Пятница, 29.03.2024, 08:47
166-й гвардейский Краснознаменный авиаполк

Аэродром Сандар (Марнеули)

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Форум » Аэродром Сандар и Марнеульский гарнизон » Летные происшествия, аварии, катастрофы » 18.07.1981 таран на СУ-15 капитана Куляпина Канадэр CL-44
18.07.1981 таран на СУ-15 капитана Куляпина Канадэр CL-44
Stanislav_SemiletovДата: Пятница, 11.03.2011, 15:23 | Сообщение # 16
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
И так, относительно заявленного мною анонса хочу еще раз сообщить, что на меня вышли представители телестудии Роскосмоса, которых интересовали некоторые сведения относительно живых свидетелей тарана Куляпина.
Всей той информацией, которой я располагал, я естественно поделился. В настоящее время они готовят фильм, посвященный истории воздушных таранов и технике их исполнения. Вроде как фильм они обещают выпустить к 30-тилетию тарана Куляпина.

Взамен, как я уже сообщал, мне любезно дали DVD-диск на 4 гига (2 с половиной часа) с технической записью видеоинтервью в собственноручном изложении самого Куляпина:



В том числе там и те фотографии, которые были сделаны замкомэска 1-й аэ майором Альтимировым Русланом на месте крушения Канадиера CL-44 и СУ_15 и которые были у него и кой-кого у других в полку все были изъяты особистом.

Как оказалось, к счастью, изъяли не у всех. Да, да, только сам Куляпин и сумел их сохранить!

Вся сия съемка происходила в сентябре 2010 года в Монино в Музее авиации (куда они сумели вытащить Куляпина).

Все эти материалы мне дали с оговоркой, что только для личного пользования и без права до выхода фильма выставлять этот материал в открытый доступ Интернета .

И вот, я все эти дни тщательно просматривал и сделал дословную текстовую транскрипцию этого интервью.
Получилось 17 страниц убористого текста с детальным описанием развития этого события от 18 июля 1981 года со всеми его деталями!

Долго думал, как же поделиться столь интересным материалом и вот что придумал: посчитал возможным (возможно я и не прав) поступить таким образом, дам полный текст дословной транскрипции интервью с кой-какими картинками в приватном разделе форума (который соответственно открыл):

http://sandar.ucoz.ru/forum/7-38-1
 
Stanislav_SemiletovДата: Пятница, 11.03.2011, 15:24 | Сообщение # 17
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
И так, утром на разводе в субботу 18 июля 1981 года Куляпин заступил на БД в качестве экипажа усиления. Дежурная смена осталась, а усиление уехало вместе со сменившимся с ночи дежурным экипажем. При этом сменившийся капитан Мамонов сказал Куляпину, что их ночью поднимали по нарушителю, но они не успели подойти, так что ждите комиссию. Т.е. этот CL-44 где то утром часа в 4 нарушил границу и по нему отрабатывали.
Где то в 14.00 было повторное нарушение и был поднят первый дежурный экипаж. Чуть позже был поднят второй летчик дежурного эвена и когда пошла команда на подъем второго экипажа вызвали усиление. Второй летчик дежурного звена первым встретился с этим нарушителем. Он дважды прошел вокруг него.

За это время усиление прибыло дежурный домик, оделись в высотные костюмы по полной программе вдвоем, прибежали и заняли готовность. Через некоторое время подняли Куляпина. У него было две ракеты – тепловая и радиолокационная и все. А у напарника самолет с двумя ракетами и с двумя контейнерами ГП-9 с пушкой ГШ-23, его подняли позже.
Куляпин по команде без выключения форсажа с разгоном до сверхзвука и с набором высоты до 10 тысяч метров проследовал в зону, где было нарушение. При этом Куляпин слышал радиообмен 2-го поднятого летчика, который докладывал, что он проскакивает мимо цели и что самолет похож на наш ИЛ-18.

Его второй раз выводят на цель, дают команду принудить к посадке и он снова мимо него проскакивает, так как скорость была задана командой 600 км/час. Его наводят, он скорость не уменьшил, поэтому он проскочил два раза, т.е. ему там тоже говорят там принудить к посадке. Команды на уничтожение цели еще не давали. После этого цель CL-44 ушла с нашей территории и Куляпину дали команду встать в зону дежурства.

Но произошло опять нарушение госграницы, т.е. первый раз ночью, второй раз нарушение, которое отработал летчик основной смены и третий раз, когда уже подходил Куляпин. Куляпин выключил форсаж и со снижением его начали наводить фактически к тому месту, где CL-44 нарушил госграницу. Высота у цели была примерно 7300 м, скорость 400 км/час.
Куляпину начали докладывать дальность до цели, задали также скорость 600км/час и в этот момент на снижении он включил радиолокационный прицел на излучение (чтоб не проскочить). Команду включить прицел ему не давали.

Когда Куляпин увидел его визуально, тут же выключил прицел. Цель шла курсом 150 градусов вдоль границы.
Куляпин подлетел к нему и встал рядом с ним справа между ним и границей на скорости 400 км/час. На скорости 600 он также как предыдущий проскочил бы мимо цели. Поэтому он выбрал его скорость, встал рядом с ним и стал оттеснять от границы и подавать по указанию земли команды покачиванием крыльев (принуждение к посадке) в пределах углов, чтобы самому не свалиться.

Цель отворачивает и берет курс 360 градусов на север в вглубь нашей территории. Какое то время минуты две цель прошла с этим курсом, потом CL-44 развернулся и встал на курс 310 и пошел вдоль границы в обратном направлении параллельно границе. Куляпин перестроился и встал слева между ним и границей. Опять поступила команда принудить к посадке.
Куляпин попытался оттереть его от границы своим самолетом путем приближения к нему слева двумя маневрами с креном в его сторону и встал в плотную в непосредственную близость, ближе подходить уже было некуда. В это время CL-44 сделал крен в мою сторону и Куляпину пришлось от него уйти вниз и цель прошла над его СУ-15.

Куляпин доложил на КП, что его команды не выполняются, что в его сторону сделан крен и попросил разрешение его стукнуть, т.е. уничтожить. На КП подумали и дали команду: принудить к посадке. Далее все повторилось, Куляпин повторно попытался его оттеснить от границы в плотную прижимаясь к CL-44. CL-44 также в ответ сделал крен в сторону СУ-15 но уже со снижением и отсек Куляпину возможность уйти вниз.
Поскольку скорость была примерно 380 км/час, то Куляпин осторожно и тяжело стал уходить вверх на этой скорости. Теперь уже CL-44 прошел под СУ-15 и взял курс 180. Т.е в направлении границы и на юг, стал конкретно уходить.

В этот момент Куляпина с пункта наведения начали запрашивать и уточнять, какое у него вооружение. Кроме того тут Куляпин услышал, что на канал наведения встал еще один летчик с соседнего аэродрома Кюрдамир и уже начали отсчитывать его расстояние до цели. И вот в этот момент называют позывной Куляпина и дают команду, 733-й цель уничтожить!

После этого Куляпин начал свой первый маневр. Развернуться он не успевал, чтоб его уничтожить ракетой, так как рядом стоял и скорость маленькая, т.е. уменьшить скорость, отстать для пуска ракет у него возможности не было. Боевым разворотом он не успевал по времени, да и помешали бы друг другу (с Кюрдамирским). И 2-й момент, терялся визуальный контакт и нужно было бы по новой наводиться на цель при дефиците времени, граница рядом.

Куляпин принимает решение, что нужно с ним столкнуться, но на землю это решение он не передал.
Первоначально Куляпин решил ударить по его левому крылу своим фезюляжем снизу. И Куляпин стал это решение воплощать, сделал правый крен и пошел со скольжением на сближение с его крылом. Но, он не учел несколько метров, за счет скольжения самолет отстал на несколько метров и, когда он уже был под крылом, он увидел, что удар приходился бы кабиной по крылу. Куляпина такой вариант не устраивал, потому что от этого удара могло отломиться часть крыла, но не факт, что CL-44 не сможет лететь дальше, а уж Куляпин точно уже никуда дальше не полетел бы, кроме как в землю, потому что это крыло смяло бы его кабину и его в том числе. В последний момент он крен убрал и его самолет по инерции вынесло вперед и прямо над CL-44.

Тут у Куляпина была мысль отстрелить ракеты, чтобы они на него упали, но потом эту мысль отбросил поскольку ну ударят они там, покорежат его немножко и опять же он полетит дальше.
Поэтому Куляпин как был над ним, чуть отстал от него и в вот там он для себя прокрутил и решил, что будет бить, проходя у него под стабилизатором, где то посредине стабилизатора в непосредственной близости от его корпуса. Единственное, что смущало Куляпина, как бы не попасть в спутную струю, потому, что может кинуть его СУ-15 в непредсказуемую сторону. Поэтому Куляпин чуть-чуть снизился прямо непосредственно перед стабилизатором и пошел вперед. Очень долго шел вперед под стабилизатором в непосредственной его близости от головы своей.

Поскольку была маленькая скорость сближения и была соответственно возможность сманеврировать и Куляпин встал так, как сам рассчитал и за счет этого и получилось все, как ему хотелось.
Когда кабина только прошла, какое то время Куляпин еще чуть-чуть подождал, взял ручку на себя и СУ-15 и, выходя над его крылом, ударил фезюляжем и затем килем по стабилизатору CL-44. Су-15 вышел над ним и закрыл его, Куляпин уже его не видел. Как выяснилось потом, CУ-15 отрубил стабилизатор CL-44.
 
Stanislav_SemiletovДата: Пятница, 11.03.2011, 15:28 | Сообщение # 18
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Когда произошло столкновение удар был не сильный, но, что смутило Куляпина, посыпалось остекление на коленки, чего он никак не ожидал. Скорее всего, это фонарь начал рушиться. Уже после того как посыпалось остекление, Куляпин для себя решил, что боевую задачу он выполнил, то можно и катапультироваться. До этого момента он не собирался выпрыгивать из самолета и мысли такой просто не было. И вот когда уже получилась нештатная ситуация, Куляпин катапультировался.

Когда парашют раскрылся, то первым делом он посмотрел, где самолет-нарушитель - он падал под ним, но еще до земли не долетел. Падал в плоском штопоре или по очень крутой спирали.



При неуправляемом падении идут большие знакопеременные перегрузки и летчики независимо от того пристегнуты они там или не пристегнуты, то их мотает по кабине так, что ни взять парашют и одеть его или что то там сделать они не могли физически и говорить кому то там что вот он мог выпрыгнуть там кто то или что то и не сделал, потому что выполнял свой долг ну это просто для красного словца.

Потом уже Куляпин посмотрел, где граница и куда он падает. Граница очень характерная, там протекает речка Аракс, там гора Арарат. Речка прямо передо ним где то под углом 45 градусов, а солнце сзади. Куляпин убедился, что он на своей территории и успокоился. Единственная неприятность, один ботинок при катапультировании сорвало с левой ноги (по причине спешки надевания высотного костюма был не зашнурован) и, второе, наколенник планшетки на левой ноге с позывными командных пунктов воздушным потоком тоже был сорван и чувствительно ударил его в ребра.

Свой СУ-15 Куляпин, как он сам говорит, спасать не собирался, поскольку не собирался катапультироваться. А вот когда уже самолет пошел вверх и отбил ему стабилизатор (его нашли в совсем другом месте) и когда посыпалось стекло Куляпин пригнулся, сгруппировался и начал ждать, а что же дальше будет. Он не стал пробовать управляется самолет или не управляется. В общем он для себя уже решил, что задачу выполнил и можно катапультироваться. Не трогая ни рулей управления и не смотря, какая там уже скорость (поскольку вверх пошел и от столкновения она тоже больше не станет) и чтобы дальше больше не испытывать свою судьбу, он нажал на красные ручки катапульты. Как падал его СУ-15 Куляпин не видел.

После этого Куляпин был некоторое время без вести пропавшим, поскольку о столкновении и катапультировании на землю не доложил и на земле не знали где он и что с ним несколько часов, пока Куляпин не вышел на связь с заставы пограничников.

Приземлился Куляпин в 5-ти км от границы рядом с дорогой от Еревана на Нахичевань. Первыми к Куляпину подошли два армянина с грузовика, они ехали и увидели спускающегося парашютиста. Затем на жигулях подъехали два милиционера, Куляпин поехал с ними и по пути встретили пограничников, пересел с парашютом и его отвезли на заставу, позвонил на командный пункт по оперативной связи: «я там то, задание выполнил».

Там его положили в медсанчасть и сказали отдыхай, за тобой приедут. Затем прилетел вертолет и отвез его в Ереванский аэропорт, где его уже ждал АН-26 с рядом ответственных товарищей. На борту самолета Куляпин первый раз доложил об обстоятельствах инцидента командующему авиацией округа, начальнику политотдела авиации округа и начальнику особого отдела.

Было три комиссии. Первая по ночному инциденту накануне, она как приехала, так и уехала в связи с тем, что была создана другая (вторая) очень представительная комиссия МО уже по инциденту Куляпина во главе с генерал-лейтенантом авиации Шабуниным. Кроме того была еще образована комиссия от военного отдела ЦК КПСС и она также параллельно вела свое расследование.

Второй доклад был уже на следующий день в госпитале комиссии МО и комиссии от ЦК КПСС. Обстоятельства происшествия Куляпин докладывал все как есть и как было по факту.

По мнению Куляпина, пока судьба летчика (его) была неясна, то ли в верхах, то ли на уровне округа было принято целесообразным для мировой общественности инцидент изобразить как случайное столкновение. И, когда Куляпина привезли и он уже находился в госпитале в Тбилиси, то к нему тут же подошел человек, причем не с отдела госбезопасности, а с политотдела и нашептал, что нужно сказать что это было случайное столкновение и что команды на уничтожение не было.

Докладывая на следующий день комиссии из МО Куляпин для себя решил, что о команде на уничтожение говорить не будет, просто упустит этот момент. Но когда Куляпин закончил доклад, то первый вопрос, который ему был задан, а была ли команда на уничтожение? Куляпин ответил, команда была, была два раза.
Куляпин отметил, что его в тот момент удивила реплика одного из членов комиссии: он сказал "Ну что ж, будем искать".

Дело в том, как потом выяснилось, что на объединенном КП и еще кой в каких местах, следуя чей то логике о случайном непреднамеренном столкновении, стерли запись выдачи команды на уничтожение цели. Подтерли еще до того, как приехала комиссия МО. И запись на одном из пунктов наведения позже нашли. Команду дал подполковник Багдасарян (он же под давлением, точнее по его же команде и стерли потом запись той команды на уничтожение цели).

Все это произошло в районе перекрестка границ Армянской ССР с Нахичиванской автономной областью, Турции и Ирана. Бортовые часы CL-44 замерли на времени 14.44 мск.

Был задан интересный вопрос о необходимости применения такого исключительного приема воздушного боя как таран.
На что Куляпин ответил:
«В уме летчика о таком способе нужно где то там держать местечко. Ну, любой таран, мое мнение, совершается тогда, когда твое вооружение или характеристики твоего самолета не позволяют это сделать другим методом. Допустим Нестерова брать, у него вообще оружия не было. Во время войны, расстрелял боекомплект, идет на таран. Тот же Елисеев пустил ракеты, не знаю там как с пушкой, сказали - пошел на таран. У меня взять, нет возможности пустить ракеты, пушки нет.

Т.е. мое мнение, если у тебя техника позволяет справиться с противником штатным вооружением, то ты никогда не пойдешь на таран. А вот когда тебя поставили в условия и ты видишь, что другого пути нету, вот только в том случае летчик может пойти на это.

Причем может пойти, а может и не пойти, потому что я для себя решал, что я могу сделать так, а могу сделать не так. И если я делаю даже по другому, то никто мне ничего не скажет. Я пытался сделать, но у меня не получилось. Вот, ведь летчик же делает, он действует, но он действует не так как ну допустим действует.. сработал, но не получилось, в этот момент не получилось. Ну не всегда же победы бывают. Летчика обвинять, что он … ну его поставили вот такие условия, вот он выбрал вот такой путь, но путь оказался не ведущим к победе. Выбрал таран, он ведь тоже не всегда ведет к победе.
Ведь были случаи, когда таранили, летчики погибали, а самолёты летят дальше. Поэтому, летчик определяет сам для себя, что ему делать.
Во мне сидели два человека, один говорит не надо таран, а другой надо идти на таран. Почему победил тот, который говорил, надо таран? Да потому что надоел мне этот самолет, который рядом со мной. Я с ним и за ним ходил, вокруг него ходил, мы с ним друг с другом 13 минут! Вот за это время, я думаю, что мы друг другу надоели до невозможности, по крайней мере, он мне надоел. Я думаю, что я ему тоже. И поэтому, мне не хотелось, чтобы встречаться с ним еще раз. Поэтому, я решил, что мне надо сделать все, чтоб он не ушел безнаказанно. Нарушение госграницы, я не знаю, как это понимать, для меня это как бы священно».

Относительно поздних инициатив по ходатайству о присвоении Куляпину звания Героя России Куляпин высказал, что самолично он сам никогда такой процесс не инициировал и не просил кого-либо. Если и делалось что то в этом направлении, то всегда без его какого-либо участия.

В этом интервью, как я почувствовал, Куляпин также дал исчерпывающие ответы на все наезды странноватого полковника Марата Сыртланова (Статья «Танго ноября», Россия от 07.06.2007). С чего бы это? Ведь он же чуток пораньше сам же совершено по иному освещал это же событие ("Случайное" столкновение, Труд № 155 от 24.08.2001)

Куляпин в целом действовал грамотно, умно и профессионально и по обстановке в тех сложившихся там у границы условиях и обстоятельствах!

И было ему полных всего 26 лет!

Сразу же после инцидента по завершению работы обеих комиссий Куляпин В.А. по представлению командира 166-го иап Попова М.А. представлялся к званию Героя Советского Союза, но
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.09.1981 г. за выполнение воинского долга был награждён орденом Боевого Красного Знамени!



Награждение Куляпина орденом Боевого Красного Знамени, аэродром Сандар, ноябрь 1981 г

 
Stanislav_SemiletovДата: Пятница, 11.03.2011, 20:25 | Сообщение # 19
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
По всему этому материалу у меня только один вопрос не состыковался.
Вроде как 17-го CL-44 летел в Иран по маршруту Тель-Авив - Тегеран, а 18-го уже обратно. Если это так, то летя из Тегерана CL-44 ну никак не мог лететь курсом 150 градусов. Это курс на Тегеран. А от Тегерана как раз будет курс 310 градусов
 
Stanislav_SemiletovДата: Пятница, 09.09.2011, 14:37 | Сообщение # 20
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Получил интересное письмо от бывшего старшего оперуполномоченного особого отдела с погранзаставы, в зоне ответственности которой произошел таран Куляпина и который был одним из первых на месте падения CL-44:

Это была суббота. Я и начальник заставы находились на участке заставы, на против которой происходили эти события. Мы услышали сильный рокот и подумали что это солдаты на заставе что то делают с техникой, но оттуда сообщили что все нормально. Минут через 20 увидели самолет, который двигался перпендикулярно границе со стороны Турции или Ирана, сейчас сказать трудно, но то что это участок советско-турецкой границы это точно.
Трудность в том что если посмотреть на подробной карте как там проходит граница, то это получается стык 3 государств Ирана, Турции и СССР и если смотреть на гору Арарат, то граница между Турцией и Ираном проходит по левому склону горы Малый Арарат. Еще через несколько минут услышали звук реактивного двигателя, но самолета не было видно.
Еще через несколько минут услышали рев самолета и увидели как со стороны границы с Нахичеванской АССР на небольшой высоте летел 4 моторный самолет, похожий на наш Ил-18, только другой немного раскраски. Он летел, казалось, прямо над дорогой Ереван-Нахичевань. Было понятно, что с ним что-то не так, но из-за расстояния может километр трудно было понять, что именно не так. Самолеты здесь не летали никогда. Дул сильный низовой ветер со стороны Еревана.

На глазах у нас самолет в нормальной плоскости развернуло в сторону скал и он в них врезался. Раздался сильный взрыв. Поднялось облако черного дыма, будто взорвалась цистерна с топливом. Прогорело все очень быстро минут за 15-20, и только в 4-5 местах горело очень ярко как будто электросварка. Далее начальник убыл на заставу решать необходимые в таком случае мероприятия, а я уехал к месту падения самолета. При переезде железнодорожного полотна местные жители сообщили, что тут упал самолет и видели 3 спускающихся парашюта. Оказалось в последствии. что это упал наш истребитель. Я подошел к месту падения, там было 1-2 человека местных. Была глубокая воронка, на поверхности валялся какой-то красный круглый предмет и колесо. Из глубины воронки шел дым и появилась на дне лужа. Самолет упал в метрах в 20-30 от железной дороги. Севернее от него метрах в 50 был винзавод, а с запада населенный пункт Ехегнадзор. Это просто счастье, что он упал в пустой квадрат. Так как там больше ничего вокруг не было, я поехал дальше к месту падения того самолета, которого мы наблюдали.

Не доезжая до места падения самолета (а до туда ни на какой технике и не подъехать), я встретил тревожную группу с Нахичеванского погранотряда (как она там оказалась раньше нас, то же не понимаю). Мне сказали что они подобрали летчика и везут к себе. Я им ответил сто нам значительно ближе его везти, да и участок обслуживания наш. Мы перегрузили его в наш УАЗ подложили парашют, так у летчика сильно болел бок, и он был без одного ботинка (кстати носил он 44 размер). Над нами пролетал вертолет ВВС, но по той рации что была у летчика (или это был радиомаяк?) он ни с кем не связался.

Я ему сказал, поехали на месте быстрее по связи все доложишь. Спросил, не видел ли он парашютистов, так как мне сказали что видели 3 парашюта. Валентин ответил, что это его парашюты один вытяжной, один от кресла, а на одном он сам опустился. К стати другие 2 нашли потом за скалами, где разбился нарушитель. Я его доставил в отряд, в кабинет начальника особого отдела. Его по оперативной связи соединили со всеми лицами с которыми он просил связи. Он сообщил сто жив, самолет нарушитель согласно их указаний уничтожен, свой самолет разбился.
Поскольку он говорил в трубку, что ему ответили не знаю, только он просил соединять все новых и новых лиц вплоть до генерала какого то. Ему сказали жди, придет борт и просили указать где может сесть вертолет. Все это конечно происходило очень эмоционально. Мы вызвали доктора в кабинет и он сказал что ему надо полежать в санчасти. В связи с этой обстановкой меня опять отправили на участок обслуживания. Разговоры по открытой связи сразу запретили. В последствии мне пришлось написать объяснение по поводу увиденного.

Самолет нарушитель нами был опознан как "Каравелла" (других на таблице похожих самолетов не было изображено). К вопросу, почему все были напуганы, как считают те кто писал об этом. Легко рассуждать обывателям и нынешним писакам (по другому я их не могу назвать). Просто посмотрите историю тех дней и что творилось в соседних государствах, и все станет понятно. Ни перед кем Валентину оправдываться не надо. Он поступил так как положено ему было. Перед ним был нарушитель, не выполняющие его указания. Все.
К тому же, что я слышал в последствии , это был второй залет этого самолета. Первый раз как я писал, слышали рокот, он летел с северной стороны Арарата, а когда увидел нашу пару истребителей, отвернул, облетел гору и под прямым углом ушел в глубину СССР. Почему все замолчали? Да потому что на отдельных обломках самолета четко были видны надписи сделано в США, Канаде. Оказалось, что он где то там проходил ремонт, или запчасти были от туда.

От нас всегда требуют какой то правды. А почему ее не требуют от тех лиц, которые посылали на задание этих летчиков? Да потому что система защиты государственных интересов у них выше, чем у нас. Если не положено, значит не положено. А у нас любому на горло наступить можно, и очернить. Поэтому может и прав Валентин, что ко всему этому относится спокойно и не пытается доказать что-то (хотя бы внешне). А то, что его там загнул особый отдел и т.п. ерунда! Не поступил бы он в академию, будь это так!!! Это я говорю точно. Я закончил службу майором - он полковник (вот и разберись кому больше в жизни повезло и где легче или труднее). Давно хотел об этом рассказать. Писал даже в газету Известия, Но их наши подвиги интересуют мало!. Хочу поставить точку. Летчик выполнил свой воинский долг с честью и достоинством , и достоин высоких наград. Извиняюсь за может быть сумбурное выражение мыслей. Сейчас трудно мне уже избегать эмоций. Прикреплю еще 2 фото. Больше у меня нет. Это с обломками снялся мой водитель Трошин. Да и снимать там особенно нечего было. Я снимал где то через месяц после того как там поработали комиссии. И что можно было они увезли с собой. Снял самые большие фрагменты, которые оставались. Да там еще вниз укатилась неподъемная стойка шасси. Но к ней я уже не спускался.

Что касается самолета. Как потом мы узнавали (естественно через третьих лиц) самолет занимался контрабандой оружия. Маршрут им специально выбирался (как предполагают специалисты) вдоль границы (всегда можно сделать вираж в сторону любого государства и никто не тронет, так как падение в случае на другой стороне можно интерпретировать в пользу любого государства кроме СССР, а нас все в то время ненавидели из-за нашей политической системы). И летел он в северный Иран с острова то ли Кипр, Крит или Мальта. Но точно через Срединоземноморье. Он летел уже обратно и без груза.

У меня еще вопрос к тем лицам, которые пишут у Вас на сайте. Неужели им не известны разности в скоростях этих типов самолетов, чтобы понять какую сложную техническую задачу решал пилот в тот момент? Не ужели не известен боевой радиус разворота истребителя такого типа?. А для скептиков- пусть возьмут калькулятор и посчитают - за какое время пролетит самолет 2 километра, при скорости 320 км/час (ровно такое расстояние по прямой до границы)?

Просто летчикам, да и просто нормальным гражданам должно быть понятно, то что произошло у нас в стране, и продолжает происходить не украшает ее. К примеру, в США судят Бута за торговлю оружием (выкрадывая из другого государства). Вчера осудили Ярошенко за сговор в перевозке наркотиков (только сговор, а не конкретный факт перевозки!), и при этом так же выкрадывают из другого государства. А наше государство в ответ НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ!!!.










http://sandar.ucoz.ru/photo/14-0-2192-3
 
AleksДата: Среда, 26.10.2011, 17:21 | Сообщение # 21
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 1
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Всем привет данного сайта!
Хочу немного подбросить информации по данному факту. Я служил на границе с 80 по 83 год.Служба проходила на заставе №1 на стыке трех государств СССР Иран Турция.

В тот день 18 июля в составе наряда я нес службу на посту наблюдения с 13-00.По телефону поступило сообщение (не помню кто звонил или дежурный связист или кто-то из офицеров ) примерно в районе 15 15-30, о том что со стороны Ирану в нашу сторону летит неизвестный самолет.
При обнаружении самолета нам надо было сообщить на заставу. Мы приняли это сообщение и особо не придали ему внимания, так как часто нам давали вводные офицеры о нарушении Гос Границы различными лицами или еще как либо.
Прошло немного времени не более полу часа. Слышу звук самолета. Поднимаю голову и я просто в ШОКЕ. Прямо почти над нашей вышкой со стороны Турции идет самолет курсом в глубь страны! Аж руки затряслись от увиденного.
За все время службы никаких нарушителей а тут САМОЛЕТ !!!!

Доложили на заставу. Команда бдить далее. Прошло еще немного времени наверное минуты не более 30. Опять гул самолета. Смотрим в ТЗК, идет назад этот же самолет, а за ним еще. Проходят секунды и шедший вторый самолет догоняет первый и бьет его.
Тот заваливается и начинает падать КАК В КИНО !
Просто не мог поверить что такое могло произойти в наши дни. Потом первый самолет падает и врезается в гору взрыв, столб огня, и горит все. Второй самолет тоже начинает падать уже ближе к нам, рухнул недалеко от поста наблюдения. Может 3-4 км. Еще было видно как парашютист спускается.

Докладываем на заставу и начинается кипиш. Кто был на заставе свободен в машину и к самолетам. Что там происходило не знаюю Я нес лужбу до 20-00. Когда вернулся на заставу парни все рассаказали, и о летчике нашем и о самолетах и что подобрали его и доставили в часть.

После этого наши парни еще несколько раз ездили машиной на место падения самолетов, искали что-то уже не помню что. Однако на заставе после этого долгое время находились куски металла с неизвестного самолета, все мы их рассматривали.

Так что этот эпизод службы остался в памяти на всю оставшуюся. Ну и все подробности тарана я уже узнал из интернета.
 
Stanislav_SemiletovДата: Вторник, 01.11.2011, 21:59 | Сообщение # 22
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Да, увидеть воочию этот таран, это что то!
 
Stanislav_SemiletovДата: Вторник, 25.09.2012, 23:18 | Сообщение # 23
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Материал о таране Куляпина и фрагменты его интервью Роскосмос наконец то выложил на Ютубе.
См.
http://sandar.ucoz.ru/index/idu_na_taran/0-167

 
Stanislav_SemiletovДата: Вторник, 25.09.2012, 23:40 | Сообщение # 24
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Материал о таране Куляпина и фрагменты его интервью Роскосмос наконец выложил на Ютубе.
См.
http://sandar.ucoz.ru/index/idu_na_taran/0-167

 
Stanislav_SemiletovДата: Суббота, 23.02.2013, 16:46 | Сообщение # 25
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Официальное сообщение в газете "Правда" 23 июля 1981 года о происшествии на границе Армении с Турцией

 
Mig-29Дата: Пятница, 15.03.2013, 17:14 | Сообщение # 26
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 1
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Здравствуйте друзья!
Искал информацию об этом таране.
Поиски привели сначала на сайт 166 Гвардейский Краснознаменный иап (в/ч 10227), аэродром Марнеули (Сандар), Грузия
http://forums.airbase.ru/2013....3093298 , а затем и сюда.
Благодаря вашим воспоминаниям удалось создать облик машины на которой Валентин Куляпин совершил воздушный таран. В настоящий момент стендовая модель Су-15 T58Д изделие 37 ранних выпусков закончена. Результат можно увидеть вот тут:
http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_43662_start_60.html



Хочу сказать спасибо Валентину Куляпину за его смелость и решительность.
Вот так и пишется история Государства Российского.


С уважением Дмитрий.
 
Stanislav_SemiletovДата: Вторник, 16.04.2013, 00:03 | Сообщение # 27
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Техник Алексей Миняхин вспоминает:

Теперь расскажу о событиях 18 июля 1981 года так, как это выглядело с моей стороны.

Подходила к концу неделя дежурства 3 АЭ. В эту субботу я находился в
усилении и вечером должен был заступить на крайнее дежурство. Вся неделя
прошла, как обычно, спокойно.
Я как раз возвращался из столовой, когда услышал звук взлетающего самолёта. Так как это было в обеденный перерыв,
то взлететь могли только с БД. Это означало, что я должен немедленно
прибыть на БД. Забежал в гостиницу, чтобы одеть техничку и взять всё
необходимое. Из радиотрансляции звучал сигнал "Разбег!".
Это был условный сигнал для экипажей усиления. Я выскочил на КПП. В это время
туда же подъехал УАЗик командира полка. В машине был только водитель,
который знал меня. Он и довез меня до КДП. В это время дали команду на
подъём второго самолёта.

Я сразу отправился готовить самолёты своего звена. Поскольку мой напарник появился только вечером на заступление, то
я готовил свой самолёт (бн №14), второй помогал готовить и потом
выпускал А.Стороженко. Это и был тот самолёт, на котором полетел
Куляпин. Здесь позволю себе уточнение того, что раньше писалось на
форуме. Бортовой номер его был 30. По крайней мере, я запомнил такой.

Допускаю, что путаница произошла из-за того, что у Су-15 этой модификации есть наименование типа "изделие 37". Возможно, что в бумагах
перепутали бортовой номер с типом самолёта. Су-15ТМ, по моему,
именовались "изделие 41".

Хочу ещё пояснить, почему на том самолёте не было пушек. На дежурство тогда ставили 2 пары самолётов, из которых один
должен был быть с пушками, а другой - без. Кроме этого, в эскадрилье
стоял самолёт для перехвата АДА. Но за два года моей службы эти самолёты
ни разу не поднимали.
Из дежурной пары самолёт без пушек предназначался для перехвата высотных целей, а с пушками - для перехвата низколетящих.
И лётчики, соответственно, были один в ГШ, а другой в ЗШ.

Особенность аэродинамики Су-15 такова, что любая наружная подвеска сильно снижала
дальность полёта и высотность самолёта. Даже подвесные топливные баки не
увеличивали дальность, увеличивалась только продолжительность полёта. Я
не помню, чтобы у нас летали с подвесными баками. Тренировки по
подвеске были, но и только. Видимо и установки типа ГП-9 появились для
уменьшения негативного влияния подвески пушечных контейнеров. По отзывам
лётчиков, точность стрельбы из ГП-9 была выше.

Пока готовили самолёты и сидели в готовности из динамика, установленного на обваловке, мы слышали переговоры лётчиков с землёй.
Хорошо помню, как второй взлетевший лётчик докладывал, что наблюдает
цель и просил разрешения на открытие огня. У него были пушки. Разрешения
он не получил, о чем потом сильно досадовал.

Где-то через 30 минут после вылета второго самолёта взлетел Куляпин. Такой интервал между
вылетами, видимо, позволял не упустить цель. Максимальное время, которое
мог продержаться в воздухе Су-15 взлетевший с БД было 1 час - 1 час 10
минут. Тем более странным было то, что мой самолёт подняли минут через
15. Уже после посадки лётчик сказал, что сразу после взлёта он получил
команду уничтожить цель. События развивались так, что выполнить эту
команду он уже не успевал. Не исключено, что ребята на CL-44 или те, кто
ими управлял, тоже слышали эту команду и поторопились убраться из
нашего пространства. А тут Куляпин со своим воинским долгом.


В это время на БД нарастало беспокойство. О том, что произошло в воздухе, мы ещё не знали. Топливо должно было уже кончиться, а Су-15 не
планер. Предполагали, что Куляпин мог сесть по какой-то причине на
другом аэродроме, как это было у меня в январе, но мы бы об этом знали.
По докладам лётчика с моего самолёта, в воздухе он никого не видел. Сел
он продержавшись в воздухе по-максимуму. В баках топлива оставалось
килограмм 300.
В это же время пришло сообщение, что пограничники зафиксировали столкновение самолёта с землёй. При этом формулировка была
как о одном самолёте. Не сложно представить, какие выводы можно из
этого делать. Началась тихая паника.

К этому времени в полку закончился обеденный перерыв и на БД пришёл зам по ИАС 3 АЭ В.И.Попов. Он дал
команду стартеху В.С.Гундарю проверить документацию этого самолёта и
наличие инструментов на всех самолётах. К счастью, самолёт недавно
прибыл из капитального ремонта и его документация была ещё в полном
порядке. А вот с инструментом было не всё так хорошо. В ящике на
стремянке не оказалось обязательных для комплекта инструментов
пассатижей. Пассатижи исчезли, самолёт не вернулся, техник не
явился..... Можно не продолжать.

Попов дал команду стартеху немедленно найти новые и замаркировать как положено, что было мгновенно и
выполнено. Вечером, когда всё, что произошло с Куляпиным уже выяснилось
и на БД явился техник того самолёта, мы узнали, что он в этот день
отправился в Тбилиси то ли за диваном, то ли за шифоньером, а пассатижи
прихватил с собой для сборки покупаемого предмета.

От растерзания его Поповым спасла та эйфория, которая наступила в эскадрилье и полку, когда
всё прояснилось. Единственно, кто не сильно радовался в это время, были
АОшники эскадрильи. При постановке на БД этого самолёта, на нём "сдох"
аккумулятор и они были вынуждены были поставить на него новенький из
ЗИПа. Хороших аккумуляторов на все самолёты в то время уже не хватало. И
надо же такому случиться, что самый новый и, соответственно, самый
лучший сгинул. Если бы они знали наперёд, что произойдёт...

В тот день этим полёты с БД не закончились. Было ещё несколько подъёмов на сопровождение целей. Видимо на сопредельной территории искали
пропавший самолёт. Поднимали и на сопровождение следовавших вдоль
границы рейсовых самолётов. Продолжалось, по-моему, это больше месяца.
Первое время на БД находились оба звена дежурных экипажей. В повышенную
готовность приводилась и дежурная эскадрилья. Налёт в этот период на
некоторых дежурных самолётах был больше, чем при плановых полётах за тот
же период. Как говорится, лафа кончилась.
В это время в печати появилось краткое сообщение ТАСС о имевшем место инциденте.

 
Stanislav_SemiletovДата: Вторник, 16.04.2013, 00:07 | Сообщение # 28
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Некоторые подробности о событиях, предшествовавших 18 июля и о том, что происходило потом.

Точно не помню когда, но, по-моему, в начале мая в том же районе через
границу перелетел то ли этот, то ли подобный ему самолёт. Нас тогда не
подняли, т.к. в нашем районе был шторм, а ПВО, похоже, лопухнулось.
Нарушитель беспрепятственно ушёл назад.
Потом приезжала высокая комиссия, говорили из ЦК, разбираться. Они были и в нашем полку. У нас
всё обошлось, а вот в ПВО, по слухам, были серьёзные разборки. Упусти мы
в этот раз нарушителя, для многих дальнейшая жизнь прошла бы в миноре. Я
не исключаю, что залёт на нашу территорию был спланированной акцией и
продолжением предыдущего нарушения. Не получив отпора в первый раз, эти
ребята, возможно, хотели проверить, до какой степени дырява наша система
ПВО. Сел же потом Руст на Красной площади.

В то время информацию о том, чей это был самолёт, какой марки, для чего использовался, нам узнать было очень трудно. Куляпин говорил, что на
борту была надпись "Cargo". Значит транспортник. Были разговоры, что
возил военное снаряжение в Иран. Через Турцию, страну НАТО, при том, что
США запретили союзникам поставку оружия в Иран? Это уже позднее всплыла
информация о операции "Иран-контрас" и что-то стало проясняться.

После увольнения я по характерной форме руля высоты, обломки которого привезли
и установили в качестве обелиска возле БД, по справочнику Jane's
определил, что это был CL-44 или его военная модификация CC-106 Yukon.
Позднее это подтвердилось в передаче ЦТ "Как это было" с участием
В.Куляпина и в какой-то из центральных газет, где описывался этот
случай. А в то время говорили, что "типа Ил-18". Но этого же типа было
несколько самолётов, в том числе и немного меньший, чем CL-44, разведчик
Р-3 Орион.

Дежурство первые дни после 18 июля было достаточно нервным. Дежурили обеими звеньями, подъёмы случались и днём и ночь. Потом обнаружилась
определённая закономерность во времени подъёма. Стало очевидно, что
поднимали на сопровождение рейсовых самолётов. Чартеры случались, но
были редкостью.

Ну, а раз так, то мы стали заранее готовить самолёты к "запланированной" тревоге. И, когда она случалась, а следом обязательно
следовала команда на вылет, мы, не дожидаясь лётчика, запускали правый
двигатель на выпускаемом самолёте, а затем помогали сесть, накинуть
плечевые ремни и подключить лётчика к бортовым разъёмам. После этого,
проверив закрытие фонаря, убирали стремянку и давали разрешение на
запуск второго двигателя. В результате, после команды на взлёт, до
самого вылета проходило 4-5 минут вместо положенных 8. Высокий
профессионализм воинов полка при умелом руководстве командования был
налицо.

 
Stanislav_SemiletovДата: Вторник, 16.04.2013, 00:09 | Сообщение # 29
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Произошедшее 18 июля повлияло и на вооружение самолётов полка.
Вскорости на некоторые самолёты стали устанавливать ракеты ближнего боя Р-60. На
некоторых самолётах имелись пилоны, на которые могли навешиваться
балочные держатели под эти ракеты. Р-60 были на складе и до 18 июля, но
их не использовали из-за соображений секретности.

Чтобы научить лётчиков пользоваться этими ракетами, выполнили стрельбы над Чёрным морем. Для
этого несколько самолётов перелетало в Гудауту.
Безопасность стрельб над морем обеспечивал спасательный Бе-12. Мне это было особенно приятно,
т.к. я работал и сейчас работаю в ОКБ его разрабатывавшем.
Когда первый раз навесили эти ракеты во время плановых полётов, они нас даже немного
напугали. После включения питания в них что-то начало противно гудеть. В
Р-98 всё проходило молча. Но АВешники сказали, что всё это штатно, и мы
перестали обращать внимание на гудение.

 
Stanislav_SemiletovДата: Вторник, 16.04.2013, 00:13 | Сообщение # 30
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
О награждении Куляпина.
Естественно, что все мы считали, что ему присвоят ГСС.
У нас, в шутку, определили ему новую обязанность после этого. В те времена было сложно купить билеты на поезд или самолёт, даже
в воинских кассах. А ГСС могли их взять без очереди. Вот шутники и
постановили, что теперь это будет его почётная обязанность, помогать
всем с приобретением билетов. Но, это шутка, а время шло и ни каких
указов не объявляли.

В конце года Куляпину, как лучшему лётчику полка, вручили ценный подарок от имени командующего авиацией округа - кассетный
магнитофон. Мы уже подумали, что этим всё и ограничется. Такие опасения
имели основание, т.к. нам была известна история А.Босова, подбившего
южнокорейский Боинг-707 над Карелией. В описываемые времена он уже
служил в Гудауте и однажды, при мне, приезжал в наш полк "по обмену
опытом" или ещё по какой-то надобности. Случайно мы оказались в одной
компании и я попытался узнать у него некоторые подробности того случая.
Мне это было интересно потому, что в феврале 79 года я осматривал части
того Боинга, выставленные в ЛИИ. На них я не нашёл повреждений от
применённого оружия. Эти части для нас не выставляли и о жертвах ничего
не сообщали.
Босов как-то с неохотой отвечал на вопросы. Награды за тот случай он не получил, а вот выговор за то, что не сбил, а только подбил,
он от командования в устной форме получил. Осипович за корейский
Боинг-747, как известно, получил Красную звезду.

О том, что Куляпина всё же наградили, мы узнали или в декабре, или в январе. Очевидно, что все были разочарованы. Комментировать указ не
хочется. На мой взгляд, в конце концов, важна не величина награды, а
признание значимости совершённого человеком. И я думаю, что совершённое
Валентином, ставит его в один ряд с такими героями как Нестеров,
Гастелло, Талалихин, Елисеев. Может это и звучит пафосно, но это факт.

 
Форум » Аэродром Сандар и Марнеульский гарнизон » Летные происшествия, аварии, катастрофы » 18.07.1981 таран на СУ-15 капитана Куляпина Канадэр CL-44
  • Страница 2 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск:

Создать бесплатный сайт с uCoz