Пятница, 19.04.2024, 16:46
166-й гвардейский Краснознаменный авиаполк

Аэродром Сандар (Марнеули)

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Форум » Аэродром Сандар и Марнеульский гарнизон » Аэродром Сандар и Марнеульский гарнизон » Внеси свой вклад в летопись боевой истории полка (Обсуждаем летопись боевой истории полка)
Внеси свой вклад в летопись боевой истории полка
Stanislav_SemiletovДата: Понедельник, 13.12.2010, 09:59 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Вопросов по истории полка очень много, есть над чем подискутировать, порассуждать
 
Stanislav_SemiletovДата: Четверг, 16.12.2010, 14:42 | Сообщение # 2
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Переношу сюда вопрос Ринаты с Одноклассников:
А ты не знаешь про 237 штурмовой авиаполк 305 штурмовой авиадивизии? Мой папа там служил с 1944 по 1946 г.г., а с июня 1946г. по сентябрь 1964. в 166 гвардейском авиаполку.

Рината, кое что знаю.
Так в 1941 -1942-м году 237 шап входил в 11-ю САД (смешанную авиадивизию) в составе которой с ноября 1941 года действовал и наш тогда 241-й шап. Командиром 237-го полка был майор Ложечников Андрей Александрович, который в этом полку стал Героем Советского Союза - первым Героем-штурмовиком в СССР! С ноября он стал командиром 11-й сад и полк наш воевал под его командованием. Так на БДанных "Подвиг народа" я нашел первые наградные листы на летчиков нашего полка за его подписью.

Рината, у меня также есть несколько вопросов к тебе.
Я и не знал, что твой отец в полку с июня 1946 года! Это же здорово!

Период с июня 1946 по 1955-56-й год самый "темный" в плане информации и сведений по истории полка. А у тебя, как оказалось, отец в этот период служил в полку. Значит у тебя должны быть (не сомневаюсь) документы, сведения, воспоминания, фотографии за этот период. В документах, в частности наградных книжках, грамотах, военном билете, учетной карточке члена КПСС всегда можно найти те или иные сведения номеров и/или названий частей по записям и печатям, имена командиров, даты место! Посмотри пожалуйста?
Это важно очень!

Хотелось бы точно знать куда конкретно в ЗакВО после Европы посадили полк и 10-ю ШАД? Где полк конкретно базировался полк и сколько он поменял аэродромов до того как оказался в Марнеули? И когда точно он перебрался в Марнеули?
Насколько достоверно мое предположение о том, что 10-ю ШАД, потом ИАД переименовали в 118-ю ИАД?
Очень надеюсь, что с твоей помощью, мы заполним этот пробел

 
РинатаДата: Пятница, 24.12.2010, 01:37 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 2
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
У меня кроме военного билета и учетной карточки больше ничего нет. А грамоты надо поискать. В военном билете все очень кратко.Также ничего интересного в учетной карточке. Вот отец Лили Гибаевой служил вместе с моим отцом. Но он теперь очень болен и ничего не соображает. Я уже Лилю загрузила этими вопросами. Она теперь тоже в одноклассниках сидит.
 
Stanislav_SemiletovДата: Пятница, 24.12.2010, 03:16 | Сообщение # 4
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Quote (Рината)
Также ничего интересного в учетной карточке.

Рината, не могу с тобой согласиться, учетная карточка члена КПСС военнослужащего очень интересный документ для тех, кто интересуется историей полков, содержащий много интересной и полезной исторической информации, связанной с прохождением службы и отображающей структурные изменения вышестоящих подразделений. В качестве наглядного примера привожу страничку из учетной карточки члена КПСС моего отца, прослужившего в Марнеули 16 лет.
Посмотри, сколько здесь интересной в плане истории информации на одной всего страничке!
Здесь и по 34-й ВА и 118 гв.иад ВВС, по Завкавказкому корпусу ПВО, по 14-му корпусу ПВО и Бакинскому округу ПВО и вся история в/ч 74511 (ОДРСО) за 16 лет

 
Stanislav_SemiletovДата: Понедельник, 03.01.2011, 14:05 | Сообщение # 5
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Тамара Власова написала, что после ВОВ в 40-вых годах ее семья и полк до Марнеули был какое-то непродолжительное время в Кутаиси, а потом все переехали в Марнеули.
Т.е. до Марнеули полк базировался в Кутаиси!
Это очень интересная и важная информация!!!
 
Stanislav_SemiletovДата: Вторник, 25.01.2011, 00:33 | Сообщение # 6
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Поступили интересные для размышления данные!
Рината Мамлеева в семейном архиве нашла групповую фотографию отца и ветеранов полка и на которой имеется подпись:
1951 год, Калинино Армянской ССР
А отец Ринаты, Мамлеев Равиль Ибрагимович в полку с 1946 года!
1950-1951-й год это крайние годы, когда полк еще летал на штурмовиках ИЛ-10 и где то в это время стал переучиваться на МИГ-15бис. С переходом на МИГ-15 полк стал базироваться в Марнеули. Мои сведения по дате перебазирования в Марнеули и переучивания на реактивную технику неточные.
А подпись дает основание предположить, что наш полк до Марнеули базировался в Калинино!
Я хорошо знаю Калинино, это родовое село моего отца, деда, прадеда и прапрадеда. В те времена это было русское молоканское село в Лорийской долине, от Марнеули относительно недалеко, километров 100 (~ 20 км южнее Дманиси). В дореволюционные времена это село тогда Воронцовка входило в Борчалинский уезд Тифлиской губернии.
Там прекрасная равнина (между Лорийским горным плато с горой Лалвар и Триалетским нагорьем) и неплохое место для аэродрома в относительной близи от турецкой границы. Тем более, что штурмовики ИЛ-10 вполне обходились укатанной грунтовой полосой.

На фото Лагутин, Петровсикий, Мамлеев (в 1 ряду справа)

 
Stanislav_SemiletovДата: Вторник, 25.01.2011, 21:21 | Сообщение # 7
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Потеребил свою одну родственницу 30гр, она припоминает, что где-то в конце 40-х - начале 50-х между Калинино и Степанованом (между ними 12 км) стоял авиационный полк.
И так, в исходных имеем два места Копитнари и Калинино.
Скорее всего и там и там полк отметился. Надо теперь искать более точные подтверждения по времени и месту
 
Stanislav_SemiletovДата: Среда, 26.01.2011, 20:39 | Сообщение # 8
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Выражаю огромную признательность Ринате. Она предоставила важный документ, проливающий свет на послевоенную историю полка.
Из этого документа следует, что 166-й полк оставался штурмовым до июля 1956 года и с этой даты стал истребительным полком!
Поскольку полк в том 56-м году дислокации не менял, а как следует из карточки, дивизия с июля 1956 года также стала истребительной, но уже 118-й гвардейской, то с вероятностью 0,95 можно утверждать, что 118-я Гв.ИАД это бывшая 10-я Гв.ШАД!!!

 
Stanislav_SemiletovДата: Среда, 09.02.2011, 23:38 | Сообщение # 9
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Я периодически мониторю интернет и всегда что-нибудь, да попадается. Но крайний раз "улов" оказался очень интересным и информативным. Открыл для себя неизвестного мне ранее интересного писателя, бывшего летчика Бориса Сотникова. Из его автобиблиографического эссэ "Как я представляю себе свою эпоху и людей, окружавших меня" следует, что с конца 40-х -начало 50-х годов Сотников служил в Кодах, где в этот период базировался 373-й бомбардировочный Берлинский авиаполк!

Цитата из автобиографии Сотникова:
Июль 1949 г. Борис Сотников:
"Но простор нам только казался простором. На самом же деле у нас было строгое направление полёта, с которого нельзя было свернуть по своему усмотрению. В кармане каждого лежало предписание явиться в штаб Воздушной Армии, размещавшийся в Баку, и мы явились туда за дальнейшим направлением и всю жизнь после этого летали только туда, куда нам приказывали.
В Баку нам дали направление (в 188-ю) бомбардировочную авиадивизию генерала Пушкина. Его бомбардировщики Ту-2 размещались на трёх аэродромах: Доляр, Сандары и Кода. Доляр был в Азербайджан, а Сандар и Кода – в Грузии, недалеко от Тбилиси по дороге на Ереван.
(третьим полком 188 БАД был один из полков либо 367-й БАП, либо
4-й Гв.БАП)"

"Мы попали, как и хотели, в Грузию, в 373-й бомбардировочный Берлинский авиаполк, который базировался на аэродроме Кода и который я описал со всеми подробностями жизни в своём романе "Рабы-добровольцы" в книге первой. В сандарском полку осталось 10 наших выпускников, приехавших на несколько дней раньше нас – Никонов, Лохматов, Лапко, Сосенко, Вавилов и другие.
Нашим полком командовал тогда майор Рогачёв – человек вежливый, интеллигентный и тихий. Таким он и остался 22 года спустя, когда мы, бывшие однополчане, встретились 18 августа 1971 года в Запорожье на острове Хортица. Все изменились к тому времени разительно и внешне и нравственно, Рогачёв же остался прежним – даже не постарел. Он никогда не пил и увлекался книгами по истории. Кажется, и по образованию он был историком и не хотел служить после войны. Полк его разваливался от деморализации и пьянства. Вот этому человеку мы и представились по прибытии от генерала Пушкина, в его полку и начали свои первые полёты и знакомства уже в должности лётчиков, а не курсантов.
Поповича направили в 1-ю эскадрилью, к капитану Чулкову, Ткача и Гриценко – во 2-ю, к капитану Антоненко, а нас с Веной – в 4-ю, к капитану Колосовскому по кличке "Пан". Что это за человек, я очень подробно изобразил в первой книге "Мрачная ночь". Думается, таков он и был на самом деле. Быт, нравы, характеры я брал из жизни, ничего от себя не прибавляя".

Это было осенью 1953 года.
"А в ноябре, когда я вернулся в часть, началось переучивание на реактивный самолёт Ил-28. Никогда не забуду первого вывозного полёта в зону на этой машине. После "медленного" Ту-2 это было чудом: машина пёрла в набор со скоростью 40 метров в секунду. В ней была мощь, красота, герметизация. Исчез привычный грохот моторов. Новейшие приборы, автопилот, сотни кнопок".

"К себе в полк (после 19 марта 1954) мы вернулись семейными людьми и тут узнали потрясшую нас новость: наш полк переводят в Доляр (Азербайджан), а меня и ещё несколько человек из полка перевели служить на Кольский полуостров, в какую-то неведомую мне Африканду – там организовывалась новая авиадивизия и нужны были лётчики, техники, штурманы".

Книга 10. Рабы-добровольцы, ч. 1

"Дальше - проще. В Марнеули на приёме у генерала мы назвали номер твоей "вэчэ", он и приказал: "К Лосеву!" Сам знаешь, дружба в авиации ценится дороже всего".

"К концу рабочего дня Дотепный выкроил время и для Медведева. Был у него на этого майора один дальний прицел…
- Дмитрий Николаевич, а как вы смотрите на учёбу в дивизионной партшколе? - задал он вопрос инженеру после небольших предварительных расспросов. - Не думали о таком?
- Да нет, как-то не думал. - На лице Медведева было удивление. - Ленина, Маркса - я и сам, дома читаю. Зачем мне ещё ездить за этим в Марнеули?"

Военный билет Мартынова Фрола Егорыча.
По его записям я предполагал, что 650-й БАП в 1950-м расформировали.
Сотников внес существенную поправку.

Сопоставляя имеющиеся у меня документы и материалы с данными из книжек Сотникова удалось кое-что уточнить и получить следующие выводы и новые сведения:

1. 373-й БАП в Кодах, 650-й БАП в Марнеули и 367-й БАП в Доллярах входили в 188-ю бомбардировачную авиадивизию со штабом дивизии в Марнеули. Командир дивизии бессменный со времен ВОВ Герой Советского Союза генерал-майор Пушкин Анатолий Иванович. Полки дивизии летали на ТУ-2 и, что новое и интересно, в 1953 году пересели и стали переучиваться на реактивный бомбардировщик ИЛ-28.

2. Известно (см. выше), что в Марнеули до 166-го авиаполка сидел 650-й БАП.
Поскольку из автобиблиографии следует, что Сотников служил в Кодах в 373-м БАП авиадивизии Пушкина с лета 1949 и по март 1954 года (пока не вывели дивизию и ее полки), то соответственно:
а) это была 188-я БАД;
б) штаб 188-й авиадивизии располагался в Марнеули;
в) дивизия и 650-й БАП стояли в Марнеули по март 1954 года.

Т.е. наш 166-й авиаполк объявился в Марнеули в апреле 1954 года!

 
Stanislav_SemiletovДата: Среда, 09.02.2011, 23:49 | Сообщение # 10
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Да, советую почитать книжки Сотникова, очень здорово пишет о летчиках, о жизни в гарнизоне, о любьви и лирике smile

http://www.svistok.ru/users/sotnikov

7 случаев из жизни лётчика Бориса Сотникова

 
Stanislav_SemiletovДата: Четверг, 10.02.2011, 09:49 | Сообщение # 11
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Quote (Sanslav)
1. 373-й БАП в Кодах, 650-й БАП в Марнеули и БАП в Доллярах входили в 188-ю бомбардировачную авиадивизию со штабом дивизии в Марнеули. Командир дивизии бессменный со времен ВОВ Герой Советского Союза генерал-майор Пушкин Анатолий Иванович.

Получается, что финские домики в городке и в Кодах построили при Пушкине!
И особняк ему в городке генеральский по "спецпроекту" тож отстроили в тоже время (который стал позже в 60-х детским садом) smile
 
РинатаДата: Суббота, 12.02.2011, 21:24 | Сообщение # 12
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 2
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Стас, молодец! Огромное спасибо за твои исследования. Вот некоторые мои дополнения. Моя мама и бабушка приехали в Кутаиси в 1947году к маминому брату ТагировуТ., который служил в этом полку. Позже мама познакомилась с моим папой, который был подчиненным моего дяди. Вскоре они поженились. К сожелению дяди тоже нет в живых. Он прошел войну с 1941-1945г.г. После Кутаиси его перевели на Украину, под Житомиром в Скоморохах он служил.
 
Stanislav_SemiletovДата: Понедельник, 28.02.2011, 10:12 | Сообщение # 13
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
На авиабазе поступило такое вот сообщение от PPV:


Sanslav> ... а) это была 188-я БАД;
Sanslav> б) штаб 188-й авиадивизии располагался в Марнеули;
Sanslav> в) дивизия и 650-й БАП стояли в Марнеули по март 1954 года.
Sanslav> Т.е. наш 166-й авиаполк объявился в Марнеули в апреле 1954 года!

Станислав, Ваши догадки совершенно справедливы, разрешите добавить:
Дивизия сформирована в 1944 г. в Подольске на Пе-2; участвовала в ВОВ с 08.1944 в составе 15 ВА (Прибалтика), а с 04.1945 - в составе 16 ВА (Германия); после ВОВ перебазирована под Тбилиси в Зак.ВО; прошла переучивание на Ту-2, а затем - на Ил-28;
К 1953 году 188 БАД базировалась на Сандар, сама дивизия входила в состав 36 ИАК 42 ВИА Бакинского округа ПВО. В составе дивизии - 3 полка, 367 БАП (Далляр), 373 БАП (Кода) и 650 БАП (Сандар). В ноябре 1953 года 36 ИАК расформирован, а 188 БАД передана в состав ВВС.

http://forums.airbase.ru/2011....2386932

 
Stanislav_SemiletovДата: Понедельник, 28.02.2011, 10:33 | Сообщение # 14
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
В Кодах, уж не помню, кто там стоял после после БАП в 60-80-х годах, но сейчас там тоже городок как Сталинград в 1945-м :((
 
Stanislav_SemiletovДата: Вторник, 08.03.2011, 17:26 | Сообщение # 15
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Петрович написал:
Благодаря отцу мне пришлось побывать во многих городах Армении, Азербайджана, Грузии ,Его жажда к путешествиям была неуемной как только выдавался свободный день это была или рыбалка или поездки на машине.
Частенько бывали в Калинино и там действительно стоял наш 166 полк послевоенные годы, это по дороге на Кировокан, Спитак справой стороны трассы было поле с остатками построек.


Хочу добавить, что еще мне удалось узнать в этой части, потеребив родственников и земляков из Калинино.
Что мы имеем:
В Саратовке, это в 6-ти км к югу в сторону Степанована (шоссе на Кировокан, теперь это Ванадзор), есть в настоящее время гражданский аэродром-аэропорт местного значения. Гражданский он уже достаточно долго и давно. Как долго - пока выяснить не удалось. Были ли там военные авиаторы? Точно пока никто не подтвердил.

Другая версия, удалось выяснить, что после войны авиационный полк (военные) стоял рядом (не доезжая) с селом Благодарное! Это в 8-ми км от Калинино к западу по прямой дороге на Ленинокан (теперь Гюмри, где нонче стоит сейчас наша авиабаза в Армении).
Более того, со второй половины 50-х и все 60-е там функционировал запасной аэродром вроде как Вазианского полка. Это типа как у нашего полка в те же времена был в Гиндархе (Азербайджан) тоже свой запасной аэродром.

К сожалению в Гуглокосмосе пока нет снимка района Калинино с высоким разрешением, чтоб поискать остатки аэродрома sad
Правда ВПП в Саратовке грубо так можно углядеть
 
Форум » Аэродром Сандар и Марнеульский гарнизон » Аэродром Сандар и Марнеульский гарнизон » Внеси свой вклад в летопись боевой истории полка (Обсуждаем летопись боевой истории полка)
  • Страница 1 из 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Поиск:

Создать бесплатный сайт с uCoz