно поражены увиденным. Я подошел и доложил «товарищ командующий, 166 гв.апиб нанес удар по аэродрому противника, аэродром уничтожен». Командующий повернулся к члену военного совета и спросил «что скажешь», тот ответил «нечего сказать», тогда он повернулся ко мне и сказал «СПАСИБО ЗА РАБОТУ». По плану они должны были сесть в вертолет и полететь к целям для оценки попаданий, но в данном случае командующий сказал «смотреть нечего и так все видно, мы полетели домой» и улетели. Они не остались даже смотреть второй удар полка ночью. Этот удар по целям, освещенным с воздуха, без входа самолетов в зону освещения был тоже интересным, поскольку это было впервые для всех.
Это ЛТУ показало, что 166 гв.апиб был готов выполнять задачи по своему предназначению в современной войне с сильным противником.
Учения 166 гв.апиб 26 августа 1985 года поставили полк на одно из первых мест среди полков ИБА Советского Союза, а если учесть что этого мастерства полк достиг за 2 года, то это уже подвиг каждого военнослужащего полка.
Хочу подчеркнуть, что заслуги переучивания полка не только прибывших в полк ибашников. Огромная заслуга летчиков руководителей бывшего пвошного полка, это прежде всего командира эскадрильи Левошина В.А., в то время зам.командира эскадрильи Панина С.В. которым пришлось перестраивать не только себя, они учили своих летчиков уже в «ибашном духе», а это гораздо тяжелее чем бывшим ибашникам.









Прикрепления: 2534633.jpg (363.4 Kb) · 1672181.jpg (351.3 Kb) · 9634387.jpg (387.7 Kb) · 9591254.jpg (316.5 Kb) · 1290589.jpg (359.3 Kb)
 
Stanislav_SemiletovДата: Понедельник, 17.10.2011, 12:29 | Сообщение # 14
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Виктор Васильевич, потрясающе!!!!
Спасибо Вам огромное за столь впечатлительный рассказ и труд и службу Вашу!

Вот он цвет полка того августа 1985 года:



Полк начал историю свою как штурмовой боевой полк (т.е. ИБАшный полк), прошедший всю Отечественную войну, и,
можно сказать, блеснул в полном былом своем боевом величии накануне развала СССР по своему прямому предназначению по рождению! И канул в лета ....
Такой полк не сохранили заср-ы горбачев-ельцины sad
 
Stanislav_SemiletovДата: Понедельник, 17.10.2011, 13:02 | Сообщение # 15
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Виктор Васильевич, когда полк ушел со Знаменем в Афганистан, под каким номером части действовали в Марнеули?
Есть две версии:
1) под номером базы (ОБАТО) в/ч 32876;
2) под номером в/ч 10227А.
Какая правильная?
Если первый вариант, то что было или понималось под номером 10227А ?
 
Форум » Аэродром Сандар и Марнеульский гарнизон » Аэродром Сандар и Марнеульский гарнизон » Перелистывая ветку 166-го полка на авиабазе (Дубляж интересных и информативных сообщений с авиабазы)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Создать бесплатный сайт с uCoz