Суббота, 27.04.2024, 23:13
166-й гвардейский Краснознаменный авиаполк

Аэродром Сандар (Марнеули)

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Аэродром Сандар и Марнеульский гарнизон » Летные происшествия, аварии, катастрофы » 28.11.1973 таран капитана Елисеева
28.11.1973 таран капитана Елисеева
Stanislav_SemiletovДата: Среда, 05.01.2011, 19:32 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
28 ноября 1973 г. таран нарушителя границы спарки F-4 "Фантом" ВВС Ирана совершил летчик 982-го ИАП (283-я ИАД ВВС) капитан Елисеев Геннадий Николаевич на МИГ-21СМ. Летчик погиб, Указом Президиума ВС СССР капитану Елисееву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Это был первый в мире таран, совершенный на реактивном истребителе.

Наш полк в тот день тоже работал по этому нарушителю.
Вот, что в свое время написал мне ветеран полка и очевидец событий тарана Елисеева бывший техник Николай Жолудев:

В этот день я заступил на боевое дежурство с заместителем комески капитаном Абакумовым А.Г. Кто был второй парой не помню.
По команде "воздух" запустил правый движок, застегнул летчика и выпустил самолет. Все думали, что очередная цель вдоль границы, но когда зашел в дежурный домик, а там была выведена громкая, ребята сказали, что цель реальная и по ней работает МИГ-21 с Вазиани.
Далее и я уже слушал громкую переговоров, и там мой пилот доложил, что цель видит, но мешается МИГ ВВСовского полка. Поскольку МИГ оказался ближе к цели, ВВС решило не передавать ПВО успех. Мой Абакумов не успел буквально на пару минут и стрелять не мог, поскольку перед ним маячил МИГ-21.

Далее события развивались так, Елисеев выпустил первую пару ракет, ракеты прошли мимо. После первой пары ракет пилоты спарки F-4 тут же катапультировались. Второй пуск следующей пары ракет был уже по пустому борту и тоже ракеты прошли мимо. Ракеты Рс-2Ус, это летающие бревна, ну и Елисееву приказывают идти на таран пустого самолета, да таранил его еще не продуманно, фонарь заклинило. Абакумову в итоге сработать по цели не дали.
Абакумов, приземлившись, ругался по черному, ни за что парня погубили!

 
Stanislav_SemiletovДата: Вторник, 01.02.2011, 13:47 | Сообщение # 2
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Вот, что написал мне Виктор Бусыгин, как этот случай виделся с позиций РТБ:

Я начал службу после выпуска из радиотехнического училища в радиотехнической бригаде (ртбр), штаб которой находился в Тукумсе.
Место расположения КП уже описано одним из участников. Вся территория КП в мае месяце пылала от алых маков.

Первое место службы было в отдельной радиолокационной роте (орлр) которая находилась на горе Союх (высота 3119 м).
Когда я туда поднялся, там у всех в памяти была боевая работа по сопровождению истребителя МиГ-21 капитана Елисеева.
Очевидцы рассказывали, что всё наблюдали визуально, не говоря, что и на экране РЛС.

Будучи в командировке в ртб (радиотехнический батальон) Имишлы, встречался с офицерами, которые обеспечивали наведение. Они также сказали, что МиГ-21 после тарана спланировал !!!!
Елисеев в момент тарана ударился о стекло. Удар наверное стал смертельным для него.

Через год стал ОДКП ртб Джагри (Нахичевань). Там служил штурманом капитан Иманов. Вот именно он и дежурил в день когда Елисеев сбил спарку. Иранский истребитель был обнаружен своевременно (значит в момент взлёта с аэродрома Тебриз). Дежурный истребитель был своевременно поднят с Марнеули и Иманов взял его на управление. Настроение было прекрасное (как он выразился "готовил дырку для ордена"). И тут ПН обесточился (причину я понял только лет через 6, у меня на дежурствах такое тоже случалось). Истребитель потерял управления и вынужден был возвратиться в Сандары.

С небольшим опозданием в этот район был поднят и МиГ-21 с Вазиани. Долетев до района он стал запрашивать управление ПН Джагры. Молчание. Тут его услышал штурман соседнего ПН и взял управление (наведение) на цель нарушитель гос границы. Всё кажется хорошо, да вот только не знал штурман, что управляет МиГ-21, а не Су-15. А вооружение у них то разное (имеется ввиду наличие пушки). Вот это и стало причиной "не полного использования боевых возможность истребителя". Это мои умозаключения основанные на опубликованных в печати сообщений и рассказов очевидцев.

 
tuchkovДата: Вторник, 25.11.2014, 19:17 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 3
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Уважаемые профессионалы, извиняюсь за дилетантский вопрос. Мне не совсем понятно, как наводчики могли помешать ему использовать пушку. Или же из той позиции, в которую его "поставили" это было
затруднительно? Вообще, на ПН говорят, какое оружие использовать?
 
Stanislav_SemiletovДата: Вторник, 25.11.2014, 21:50 | Сообщение # 4
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Про пушку в публикациях как то старательно темнят. Что там было не очень ясно, но видимо что-то с ней нештатное было.
Вот тут, например, говорится, что по одной из версий "Елисеев сначала попытался сбить Фантом при помощи авиационной пушки, но та после первого выстрела заклинила, и лётчик пошёл на таран по собственной инициативе. Была даже версия о том, то пушку на аэродроме и вовсе не зарядили, и техник, обслуживавший вооружение, после этого инцидента был осуждён и посажен".
Вроде как авиатехник по вооружению и техник эскадрильи впоследствии получили десять и три года тюрьмы соответственно
Т.Е. в том Вазианском полку на тот момент пушку вообче ни разу не юзали
 
tuchkovДата: Среда, 26.11.2014, 00:08 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 3
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Спасибо большое.
Скажите, а какое значение имело то, что на ПН спутали МиГ с Су?
 
Stanislav_SemiletovДата: Среда, 26.11.2014, 00:34 | Сообщение # 6
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Больше того, что рассказали свидетели события, я добавить не могу.
Если и было так, то объяснить можно разными тактико-техническими данными истребителей и различным набором вооружений. Отсюда и разный вывод в точку начала атаки. Этими данными и руководствуется штурман наведения. А в этом конкретном случае подвернулся МИГ-21 ВВСовского полка, вооружение которого и точка скорее всего не были прописаны заранее, имхо.
Даже у СУ-15 в 166-и авиаполку в частности на боевом дежурстве стояла пара с разным комплектом вооружения, один борт для высотного перехвата, а другой с пушкой подвесной для малоскоростных и низколетящих целей.
Так, например, Куляпин перехватывал свою цель вторым бортом тоже без пушки. Первый поднявшийся на перехват борт с пушкой на цель не вышел и вынуждены были его вернуть по остатку керосина.
 
tuchkovДата: Среда, 26.11.2014, 01:27 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 3
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Спасибо, теперь все понял.
 
Stanislav_SemiletovДата: Понедельник, 30.03.2015, 11:11 | Сообщение # 8
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Владимир Тучков

Неизвестные факты о таране капитана Елисеева



28 ноября 1973 года пилот истребителя МиГ-21СМ Г.Н.Елисеев ценой собственной жизни
уничтожил самолет, нарушивший воздушную границу СССР. Это был первый в истории
таран с применением реактивного самолета. Имя героя навечно занесено в списки
воинской части, где он совершил подвиг, а эскадрилья получила название
«Елисеевской».


Подвиг капитана Елисеева

ГеннадийНиколаевич Елисеев родился в 1937 году в Сталинграде. В 1959 году окончил
Батайское военное авиационное училище. Проходил службу в различных строевых
авиационных частях. Последнее место – гарнизон в районе грузинского города
Вазиани, где Елисеев в звании капитана служил заместителем командира эскадрильи
982-го истребительного авиационного полка 34-й воздушной армии Закавказского
военного округа. 8 ноября 1973 года капитан Елисеев нес дежурство на аэродроме. В 12 час 20 мин
было получено сообщение о том, что в районе Муганской долины (Азербайджан) на
территорию Советского Союза вторгся самолет-разведчик RF-4C «Фантом» ВВС Ирана.
Получив приказ с командного пункта, Елисеев взлетел на истребителе МиГ-21СМ для
перехвата самолёта-нарушителя.Советскийистребитель настиг «Фантом», когда тот был уже недалеко от границы.

Получив команду на уничтожение цели, он выпустил две пары ракет «воздух-воздух» Р-3.
RF-4C отстрелил тепловые ловушки, и ракеты прошли мимо. Применять пушку было
рискованно, поскольку нарушитель был уже совсем рядом с границей, и стрельба не
гарантировала поражение иранского самолета американского производства. Кстати,
это была спарка, и в кабине вместе с иранским пилотом майором Шокуния находился
американский полковник Джон Сондерс. Самолет выполнял разведывательное задание.С землипоступила команда: «Пресечь полет противника любой ценой!». Елисеев ответил:
«Понял, выполняю». Это были его последние слова.Сблизившисьс «Фантомом», МиГ нанес удар крылом по его хвостовому оперению. «Иранец» потерял управление, его экипаж успел катапультироваться и был задержан пограничниками. МиГ же управление не потерял и начал плавно снижаться. Пилот на связь не выходил. И вскоре самолет врезался в гору.

Cогласно наиболее правдоподобной версии, во
время тарана Елисеев ударился головой о стекло и потерял сознание. Именно это и
привело к его гибели. Произошло это в 13 час 15 мин.Капитану Геннадию Николаевичу Елисееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Наснимке: RF-4C



От вымыслов до объективных предположений

События,предшествовавшие этому подвигу, были досконально исследованы комиссией. В
результате в приказе Главкома ВВС было указано на недостаточную подготовку
офицеров наведения, плохо знавших вооружение самолетов истребительной авиации
ВВС.Посвидетельству одного из очевидцев тех драматических событий, не вошедшему в
официальные документы, в эту историю вмешался роковой случай.Иранский«Фантом» был замечен на радаре оперативным дежурным командного пункта Джангры заблаговременно – в момент его взлета с аэродрома в Тебризе.

Когда возникла угроза нарушения границы, с аэродрома в Марнеули был поднят в воздух дежурный
истребитель и взят на управление. Но внезапно обесточилась аппаратура пункта
наведения, из-за чего истребитель, потерявший управление, был вынужден
вернуться на аэродром.Сбольшим запозданием с аэродрома Вазиани был поднят МиГ Елисеева. Долетев до
района, он стал запрашивать управление от пункта наведения Джангры. Но тот был
обесточен.

Елисеева услышали на соседнем ПН и повели на цель. Но наводчик решил, что имеет дело не
с МиГ-21СМ, а с Су-15, у которого отсутствует пушечное вооружение. Это в
определенной степени и стало причиной «неполного использования боевых
возможностей истребителя». То есть были использованы не все возможности
самолета, которые у МиГ-21СМ выше, чем у Су-15, в связи с другим выводом на
точку атаки.Такжесуществуют свидетельства того, что история была еще более сложной, нежели это
описывается в официальных источниках.

После первого ракетного залпа пилоты
«Фантома», поняв, что дело может закончиться для них не советской тюрьмой, а
кладбищем, катапультировались. Второй залп также не поразил самолет-нарушитель.
И Елисеев таранил уже пустой истребитель.Существуютсвидетельства иного рода, которые характерны для 90-х годов, когда было принято покрывать предыдущий 70-летний период нашей историей густым слоем черной краски. Якобы, со слов какого-то полковника, Елисеев таранил учебный иранский
самолет снизу, поэтому его пилоты и не видели МиГа, и не поняли, что же
произошло с их легким воздушным суденышком. И среди обломков якобы никакой
шпионской аппаратуры найдено не было. Поэтому перед двумя честными парнями
пришлось извиниться...

Судьба шпиона

Кстати,на сайте в британском домене, посвященном «Фантомам» в ВВС Ирана, удалось
отыскать следы сбитых иранского майора и американского полковника. Любопытно,
что авторы сайта по поводу исследуемого нами инцидента заявляют, что существуют
слухи о том, что полет был разведывательным, но они не находят подтверждения.
Словно речь идет о легкой прогулке на самолете, но он в действительности был
разведывательным (RF-4C).

Майор Шокуния был моложе Елисеева. Он начал летать на авиабазе в Табризе на легком
многоцелевом истребителе F-5, массово поставлявшемся США в основном в страны
Азии с середины 60-х годов. И летал опять-таки на шпионской модификации –
RF-5A. В 1972 году, когда США усилили разведывательную деятельность с
территории Ирана, пересел на двухместный RF-4С.Ииранского майора, и американского полковника освободили через 16 дней. Видимо, в этом деле были использованы мощные дипломатические рычаги.Шокунияпродолжил службу. Елисеева он пережил на несколько лет. 27 января 1982 года иранский
пилот погиб в бою во время войны с Ираком. Кстати, и на сей раз его сбил тоже
МиГ-21. От судьбы не уйдешь.

Снимок в открытие статьи: летчик-истребитель в ожидании вылета, МиГ-21, 1974/ Фото: Александр
Овчинников /Фотохроника ТАСС
 
Stanislav_SemiletovДата: Понедельник, 30.03.2015, 20:42 | Сообщение # 9
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
С авиафорума http://aviaforum.ru/threads/taran-eliseeva-azart-cha.7496/
Участник 83metra со слов полковника в отставке Одинцова Игоря Александровича:

Хочу внести некоторое дополнение. Геннадий Елисеев не прошёл аттестацию, в его личном деле стояла отметка "Ценности для Вооружённых Сил СССР не представляет". Если бы он приземлился после перехвата - совершенно точно его бы уволили из армии. Сам инцидент происходил в Араратской долине, Елисеев взлетал с аэродрома Вазиани. Никакого капитана Чёрного, или Тёмного и в помине не было на КП. Руководителем полёта был командующий Мельников. Две ракеты Елисеева не сработали, после чего с земли поступила команда - "Возвращайся!", на что Елисеев ответил - "Ни х@я, я его достану!" МиГ-21 Елисеева не мог достать по высоте Фантом, поэтому, сильно разогнав самолёт по прямой, он ударил Фантом снизу кабиной. Когда на КП доложили, что видят два парашюта - Мельников радовался, что Елисеев жив. А это оказались два иранца, и взяли их вовсе не пограничники, а армянские крестьяне, которые, видя парашюты, приняли иранцев за своих. Через месяц было большое собрание, на котором командующий округом Мельников разнёс в пух и прах всех, кто был на нём, особенно же досталось политработникам - "Сволочи! У вас совесть есть?! Вы, политработники хреновы, написали "ценности для Вооружённых Сил не представляет!" - а человек жизнь свою за Родину отдал, когда это потребовалось! Это вы не представляете ценности для армии! Где ваша совесть?!". Именно благодаря Мельникову Елисееву дали звание Героя Советского Союза посмертно.

Всё это мне рассказал полковник в отставке Одинцов Игорь Александрович. Он находился на КП вместе с Мельниковым в тот день и был непосредственным очевидцем всех событий. Кстати, когда был после всего этого разбор - то на нём даже речи никакой о пушке не шло. И во время самого перехвата никаких слов "любой ценой", "иди на таран" тоже не было. Весь инцидент засекретили, лишь спустя некоторое время выпустили боевые листки, посвящённые капитану Елисееву. И ещё - когда я дал Одинцову прочитать эту статью: ПОСЛЕДНИЙ МИГ КАПИТАНА ЕЛИСЕЕВА

Она вызвала у него однозначную реакцию - "Бред и враньё до последнего слова! Как всегда политработники всё знают! А ведь им в своё время Мельников врезал за Елисеева по первое число за то, что они ему написали в аттестации!"
 
Stanislav_SemiletovДата: Вторник, 29.09.2015, 23:10 | Сообщение # 10
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Цитата Stanislav_Semiletov ()
Про пушку в публикациях как то старательно темнят. Что там было не очень ясно, но видимо что-то с ней нештатное было ....
Две ракеты Елисеева не сработали ....

Вот еще одна версия о том, что со штатным вооружением МИГа Елисеева дело весьма темное:
Реактивный таран23 января 2014 — Крылов АлексейНиколаевич
.....
Истребитель, набирая скорость, с ревом побежал по взлетной полосе. И только тогда инженер полка увидел техника взлетавшего самолёта. Сонный, мятый, он выбежал из перелеска:
— Куда его черти понесли?
Инженер побледнел.
— Ты что… проспал? Он же по тревоге...
— По какой тревоге? — техник дернул кадыком, сглотнув слюну и обдав инженера полка водочным перегаром. — Ведь я предохранительные чеки… Стопора с ракет и пушки не снял.

.....

 
Форум » Аэродром Сандар и Марнеульский гарнизон » Летные происшествия, аварии, катастрофы » 28.11.1973 таран капитана Елисеева
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Создать бесплатный сайт с uCoz