Летные и нелетные происшествия
|
|
Stanislav_Semiletov | Дата: Вторник, 04.01.2011, 00:52 | Сообщение # 1 |
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Статус: Оффлайн
| Андрей Чайка: Весной 1992 г. капитан Сахаров, прошедший Афган (кавалер ордена Красной Звезды), в полете потерял фонарь! Сам по себе отлетел. Далее пилотировал самоль с ожиданием того, что в любой момент может сработать пиропатроны катапульты. Посадил СУ-15 без фонаря и остановился на полосе ни жив, ни мертв, боясь лишний раз пошевелиться. Инженер эскадрильи Харченко сумел вставить чеки и законтрить кресло, что тоже требовало определенного мужества! Поседевший Сахаров, спрыгнув со стремянки на грешную землю, расфуячил шлем о бетонку со словами: «Это был мой последний полет». После этого подал рапорт и ушел в отставку.
|
|
| |
Stanislav_Semiletov | Дата: Вторник, 04.01.2011, 01:00 | Сообщение # 2 |
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Статус: Оффлайн
| Андрей Чайка: В июне 1992 года рванули склады артвооружений, причем дважды за короткий отрезок времени. Полк готовился к крупным учениям, должен был вылететь на полигон в Ашулук под Астраханью. На СУ-15 были подвешены боевые ракеты, бала объявлена готовность. Однако в последний момент из-за погодных условий в Астрахани вылет отложили на сутки. Боевые ракеты на ночь сняли, но складировали рядом. Ночью то ли кто-то из караульных бросил окурок, то ли еще кто-то, но загорелась ковыль и прочий сухостой. Огонь пошел стеной и зацепил боевую часть. Она стала рваться. Ракеты разлетались в радиусе до 2-х км. Некоторые пробили склад-ангар вооружений и он тоже стал рваться. Была эвакуация. Месяца через три рвануло по новой. На этот раз разворотило капонир ЖБУ, раскрылся ромашкой.
|
|
| |
Петрович | Дата: Вторник, 04.01.2011, 22:33 | Сообщение # 3 |
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 17
Статус: Оффлайн
| В 79-80 годах был уже случай посадки СУ-15 без фонаря .Это были ночные полеты и отец тогда взял меня с собой на чайку, для мальчишки 10 лет это событие неординарное побывать ночью на аэродроме, тем более слушать переговоры пилотов. Фамилию летчика я не помню, но то напряжение которое было на КП помнится хорошо ,каменные лица отца и ком.полка Басова.
|
|
| |
Stanislav_Semiletov | Дата: Среда, 05.01.2011, 00:15 | Сообщение # 4 |
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Статус: Оффлайн
| У Басова в бытность его командиром 166-го полка тоже был интересный случай. Вот, как он сам его описал: Выполняя ночной перехват, атаковал цель, сделал крутой правый поворот, и в этот момент отключилось все электропитание самолета. Погасли шкалы приборов, и стало немножко тоскливо, ни связи, ни приборов, только двигатели работают. Верхний край облачности был 6 тысяч метров, нижний - 1800. По всем правилам в таких условиях нужно бросать машину. Но в ту ночь, когда я улетал с аэродрома, обратил внимание, что над Тбилиси облака светлые: в них отражался свет городских улиц. Взял по полярной звезде курс на север, достал из кармана газовую зажигалку, до сих пор со мной. Работали лишь указатели высоты и скорости. Подсвечивая приборы зажигалкой, снизился до 6 тысяч метров, а затем, визуально выставив крен самолета, пробил облачность над городом, восстановил ориентировку и вдоль автомобильного шоссе вышел к аэродрому. Там меня уже "вели" на экране радаров, ждали и, когда я сделал разворот, включили прожектора. Выпустил в аварийном порядке шасси и, подсвечивая зажигалкой указатель скорости, в кромешной темноте подошел к полосе, посадил самолет. Тормозной парашют не сработал, поэтому остановился в самом конце полосы. Причиной отказа электропитания стал плохо закрепленный штекер аккумулятора, который при резком повороте самолета вправо выскочил из своего гнезда.
|
|
| |
Петрович | Дата: Среда, 12.01.2011, 22:21 | Сообщение # 5 |
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 17
Статус: Оффлайн
| Летные проишествия достаточно часто происходили ,но за все время пока на вооружении полка были су-15 ,трагических случаев небыло.Это и высокий уровень подготовки летчиков и технического состава,но и высокая надежность самого самолета.Хотелось бы напомнить случай произошедший в 777 иап (сокол).28 февраля 1974года во время полета на спарке су-15 произошел отказ оборудования,при попытке аварийной посадки удар о бетонку был такой силы что самолет практически согнуло.Летчики Литвинов Н.Ф и Лубягин В. Катапультировались 0.35 и 0.46 сек до взрыва,оба не пострадали и продолжали службу в авиации ПВО.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 05.02.2011, 15:55 | Сообщение # 6 |
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 9
Статус: Оффлайн
| Непомню в каком году, где-то 91 - 92, лётчик (непоню фамилию, но если не ошибаюсь Сахаров) посадил самолёт на аэр. Ашулук с такой перегрузкой, что фюзеляж самолёта пошёл гофром! Когда смимали ракеты с самолёта, приходилось подпиливать направляющие. Особенно гофр был виден на корпусах ракет. Когда самолёт поставили на козлы и стали проверять все системы, выяснилось, что после удара о землю, престало полностью убираться шасси. Наши технари не знали, что делать с самолётом. После долгих раздумий, работы наших ребят кувалдой и болгаркой, самолёт смог вылететь и благополучно приземлиться на своём аэродроме. И ещё один случай, если не ошибаюсь осенью 1991 года. Подходила к завершению вторая лётная смена около 24 часов. В небе находилось ещё 5 бортов, один из них стал заходить на посадку. Во время пробега самолёта по взлётке у него отказала система антиблокировки колеса (незнаю как правильно она называется) правой стойки и самолёт разулся прямо на взлётке. Мы как раз находились во 2-й зоне и это произошло у нас на глазах. Мы сначала не сообразили в чём дело - самолёт бежит по взлётке, а у него из под правой стойки столб искр! Всё закончилось благополучно. Самолёты, которые были в воздухе отправили на запасной в Вазиани и они вернулись домой на следуйщий день.
|
|
| |
Stanislav_Semiletov | Дата: Четверг, 03.03.2011, 17:17 | Сообщение # 7 |
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Статус: Оффлайн
| Технарик с авиабазы: С фонарем, я точно не помню, был эпизод на СУ-17, уже я служил, на спарке на взлете сорвало - банально плохо закрыли. Точно не помню кто тогда летал, но возможно один из летчиков был Михно. В 1988 у капитана Антюфеева ворона или что-то подобное попало в фонарь, боковое стекло вдребезги - за спасение самолета, если мне не изменяет память вручили Красную Звезду. Плюс ЧП было в Астрахани на учениях осенью 1990. На посадке с полным боекомплектом (СУ-15) летчик влепил такого козла (возможно колесом попал в торец плиты ВПП - самое начало ВПП попал), что ракеты посрывало с балок. Все отделались испугом, а по самолету пошли гофры - дугой согнуло. Самолет вернулся в Марнеули своим ходом, но больше не летал, благо ресурс заканчивался. А мелких ЧП было полно - посадка на стояночном тормозе ночью, сноп искр и самолет заехал на рулежку на голых дисках, сброс зажигательной бомбы на стоянке - красиво горела, самолет впятером откатили, потом удивлялись как это возможно, кислородозаправщик горел - все стояли в шоке, если рванет все равно не убежать, водитель не растерялся - вскочил в кабину и со стоянки, все при этом в один голос кричали чтоб бросал и бежал, нагрдили внеочередным отпуском.
|
|
| |
ru | Дата: Четверг, 03.03.2011, 17:55 | Сообщение # 8 |
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 9
Статус: Оффлайн
| был случай в 80 ых при разборке су 15 (а их стояло несколько единиц уже не эксплатируемых) сработала система катапультирования разбиравший отделался легким испугом
|
|
| |
Stanislav_Semiletov | Дата: Пятница, 04.03.2011, 12:13 | Сообщение # 9 |
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Статус: Оффлайн
| Получил письмо от Сергея Талаева, служившего в 1983-1985 гг: По поводу сообщения, что разбиравший СУ-15 при срабатывании пиропатрона отделался легким испугом хочу сообщить, что это не совсем так. Начальнику группы СД и САПС ТЭЧ полка (фамилию не помню) оторвало пальцы на правой руке. По возвращении из госпиталя он стал начальником строевой части полка, пришлось учиться писать левой рукой. СУ-15 окончательно добивали в ноябре-декабре 1984г., один раз я лично ломом пробивал в них отверстие у основания киля, пропускал туда здоровенный трос, после чего их подцепляли под МИ-6 и утаскивали на тросе на полигон. Всего их было по-моему 24 штуки.
Лапин погиб не 15 октября, а на две недели раньше. В этот день в оставшейся в полку эскадрилье были намечены ночные ЛТУ. Вечером того же дня срочников дембелей и кому осталось служить полгода загрузили вместе с ящиками с АТО в МИ-26 и отвезли дослуживать в Шираки. На следующее утро в Шираках на утреннем построении зачитали приказ МО о увольнении и демобилизации и сообщили, что в Марнеули столкнулись два самолета и погиб старший лейтенант Лапин, а майор Ибрагимов катапультировался. Таким образом дата смерти Лапина привязана к приказу МО о призыве и дмб за сентябрь 1985г. После дембеля заехав в Марнеули я узнал, что столкнулись 51 и 43 самолеты, на 51-ом техник Полковник (почему, где-то на форумах написано), а на 43 м-Шульц (был похож на немца из советских фильмов про войну).
Стреляли из пушек и НУРС на ЦЗ точно не в мае 1984 го, а где-то в июле-августе. Сначала дали очередь из пушек, снаряды ушли в мамедские огороды, была комиссия, а на следующие или через одни полеты запустили НУРС в СКП. НУРС попал в насыпь рядом с бетонной лестницей, слегка был ранен в ногу планшетист младший сержант Мирошкин (он был как-то на форуме). Если бы НУРС попал в бетонную лестницу, то разлет осколков и количество жертв могло быть больше. После этого случая было построение на аэродроме, и полковник из дивизии перед строем вопрошал "Люди, что же вы делаете" Следующий раз стреляли осенью 84-го, когда рядовой оружейник азербайджанец Аскеров нажал боевую кнопку на самолете из дежурного звена во второй зоне. Снаряды пролетели над высотным домиком и упали на картофельное поле за первой зоной, где в это время бойцы из 2-ой и 3-ей эскадрилей тырили у мамедов картошку. Они струхнули, решили, что стреляют по ним и быстро ретировались.
В мае 1984-го дивизия уже существовала, комдивом был полковник Тимченко, который потом ушел командовать авиацией 40-й армии, а на смену ему потом пришел Куцоконь.
|
|
| |
ru | Дата: Пятница, 04.03.2011, 14:58 | Сообщение # 10 |
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 9
Статус: Оффлайн
| После перевода из Марнеули ком полка бывший Попов совершил подвиг в 83 посадил истребитель без обтекателя его сорвало во время грозы писали об этом газеты от "Ленинского знамени "до "Пионерской правды" был награжден орденом по мойму Красной Звезды
Сообщение отредактировал ru - Пятница, 04.03.2011, 14:59 |
|
| |
Петрович | Дата: Пятница, 20.05.2011, 22:29 | Сообщение # 11 |
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 17
Статус: Оффлайн
| С Поповым действительно был этот случай.Это был удар шаровой молнией.Тогда он уже бы нач.штаба дивизии в Цхакая. Добавлено (20.05.2011, 22:29) --------------------------------------------- На сайте "солдаты удачи" есть статистические данные по нарушениям воздушного пространства СССР.С 1950 года 2-3 нарушения государственной границы в год! Больше 90% наказаных!
Сообщение отредактировал Петрович - Пятница, 20.05.2011, 22:30 |
|
| |
Сергей | Дата: Среда, 01.01.2014, 15:49 | Сообщение # 12 |
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 9
Статус: Оффлайн
| Добавлю, что ни разу не слышал про самолет СУ 15, который в апреле 1978 года, после невыхода одного из двигателей на режим "Форсаж",прекратил взлет. Этот самолет со сметенным оборудованием вплоть до переднего бронещитка стоял недалеко от ТЭЧ.
|
|
| |
Stanislav_Semiletov | Дата: Суббота, 12.12.2015, 23:17 | Сообщение # 13 |
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Статус: Оффлайн
| Из книги "Истребитель-перехватчик Су-15. Граница на замке!" (Изд. Москва : Яуза : Эксмо, 2015) авторы В. Марковского и И. Приходченко утверждают, что Попов все же потерял оптекатель в Марнеули и на СУ-15
В 166-м иап в 1982 году командир полка Попов вернулся из вылета на самолете, потерявшем в воздухе носовой конус. Шпильки его фиксации не были затянуты после шедшей накануне подготовки, и четырехметровая увесистая деталь при очередном маневре самолета ушла «в свободный полет». Самолет тем не менее сохранил управляемость и смог нормально сесть.
Там же: В Марнеули работу системы спасения однажды опробовали наземле, случайно приведя в действие катапультное кресло. Фонарь при этом был частично прикрыт, так что катапультирование происходило с ударом о его раму. Никто не пострадал, но вылетавшее сиденье вырвало приоткрытый фонарь из направляющих вместе с козырьком и отбросило его в сторону.
|
|
| |
Stanislav_Semiletov | Дата: Воскресенье, 13.12.2015, 00:31 | Сообщение # 14 |
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Статус: Оффлайн
| Су-15 166-го гв. авиаполка несколько раз представлялась возможность встречи с турецкими истребителями — нарушителями границы:
Первый из инцидентов случился 7 сентября 1972 года, когда звено F-100 оказалось в советском воздушном пространстве над Карабахом. Хотя группа выполняла полет на предельно малой высоте, ее удалось заблаговременно обнаружить постам РЛС. Истребители шли в плотном строю, их отметки на экранах сливались, и те были сочтены одной целью. Поэтому на перехват подняли Су-15 из состава 166-го иап с аэродрома Марнеули. Перехватчик вышел к указанному месту, но плотная облачность мешала обнаружению цели, скрывавшейся внизу в межгорье. РЛС была бесполезной для поиска в нижней полусфере, к тому же в горной местности, а снизиться не позволяли те же окаймлявшие распадок горы. Летчику оставалось лишь кружить над долиной в расчете на появление нарушителей из-под облаков. Тем временем «Супер Сейбры» выскочили прямо на Ленинакан, пронеслись над городскими кварталами, трижды повторили заход над самым КП ПВО, где и были обстреляны зенитчиками из пулеметной установки поста охранения. На том инцидент и завершился — поразить никого из нарушителей не удалось, но из советского воздушного пространства они были изгнаны.
24 августа 1976 года РТБ обнаружили приближавшуюся с турецкой стороны цель. Объект был опознан как пара самолетов, идущих в сомкнутом строю. На перехват подняли сразу три истребителя: два из них с аэродрома Марнеули и еще один — из Кюрдамира, предполагая охватить противника и не дать ему уйти. F-100 вышли в зону действия ЗРК. Летчикам Су-15 в этот раз была отведена роль зрителей: они оставались неподалеку, пока зенитчики выполняли свою работу и сбили-таки один «Супер Сейбр». Успех подпортил лишь тот факт, что точный выстрел поразил противника уже на отходе так, что обломки самолета и катапультировавшийся турецкий пилот оказались по свою сторону границы, дав возможность туркам на другой день обвинить советскую сторону в провокации и агрессии. Наши представители доказывали, что сбитый самолет был атакован правомерно, но уже при отвороте на обратный курс, из-за чего и долетел до кордона (уже в виде разлетавшихся фрагментов), но турецкие власти упирали на предъявленные и, увы, вполне убедительные доказательства, разбросанные на своей земле.
|
|
| |
Stanislav_Semiletov | Дата: Суббота, 22.01.2022, 15:00 | Сообщение # 15 |
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Статус: Оффлайн
| 03.01.1989 г. Владимир Антюфеев "поймал" гуся прямо в кабиненте и после такой встречи успешно посадил борт! Синяк был слева от плеча и до пупка.
|
|
| |