Пятница, 19.04.2024, 23:50
166-й гвардейский Краснознаменный авиаполк

Аэродром Сандар (Марнеули)

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 3 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Форум » Аэродром Сандар и Марнеульский гарнизон » Летные происшествия, аварии, катастрофы » 18.07.1981 таран на СУ-15 капитана Куляпина Канадэр CL-44
18.07.1981 таран на СУ-15 капитана Куляпина Канадэр CL-44
Stanislav_SemiletovДата: Вторник, 16.04.2013, 00:14 | Сообщение # 31
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Естественно, что всё произошедшее в полку не осталось без внимания в "верхах". Пример тому передовица из окружной газеты "Ленинское знамя".


 
Stanislav_SemiletovДата: Вторник, 16.04.2013, 08:15 | Сообщение # 32
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
В начале года приезжал корреспондент из журнала "Авиация и космонавтика". Готовил репортаж про полк. Фотографировал. Куляпина и ещё
кого-то из лётчиков в летней форме, для большей фотогеничности,
фотографировали на фоне самолёта в третьей зоне. Было ещё холодно и
ветренно, фотосессия длилась долго и они порядкам замерзли. Даже носы и
уши покраснели. А изображать нужно было лето. Мы ещё шутили, что красные
носы летом могли дать неверное представление о лучших представителях
нашего полка. Был опубликован тот репортаж или нет, не знаю. Я его не
видел.

Затем приезжала съёмочная группа передачи "Служу Советскому Союзу". Снимали несколько дней, а репортаж шёл в передаче минут 15 -20, да и
некоторые вставки в нём были явно не из нашего полка. В один из дней,
кстати выходной, устроили для телевизионщиков имитацию полётов. Забавно
было наблюдать за процессом и участвовать в съёмках. Не обощлось и без
весёлых моментов.
Для примера, был такой. Когда закончились съёмки, стали растаскивать самолёты по стоянкам. Мы тащили к себе в третью зону
крайний самолёт. В кузове тягача вместе с нами сидели главный оператор
со своим помощником и с аппаратурой. Когда уже проехали полдороги,
обнаружили, что на самолёте забыли убрать закрылки. Для того, чтобы это
сделать, нужно было иметь давление в гидросистеме. При неработающем
двигателе это делалось за счёт остаточного давления в
гидроаккумуляторах. Но его уже неосмотрительно стравили.

Создать давление можно было с помощью наземного источника, но его "под рукой" не
было и, поэтому, решили выполнить "холодную" прокрутку двигателя от
аккумулятора. Внешне это выглядит, как запуск двигателя, но только не
выполняется розжиг топлива. Процедура минут на 5. Водитель тягача, чтобы
не душить нас выхлопными газами, заглушил двигатель, стартех с техником
стали готовить самолёт к намеченной операции.

В другой раз мы бы крыли техника за неосмотрительность, но тут были рядом посторонние люди и было
неудобно. Сидели молча. Не понимая, что происходит, оператор задаёт
вопрос: "Что произошло?" Видимо, задержка не входила в его планы.

В ответ, сидевший рядом, А.Скудяков (Полковник), не долго думая,
объясняет: "Да вот, у тягача мотор заглох. Решили подтолкнуть самолётом,
чтобы завести." Поверил или нет оператор, трудно сказать, но в это
время загудел раскручиваемый двигатель и слова Скудякова могли
показаться правдой. Двигатель отработал, закрылки убрали.

Пока выключались АЗСы, ставились заглушки на двигатели, выполнялись другие
операции, оператор задаёт следующий вопрос типа: "Ну, как?" На что
Скудяков отвечает: "Не получилось. Тяга маловата. Придётся самолёт с
тягачём вручную толкать до эскадрильи." По лицу оператора было явно
видно, что перспектива батрачить его устраивала мало.

В это время завели двигатель тягача и Скудяков изрёк что-то вроде: "Ну, слава богу.
Обошлось." Самолёт благополучно оттащили в зону. Что про всё случившееся
подумал оператор осталось тайной, но думаю, что поверил. Скудяков, при
очевидной абсурдности сказанного, выглядел очень убедительным.
Разыгрывать он умел и разыгрывал кого угодно. В тот день со мной был
фотоаппарат и я запечатлел "актёров" с тех съёмок



На фотографии слева направо: первый А.Голдин, второй - А.Скудяков, третий - Ю.Добров, шестой - А.Стороженко. Крайний справа зам.командира
по ИАС 3 АЭ В.И.Попов.

Репортаж этот показывали дважды по ЦТ в мае и декабре 1982 года.
В том же, 1982 году наш полк начал нести дежурство и с аэродрома в
Кюрдамире. Их полк пересадили на Су-17. Часть их Су-15 перегнали к нам.
Стояли они в третьей зоне на старой ВПП. К тому времени мне дали
спарку. На фотографии она стоит на замене резины колёс. На переднем
плане стоит кюрдамирский Су


 
Stanislav_SemiletovДата: Вторник, 16.04.2013, 08:34 | Сообщение # 33
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Цитата (Sanslav)
Алексей, огромное спасибо за содержательные воспоминания и фотографии! Все очень красочно и здорово.Но есть некоторые нестыковки с воспоминаниями других участников событий 18 июля 1981 года.

Со слов самого Куляпина (у меня есть запись этого интерьвью Куляпина к 30-летию тарана), а также техника 1-й аэ Виктора Рязанова (который с его
слов также в тот день дежурил на БД) бортовой номер борта, на котором
Куляпин совершил таран, был № 12.
Техником борта № 12 был л-т Александр Нестеренко. Рязанов, как и
командование полка (с его слов), тем не менее, высоко оценило работу
техника Нестеренко по обеспечению матчасти. Матчасть не подвела. И это
самая важная и высокая оценка работы техника А.Нестеренко!


По прошествии 30 лет трудно вспоминать все подробности тех дней. Не всё в точности могу вспомнить я, могут ошибаться и другие. Со
100-процентной уверенностью могу утверждать, что в тот день дежурство
несла 3 АЭ. Стартехом той пары был я. Выпускал Куляпина Саша Стороженко,
это я точно помню. То, что техника самолёта, на котором вылетал
Куляпин, в это время на БД не было, это я точно знаю. Фамилию его я
вспомнить не могу. Возможно, что Рязанов был в тот день ДСЧ, но в
дежурном звене его на момент вылета не было, это точно. То, что бортовой
номер самолёта, на котором полетел Куляпин, 30 или 12, точно вспомнить
не могу. Но мне почему-то запомнился №30. Какой самолёт поставили на
замену 30-го (или 12-го), не помню. Возможно, что из 1 АЭ. Она должна
была нас сменять. Я уже писал, что с того дня мы некоторое время несли
дежурство двумя парами и на момент пересменки на БД могли находиться
техники двух эскадрилий, но 18 июля, по крайней мере до вылета, там была
только 3 АЭ.





 
Stanislav_SemiletovДата: Вторник, 16.04.2013, 09:09 | Сообщение # 34
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Интересная информация и предположение в ЖЖ:
СУ-15 б/н 30 166-го авиаполка, участвовавший в перехвате нарушителя границы вместе с бортом б/н 12 Куляпина, возможно, еще "живой" и возможно именно он стоит до сих пор на подстаменте в городе Невьянске!
Там zzaharr цитирует Алексея Миняхина и в частности он пишет:
"Самолет Куляпина славно завершил свой путь тараном, а вот его напарник (борт №30 белый) был позднее перебазирован на аэродром Салка, под Нижним Тагилом, где с 1951 по 1994 годы базировался 765-й истребительный авиаполк (войсковая часть 40374) 8-го корпуса ПВО 5-й армии ВВС и ПВО









 
Stanislav_SemiletovДата: Воскресенье, 21.04.2013, 00:26 | Сообщение # 35
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн


В репортаже пара ошибок журналиста:
1) 733-й это позывной Куляпина, а не номер борта;
2) Экипаж CL-44 аргентинский, а не швейцарский
 
Stanislav_SemiletovДата: Воскресенье, 21.04.2013, 20:59 | Сообщение # 36
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Выкладываю первичный материал Роскосмоса по интервью Куляпина (5 роликов), фрагменты которого вошли в зарисовки "Иду на таран", "100 лет ВВС" и другие репортажи, прокрученные на ТВ

 
Stanislav_SemiletovДата: Воскресенье, 21.04.2013, 21:20 | Сообщение # 37
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн

.
 
drgustavomaronДата: Воскресенье, 24.08.2014, 18:22 | Сообщение # 38
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 2
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Dear friends:

I am an Argentinian aviation historian and I am interested in to contact Valenty Kulyapin.

Could you help me?

Sincerely yours,

Dr. Gustavo Marón

dr.gustavo.maron@gmail.com
 
drgustavomaronДата: Вторник, 26.08.2014, 06:10 | Сообщение # 39
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 2
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Привет!
Меня зовут доктор Густаво Марон.
Я историк по авиационной Аргентина.
Я использую автоматического переводчика от русского языка, чтобы написать. Извините, если мои слова не переведены правильно.

У меня есть информация, которая может быть интересна в этом форуме.

Первый: В 1981 году Советский Союз сообщил Аргентина Республику, что пилот самолета, сбил CL-44 погиб в аварии. Это официальная информация от правительства к правительству. Почему врать? Почему прикрыть?

Во-вторых, правительство Турции сообщило правительство Аргентины до границы турецкие солдаты видели два самолета падают в огне недалеко от границы с Арменией. 'Как зажигается, если струя CL-44 нападение было на хвосте?

Я хотел бы читать ваши комментарии об этом!

Спасибо!
 
Stanislav_SemiletovДата: Воскресенье, 13.12.2015, 00:40 | Сообщение # 40
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Из книги В. Марковского и И. Приходченко  "Истребитель-перехватчик Су-15. Граница на замке!" (Изд. Москва : Яуза : Эксмо, 2015):

Следующий случай уничтожения реальной крупной цели состоялся на южном «фланге», в зоне ответственности сил ПВО в Закавказье. Незадолго до описываемых событий, в начале 1980 года, Бакинский округ ПВО был расформирован, его силы и средства передали в состав ПВО Закавказского военного округа, а истребительные части — в состав ВВС ЗакВО.

Эти преобразования имели непосредственное влияние на ход дальнейших событий. 18 июля 1981 года было отмечено приближение к границе воздушной цели, направлявшейся с иранской стороны на высоте 8000 м. В 14.37 объект нарушил границу, но минутами позже вновь покинул советское воздушное пространство. Поднятую было пару Су-15 из 166-го иап с аэродрома Марнеули пришлось возвращать обратно. Однако цель продолжала идти рядом с «ленточкой» и в 15.00 вновь пересекла границу.

На перехват с того же аэродрома подняли Су-15, пилотируемый капитаном В.А. Куляпиным. При сближении летчик обнаружил крупный четырехмоторный самолет, определенный им как гражданский (летчик доложил, что нарушитель идет «с зашторенными иллюминаторами» — на самом деле иллюминаторов у того не было, он являлся транспортной машиной и был впоследствии опознан как турбовинтовой самолет канадского производства CL-44 — достаточно редкая машина, с которой нашим летчикам прежде встречаться не доводилось).

Факт вторжения в советское воздушное пространство был налицо, и летчик получил приказ посадить чужака. Выйдя рядом с нарушителем, Куляпин произвел необходимые эволюции, покачивая крыльями и указывая направление на свой аэродром. Однако тот не желал исполнять команды и демонстрировал агрессивные намерения, всячески стараясь осложнить действия советскому истребителю. Лавируя со сменой курса, он несколько раз пересекал курс Су-15, скольжением грозя навалиться на шедший рядом истребитель.

Грозящее последствиями «совместное пилотирование» продолжалось более десяти минут, после чего нарушитель занял курс, ведущий к границе. Та находилась рядом, и с КП была дана команда уничтожить цель. Перехватчик нес полную зарядку из двух ракет Р-98 и двух Р-60, но для манипуляций с вооружением и занятия позиции для стрельбы времени уже не оставалось — для этого требовалось погасить скорость и отстать от цели, потратив еще несколько минут, тогда как «ленточка» была буквально в прямой видимости.

Летчик принял единственное остававшееся решение — идти на таран. Сам он потом рассказывал: «Сначала собирался ударить снизу по крылу, но успел сообразить, что врежусь прямо своей кабиной и фонарь лопнет или могу застрять между его крылом и оперением. Тогда стал отставать, уходя под стабилизатор — тот послабее крыла и точно не выдержит удара. Так и сделал — когда кабина вышла из-под крыла, резко рванул вверх и ударил его по стабилизатору». Расчет оказался верным: удар фюзеляжем и килем Су-15 пришелся по левой половине стабилизатора транспортника, которая тут же отломилась.


Лишившись оперения, нарушитель повалился вниз и круто пошел к земле. Су-15 также получил повреждения, утратив возможность управляться. Куляпин нормально катапультировался, уже под парашютом наблюдая падение и взрыв самолета-нарушителя. Тот рухнул на советской территории в паре километров от границы. Куляпин за совершенный подвиг был награжден орденом Красного Знамени.

Впоследствии выяснилось, что транспортник принадлежал небольшой аргентинской авиакомпании и был зафрахтован для перевозок оружия в рамках скандально известной операции ЦРУ «Иран-контрас». План осуществлялся в обход действующего запрета на поставки исламскому Тегерану с соблюдением всех мер конспирации: самолет был нанят месяцем раньше подставной фирмой на имя некоего гражданина из Шотландии, а экипаж CL-44 во главе с командиром, носившим вполне пиратское имя Эктор Кордеро, состоял из граждан со швейцарскими паспортами. Полет был далеко не первым: накануне экипаж, намереваясь обогнуть с севера фланг ирано-иракского фронта и сократить маршрут, уже нарушил советское воздушное пространство — самолет «срезал» путь над Арменией. Возвращаясь, пилоты собирались вновь воспользоваться проторенным маршрутом. Затея оказалась неудачной, а полет для них — последним. Обломки самолета стали могилой для всех трех членов экипажа.
 
Stanislav_SemiletovДата: Пятница, 12.02.2016, 22:45 | Сообщение # 41
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Есть данные, что серийный заводской номер самолёта-памятника Су-15 из Невьянска Свердловской области -
 0715314
 
Stanislav_SemiletovДата: Пятница, 26.02.2021, 19:52 | Сообщение # 42
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Бывший командир 166-го авиаполка гв.генерал-лейтенант Басов Анатолий Иванович о таране Куляпина:
Интервью с генерал-лейтенантом Басовым А.И.

– По Вашему мнению, чья здесь ответственность – зам. комдива, который дал команду, или летчика Осиповича, который это сделал?

Нет, Гена выполнил приказ. Ему была дана команда «сбить». Так же, как летчик Куляпин таранил в 1981-ом году борт CL-44, который зашел с Ирана, дошел до Севана, там произвел разведку и стал уходить. Долгое время борт сопровождали, сперва один, потом второй наш истребитель. И он был третьим истребителем – Куляпин, тоже его сопровождал. Оставалось 22 километра, чтобы оттянуться, чтобы расстояние было для пуска ракеты. А он вылетел на борту, который стоял "по шарам", а на них пушки не вешали. Три истребителя стоят с пушками, а четвертый с ракетами по шарам. Ему дали команду, и он таранил.
И Осипович сбил. Тут катавасия пошла… Гену потом журналисты заклевали.

– А почему Куляпину Героя не дали?

Это обидная история. Я был в Гудаутах, а за меня остался Попов. Он написал представление на Героя Советского Союза, но один «товарищ» из командования ЗакВО перечеркнул представление, и написал "Боевого Красного Знамени". А Героя он себе отписал. Но после разбора ситуации его вычислили и сняли. А представление на Куляпина ушло наверх как "Красное Знамя". Его и утвердили.

– Скажите пожалуйста, в каком году Вы пришли в 166-й полк?

В 166-й полк я пришел в 1978 году в Марнеули.

– Были ли особенности у полетов в горной местности? Сложности с РЛС покрытием, аэродромной сетью?

Да, в горах летать не просто. Требовался тщательно подготовленный летный состав, радиолокационного покрытия, визуальных постов наблюдения. Это очень сложный процесс, за полчаса не расскажешь.

– Там атмосфера была такая же, как на Дальнем Востоке, по напряженности или помягче?

Я бы сказал, даже жестче. С Ирана много было провокационных полетов, прямо провокационных.

– Насколько я помню, там за лет десять три или четыре самолета было сбито.

Вообще-то да. Там был таран, там было даже два тарана. Елисеев, сбил в 1973-ем году спарку F-5, вылетел с Вазиани, он на МиГ-21 был. Погиб при таране. Наш таран Куляпина, он на Су-15 простом. Затем были сбиты в Ак-Тепе два вертолета иранских. Напалков – командир полка руководил расчетом, а зам командира эскадрильи взлетел по дежурству. Навели на четыре вертолета, два завалил, молодец, а два успели удрать.
 
Stanislav_SemiletovДата: Четверг, 22.04.2021, 20:58 | Сообщение # 43
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Вот еще интересная публикация Марата Сыртланова. У него много было публикаций по теме тарана Куляпина.
В статье только одна неточность: В то время, до перехода полка в ИБА, в полку ещё были родные с 1970-го просто СУ-15.
СУ-15ТМ появились в конце 1989 года уже после обратного перехода полка в ПВО.


Последнее па «Tango November». Подвиг за семью печатями.

полковник запаса Марат Сыртланов

        «18 июля 1981 года самолет неустановленной принадлежности со стороны Ирана вошел в воздушное пространство Советского Союза в районе города Еревана. На все запросы советских наземных средств контроля за полетами самолетов и попытки оказания ему помощи экипаж самолета не отвечал, продолжал полет над советской территорией, совершая при этом опасные маневрирования.
Через некоторое время этот самолет столкнулся с советским самолетом, разрушился и сгорел».

Подвиг за семью печатями

        Сегодня уже многие знают, что за строкой официальной информации подразумевался второй в мире таран на реактивном самолете, который был совершен советским пилотом капитаном Валентином Алексеевичем Куляпиным, заместителем командира передовой эскадрильи по политической части 166 гвардейского истребительного авиационного полка 34 Воздушной армии. И надо было видеть, как гордились мы, воины соседнего гарнизона, что служим рядом с таким асом. Гордились и недоумевали, почему в отличие от автора первого тарана – погибшего в 1973 году капитана Геннадия Елисеева - он так и не был награжден Золотой Звездой по представлению Военного совета Закавказского военного округа от 31 июля 1981 года. Публикация через месяц Указа Президиума Верховного Совета СССР о его награждении орденом Красного Знамени только усилила пересуды на сей счет.
        О последнем обстоятельстве вспомнилось в 1991 году, когда в ряд высоких инстанций обратилась группа слушателей Военно-политической академии им. Ленина. Они требовали восстановить справедливость и присвоить за события десятилетней давности звание Героя теперь уже Российской Федерации своему наставнику - начальнику курса педагогического факультета полковнику Валентину Куляпину. Как раз в те годы, если помните, с легкой руки Михаила Сергеевича Горбачева, а потом и Бориса Николаевича Ельцина в целях возрождения патриотических начал в воспитании молодежи раскручивалась кампания присвоения этого звания по прошествии многих лет даже участникам Великой Отечественной войны, воинам-афганцам.
        Так я во второй раз встретился с кумиром своей офицерской юности, решив посодействовать его подчиненным. Правда, насторожило признание активистов в том, что инициатива хождения по кабинетам исходит от самого кандидата в герои. Но, с другой стороны, ведь никто не лишал бывшего пилота права требовать должной оценки своего ратного труда, согласитесь.
        О том, почему Валентин не поднял этот вопрос по горячим следам, как-то не задумывался поначалу. Как выяснилось вскоре, напрасно. Ведь помнил же железное правило фронтовых корреспондентов: расследовать, прежде чем делать окончательные выводы, даже подвиг!
Председатель и члены государственной комиссии, которым было поручено разобраться в причинах того чрезвычайного происшествия, до сих пор считают, что долгие годы и сам Куляпин, и другие участники тех событий молчали не случайно.

        Спешно собранные в то памятное воскресенье на военном аэродроме «Чкаловский» генералы ВВС и капитан особого отдела КГБ изначально были предупреждены о том, что речь идет в данном случае о довольно щекотливой ситуации, когда ради спасения престижа государства, возможно, потребуется поступиться истиной. Потому-то все последующие дни после перелета флагманским бортом к месту катастрофы были заняты у них подготовкой не только секретного отчета в Политбюро ЦК КПСС, но и приемлемых вариантов сообщения ТАСС.
        Не привыкшие к словоблудию профессионалы, прошедшие в отличие от некоторых нынешних руководителей все ступени карьерного роста по специальности и имевшие моральное право высказывать личное мнение относительно летного происшествия, так и не сумели своими проектами пресс-релиза удовлетворить политическую элиту. Лишь на пятый день после неоднократных запросов аргентинской и турецкой сторон о пропавшем на территории СССР самолете человечество узнало о рождении нового «героя», прервавшего полет южноамериканских стервятников.
        Уже первые результаты журналистского расследования показали, сколь веские причины заставили руководство страны наложить табу на всякие разговоры вокруг гибели экипажа авиалайнера с позывным «ТN», который сентиментальные диспетчеры, дабы избежать фонетических ошибок в эфире, расшифровывали не иначе как «Tango November» (Танго ноября).

        На мои первые запросы в отдел административных органов ЦК КПСС, Генеральный штаб и архив Министерства обороны СССР почему-то ответил почти 10 лет спустя заместитель главнокомандующего ВВС страны по боевой подготовке генерал-полковник авиации Борсук. Анатолий Федорович категорично отверг необходимость будоражить общественное мнение и анализировать действия авиаторов «в интересах боевой подготовки летного состава истребительных полков». Позже при личной встрече Борсук объяснит обтекаемость фраз тем, что в 1981 году он еще летал заместителем командующего минской воздушной армией, а потому не знал всех обстоятельств дела, посетует на издержки распада Советского Союза, но в конце концов признает нонсенс и обложит матом и пилота, и расчеты командных пунктов. Но это будет три года спустя.         Тогда же, в начале 90-х, автору пришлось искать единомышленников среди независимых экспертов в лице зарубежных коллег и военных атташе заинтересованных государств, бывших военачальников, расследовавших катастрофу в безоблачном небе Армении. И расчет на простое человеческое участие оправдал себя полностью.
 
Stanislav_SemiletovДата: Четверг, 22.04.2021, 21:25 | Сообщение # 44
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Кто заказывал музыку

        Чтобы сполна оценить серьезность исследуемого вопроса, надо, видимо, вспомнить некоторые аспекты международной жизни начала восьмидесятых прошлого века. Тогда эмбарго США на поставки оружия режиму Аятоллы Хомейни заставило последнего через третьи страны заключить ряд закулисных сделок, дабы восполнить дефицит военной техники и вооружения, амуниции и боеприпасов. Иногда посредниками выступали даже физические лица, как это было и в нашей истории.
        Репортерам из лондонской газеты «Санди Таймс» хватило двух дней, чтобы выйти на Стюарта Мак-Кафферти. 38-летний шотландец, дружелюбный атлет с копной темных волос и роскошной бородой, был нанят для доставки оружия американского производства из Тель-Авива в Тегеран, не зная, что тем самым уже обречен стать одной из жертв аферы сильных мира сего. Да, именно он разделил скорбную участь экипажа в небе Закавказья.

        Связи этого неудачника вывели вскоре на его партнера-земляка, пожелавшего остаться неизвестным для читателей. Уже зная о скорбной участи Стюарта, он тем не менее полностью оправдал данную ему в определенных кругах кличку «Ковбой», отвечая в двадцатых числах памятного июля на вопросы корреспондента: «Мы полностью осознавали риск, на который шли. И я жду своих людей из Тель-Авива, чтобы решить, как мы будем действовать дальше, ибо менять своих планов не намерен никто».
Вопреки очевидному, МИД Израиля отвергло тогда какую-либо причастность к делишкам своего официально заклятого врага - Ирана. Тот, в свою очередь, тоже открестился от всего, объясняя поднятую шумиху как попытку дискредитировать «великую революцию». Тем не менее, сведения, полученные через военный атташат одной из причастных к случившемуся инциденту стран, подтверждают, что да, действительно, указанная сделка имела место и предполагала переброску оружия на 15 млн. фунтов стерлингов посредством двенадцати полетов именно из Тель-Авива в Тегеран с промежуточной посадкой в Ларнаке (Кипр). И три партии груза, открыто поименованные как запасные части к танкам, были на момент трагедии в небе Армении доставлены, несмотря ни на что, по назначению.        
        Шла ли речь о комплектующих деталях и агрегатах к танкам советского производства – этот вопрос автора в Главное разведывательное управление Генштаба Вооруженных сил СССР тоже завис в воздухе и позволил поначалу выдвинуть версию о причастности Куляпина к неумышленному срыву выгоднейшего для СССР контракта. Однако бывший сослуживец, который в период службы в Афганистане выезжал в Иран для вызволения экипажа Ан-26, совершившего вынужденную посадку на иранском аэродроме «Заболь» вместо афганского «Зарандж», убедил меня в том, что далее исследовать этот вопрос нерационально. Он воочию убедился, что доля не только советской бронетехники, но и стрелкового вооружения в арсенале иранской армии до обидного мала. О том же свидетельствовали и наши офицеры, утрясавшие конфликт, связанный с ошибочным ракетно-бомбовым ударом, который нанесли наши вертолеты с территории ДРА по иракской пограничной заставе.
Сам по себе интересен вопрос о поиске средства доставки, в результате которого контрабандисты вышли на аргентинский экипаж. Вояж в некоторые страны третьего мира закончился безрезультатно. Но вот, наконец, в конце июня 1981 года Мак-Кафферти появился в Буэнос-Айресе на аэродроме Эсейса, в офисе небольшой фирмы по прокату самолетов «Transporte Aeneo Rioplatense», которая была известна далеко за пределами Аргентины как «не задающая много вопросов». Он зафрахтовал здесь видавший виды «Канадэр» модификации CL-44 (аналог нашего Ил-18) якобы для перевозки фармацевтических товаров. Расплачивался клиент, как вспомнил администратор фирмы, наличными, чем сразу расположил к себе экипаж.
        Интересно, что командира воздушного судна - бывшего морского летчика в звании капитана 1 ранга Эктора Кордеро Хаурегиберри - лично знал комодоро (генерал) Армандо Элиос Буира, до недавней поры военно-воздушный и военно-морской атташе посольства Аргентины в России. По роковому стечению обстоятельств именно он нес службу оперативным дежурным в штабе ВВС Аргентины в ночь с 18 на 19 июля 1981 года. Когда пришло известие о гибели друга, после увольнения в запас ставшего в короткий срок состоятельным владельцем обширного ранчо и летавшего исключительно ради острых ощущений, будущий дипломат долго не мог прийти в себя. Узнав о версии Куляпина, господин Буира был категоричен: нет, не могли его соотечественники проигнорировать требование летчика-перехватчика о посадке. И армейская привычка Эктора строго следовать приказам тому гарантом, и его национальная педантичность...
Однако не будем забегать вперед. Увы, предыстория воздушного тарана в Закавказье хотя и небезынтересна, но тогда никак не пролила свет на причины, предопределившие трагедию. Ясно стало лишь одно: советской стороной был сбит транспортный самолет, далеко не случайно оказавшийся в воздушном пространстве Советского Союза. Почему «не случайно»? Да потому, что авиадиспетчеры в Анкаре, когда уже примелькавшийся им борт с позывным «TN» возвращался в очередной раз из Тегерана и пролетал над северной Турцией, вдруг с изумлением увидели, как контролируемая ими на экране радара отметка резко изменила курс и в режиме полного радиомолчания пошла к границе Советского Союза. Пошла упрямо, неумолимо и… обреченно.
        Такой маневр не объяснишь ошибкой в пилотировании или штурманских расчетах. Подобным образом опытные летчики идут на вынужденную посадку к ближайшему аэродрому. Не иначе. И тут, я думаю, пришла пора послушать самого Куляпина, благо он во здравии, живет в столице и пусть не часто, но бывает в Центральном музее Вооруженных Сил, где один из стендов занимает его портрет с Указом Президиума Верховного Совета СССР о награждении.
Вот его рассказ, адресованный слушателям военной академии по прошествии десяти лет после случившегося, то есть более двадцати лет назад. Следует заметить, что приведенный ниже монолог во многом дублирует первичный отчет пилота в адрес государственной комиссии, приступившей к расследованию обстоятельств скандального инцидента.
«Истребитель Су-15ТМ мне жаль до сих пор!..»
        - 18 июля 1981 года я нес боевое дежурство в составе пары усиления. Вылет по тревоге командира звена и его ведомого поначалу воспринял как учебную вводную. Однако вскоре по переговорам в эфире понял, что в воздухе мои сослуживцы ведут перехват реальной цели. Поэтому, когда подошел мой черед, очень волновался.
Поначалу, после взлета с аэродрома под грузинским селением Марнеули, был уверен, что меня в любом случае подстрахуют другие истребители или расчеты зенитно-ракетных комплексов. Но с набором высоты понял: близость государственной границы и явная нерешительность офицеров боевого управления не дают мне права на ошибку.
        Повод для волнений был серьезный. Первая пара истребителей, на форсаже исчерпав лимит времени полета по топливу, сорвала выполнение задания и возвращалась обратно ни с чем. Вот почему сразу после старта я вопреки правилам решил без команды включить радиоэлектронный прицел и вывести двигатели на экономичный режим. Моя предусмотрительность, как выяснилось вскоре, была не напрасной.
Транспортный самолет я обнаружил визуально в самый последний момент, когда он едва не оказался внизу и сзади. На скорости, близкой к скорости сваливания (минимально допустимой для моей машины), я занял позицию в задней полусфере нарушителя. И вновь вынужден был нарушить инструкции, выполняя приказ земли о принуждении к посадке. Так, на свой страх и риск я проигнорировал рекомендации командного пункта о подаче эволюциями крыльев обязательных в таких случаях сигналов о возможных опасных последствиях их противоправных действий и неподчинения в воздушном пространстве Советского Союза. Ведь для этого следовало занять эшелон впереди противника и самому стать доступной мишенью.
        Обидно, но в горячке боя я не сумел определить по требованию КП государственную принадлежность самолета-нарушителя, хотя символика на хвостовом оперении была яркой и четкой.
Впрочем, даже на размышления времени не оставалось. Мои доклады о попытке нарушителя прорваться к границе вынудили КП решиться на приказ об уничтожении цели. Только тараном я мог выполнить поставленную боевую задачу, так как времени на увеличение дистанции до расстояния безопасного пуска ракет дальнего боя Р-98М (класса «воздух-воздух») не оставалось. Вот когда пригодились расчеты, теоретические занятия по разбору первого воздушного тарана на реактивном самолете, завершившегося, напомню, гибелью исполнителя.
Первый удар - фюзеляжем по крылу - сорвался. Зато вторично я шел на сближение уверенно. Удар своим фюзеляжем по стабилизатору нарушителя снизу не мог не прервать преступный полет. В тот же миг, как и замышлял, я катапультировался. Теперь жалею: истребитель, наверное, можно было спасти.
        Да, вот еще что. При раскрытии парашюта из-за динамического удара потерял левый ботинок - забыл зашнуровать перед взлетом. Так и приземлился – босым на одну ногу! Только погасил шелковый купол, автоматически глянул на часы: 15.20, время московское.
 
Stanislav_SemiletovДата: Четверг, 22.04.2021, 22:50 | Сообщение # 45
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Последнее па «Tango November». Патриот Армении. Если б снова начать...Отлучение от неба.

Полковник запаса Марат Сыртланов

Патриот Армении

        Куляпин еще не разложил личные вещи в палате окружного госпиталя, куда был доставлен для обязательного в таких случаях углубленного медицинского освидетельствования, когда к нему за разъяснением некоторых обстоятельств памятного полета обратились следователи военной прокуратуры и оперуполномоченные особого отдела КГБ СССР. По предварительным выводам контрразведчиков выходило, что не на госпитальной койке, а на тюремных нарах самое время отбывать срок Валентину. И вот почему.

        Оперативным дежурным тбилисского КП, контролировавшего воздушное пространство всего Закавказья в течение суток, когда разворачивались описываемые здесь события, был подполковник Багдасарян.

        - Стоило только мне убедиться, что цель держит курс на родной Ереван, где живет моя мама, как всякие сомнения были отброшены, - скажет седовласый офицер корреспонденту при встрече.

        Но это будет много позже, когда уголовное дело в отношении него будет прекращено в угоду престижа Отечества. В первые же минуты после тарана он вел себя иначе. Испугавшись ответственности за свой приказ на уничтожение самолета-нарушителя, Багдасарян малодушно стер на командном пункте магнитофонную запись своих переговоров с летчиком. Более того, сумел упросить Куляпина подтвердить свои показания. По всему выходило теперь, что Куляпин самовольно «завалил» цель, не сумев грамотно применить вверенное вооружение и потеряв его носитель – современнейший на то время авиационный комплекс.

        К счастью для пилота, радиообмен зафиксировали тогда и средства объективного контроля на пункте наведения ПВО страны «Нахичевань», и это спасло Валентина от военного трибунала. Магнитофон беспристрастно зафиксировал приказ Багдасаряна пункту наведения на уничтожение цели. Его истошные крики с требованиями отсекать нарушителя от границы накладывались на радиообмен офицера боевого управления с пилотом, мешали сосредоточиться. Подобное «двоевластие» при организации перехвата уже само по себе недопустимо в системе ПВО, но если бы только в этом заключались наши промахи!..

        Очевидные ошибки в организации ПВО были отмечены не в одном отчете проверяющих. Жаль только, что констатацией фактов ограничились даже те, кто делал выводы по роковым результатам взаимодействия специалистов наземных служб и летчика и в этот раз. Реформирование системы ПВО страны, осуществляемое в те годы, оказалось столь бездарным, что даже дилетантам становилась понятной необходимость воссоздания былых структур.

        Раз за разом ляпы международного масштаба били по престижу государства. Как выяснилось, и автора первого тарана в небе Закавказья Геннадия Елисеева в 1979 году начальник командного пункта принудил к тарану легкомоторного спортивного самолетика тоже ошибочно. После доклада пилота о промахе ракетой он растерялся и упустил из виду, что на борту перехватчика имеется... полностью снаряженная скорострельная авиационная пушка калибра 23 мм! А за миг до столкновения ведущий пары Елисеев ко всему едва не был сбит ракетами своего ведомого, решившего исправить промах командира.

        Нужен ли был тот безрассудный таран в мирное время? Надо ли было возводить очевидную ошибку в ранг подвига и награждать высшим отличием страны, порождая завистливые устремления молодых пилотов на теоретические изыски благополучного повторения тарана?

        Члены государственной комиссии по Куляпину не могли не задаться с годами этими вопросами и не прийти к выводу о том, что, может, разберись тогда должностные лица по совести, не выдай свои устремления к личному покою за заботу о мнимой чести флага, и не было бы этой истории с аргентинским экипажем. И пассажиры южнокорейского «Боинга» остались бы живы, и чудо-юдо Руст не приземлился на Красной площади...
 
Форум » Аэродром Сандар и Марнеульский гарнизон » Летные происшествия, аварии, катастрофы » 18.07.1981 таран на СУ-15 капитана Куляпина Канадэр CL-44
  • Страница 3 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск:

Создать бесплатный сайт с uCoz