Я периодически мониторю интернет и всегда что-нибудь, да попадается. Но крайний раз "улов" оказался очень интересным и информативным. Открыл для себя неизвестного мне ранее интересного писателя, бывшего летчика Бориса Сотникова. Из его автобиблиографического эссэ "Как я представляю себе свою эпоху и людей, окружавших меня" следует, что с конца 40-х -начало 50-х годов Сотников служил в Кодах, где в этот период базировался 373-й бомбардировочный Берлинский авиаполк! Цитата из автобиографии Сотникова:
Июль 1949 г. Борис Сотников:
"Но простор нам только казался простором. На самом же деле у нас было строгое направление полёта, с которого нельзя было свернуть по своему усмотрению. В кармане каждого лежало предписание явиться в штаб Воздушной Армии, размещавшийся в Баку, и мы явились туда за дальнейшим направлением и всю жизнь после этого летали только туда, куда нам приказывали.
В Баку нам дали направление (в 188-ю) бомбардировочную авиадивизию генерала Пушкина. Его бомбардировщики Ту-2 размещались на трёх аэродромах: Доляр, Сандары и Кода. Доляр был в Азербайджан, а Сандар и Кода – в Грузии, недалеко от Тбилиси по дороге на Ереван.
(третьим полком 188 БАД был один из полков либо 367-й БАП, либо
4-й Гв.БАП)"
"Мы попали, как и хотели, в Грузию, в 373-й бомбардировочный Берлинский авиаполк, который базировался на аэродроме Кода и который я описал со всеми подробностями жизни в своём романе "Рабы-добровольцы" в книге первой. В сандарском полку осталось 10 наших выпускников, приехавших на несколько дней раньше нас – Никонов, Лохматов, Лапко, Сосенко, Вавилов и другие.
Нашим полком командовал тогда майор Рогачёв – человек вежливый, интеллигентный и тихий. Таким он и остался 22 года спустя, когда мы, бывшие однополчане, встретились 18 августа 1971 года в Запорожье на острове Хортица. Все изменились к тому времени разительно и внешне и нравственно, Рогачёв же остался прежним – даже не постарел. Он никогда не пил и увлекался книгами по истории. Кажется, и по образованию он был историком и не хотел служить после войны. Полк его разваливался от деморализации и пьянства. Вот этому человеку мы и представились по прибытии от генерала Пушкина, в его полку и начали свои первые полёты и знакомства уже в должности лётчиков, а не курсантов.
Поповича направили в 1-ю эскадрилью, к капитану Чулкову, Ткача и Гриценко – во 2-ю, к капитану Антоненко, а нас с Веной – в 4-ю, к капитану Колосовскому по кличке "Пан". Что это за человек, я очень подробно изобразил в первой книге "Мрачная ночь". Думается, таков он и был на самом деле. Быт, нравы, характеры я брал из жизни, ничего от себя не прибавляя".
Это было осенью 1953 года.
"А в ноябре, когда я вернулся в часть, началось переучивание на реактивный самолёт Ил-28. Никогда не забуду первого вывозного полёта в зону на этой машине. После "медленного" Ту-2 это было чудом: машина пёрла в набор со скоростью 40 метров в секунду. В ней была мощь, красота, герметизация. Исчез привычный грохот моторов. Новейшие приборы, автопилот, сотни кнопок".
"К себе в полк (после 19 марта 1954) мы вернулись семейными людьми и тут узнали потрясшую нас новость: наш полк переводят в Доляр (Азербайджан), а меня и ещё несколько человек из полка перевели служить на Кольский полуостров, в какую-то неведомую мне Африканду – там организовывалась новая авиадивизия и нужны были лётчики, техники, штурманы".
Книга 10. Рабы-добровольцы, ч. 1
"Дальше - проще. В Марнеули на приёме у генерала мы назвали номер твоей "вэчэ", он и приказал: "К Лосеву!" Сам знаешь, дружба в авиации ценится дороже всего".
"К концу рабочего дня Дотепный выкроил время и для Медведева. Был у него на этого майора один дальний прицел…
- Дмитрий Николаевич, а как вы смотрите на учёбу в дивизионной партшколе? - задал он вопрос инженеру после небольших предварительных расспросов. - Не думали о таком?
- Да нет, как-то не думал. - На лице Медведева было удивление. - Ленина, Маркса - я и сам, дома читаю. Зачем мне ещё ездить за этим в Марнеули?"
Военный билет Мартынова Фрола Егорыча.
По его записям я предполагал, что 650-й БАП в 1950-м расформировали.
Сотников внес существенную поправку.
Сопоставляя имеющиеся у меня документы и материалы с данными из книжек Сотникова удалось кое-что уточнить и получить следующие выводы и новые сведения:
1. 373-й БАП в Кодах, 650-й БАП в Марнеули и 367-й БАП в Доллярах входили в 188-ю бомбардировачную авиадивизию со штабом дивизии в Марнеули. Командир дивизии бессменный со времен ВОВ Герой Советского Союза генерал-майор Пушкин Анатолий Иванович. Полки дивизии летали на ТУ-2 и, что новое и интересно, в 1953 году пересели и стали переучиваться на реактивный бомбардировщик ИЛ-28.
2. Известно (см. выше), что в Марнеули до 166-го авиаполка сидел 650-й БАП.
Поскольку из автобиблиографии следует, что Сотников служил в Кодах в 373-м БАП авиадивизии Пушкина с лета 1949 и по март 1954 года (пока не вывели дивизию и ее полки), то соответственно:
а) это была 188-я БАД;
б) штаб 188-й авиадивизии располагался в Марнеули;
в) дивизия и 650-й БАП стояли в Марнеули по март 1954 года.
Т.е. наш 166-й авиаполк объявился в Марнеули в апреле 1954 года!