Добрый день всем участникам форума.Хочу внести свою посильную лепту в историю служба в Марнеули.Я благодарен судьбе,что мне пришлось пройти хорошую школу жизни в в\ч74511.1975-1977г.За не понятной(может некоторым) абвиатуре названия нашего дивизиона скрывается сложный "механизм" обеспечения полка радио-элетронной службой.Это РАДИОЛОКАЦИЯ И РАДИОНАВИГАЦИЯ.Мне довелось служить в коллективе,где высокий уровень технических знаний и высокая требовательность командиров.Служил на должности начальника смены РСП.Это комплекс системы посадки самолётов.Думаю,что лётный состав не раз был нам благодарен за благополучную посадку.Мы "принимали" самолёты от штурманов ,примерно.за 90 км. от аэродрома и "доводили их до визуального контакта пилота с полосой посадки.На нашем аэродроме это требовало особой внимательности,т.к.на посадочном курсе был поворот на 90 градусов.А учитывая горный ланшафт-строгое соблюдение глиссады,вертикальной скорости снижения.Пилоты получали от нас полную информацию и следовали командам РП(руководителя посадки) .Упрвление шло прямо из машины радиолокатора.Добавлено (29.10.2014, 13:19)
---------------------------------------------
Продолжу.Мне довелось служить под руководством двух командиров части:п\п Григораш и м-р Венецкий (в то время).Оба отличались высокими требованиями как к себе так и к личному составу.И это было ПРАВИЛЬНО.В первую очередь с точки зрения безопасности полётов.Это НАСТОЯЩИЕ офицеры и профессионалы.На таких держалась служба.Обеспечение полётов,постояные профилактические работы,учёба и проверка техники.Офицерский состав и прапорщики с пониманием относились к высоким требованиям командира и несли службу достойно.За период 1975-1977г. по нашей службе не было даже предпосылки к л\п(лётному происшествию).Это результат работы всего коллектива.Сложности с технической точки зрения конечно возникали.И первопричина-весь аэродром запитывался электроэнергией от города....Довольно частые отключения ...Локатор-не телевизор,сам не включится после включения электричества.Привести его в рабочий режим-большой процесс,требующий в первую очередь ВРЕМЕНИ.А в это время идут полёты,самолёты идут на посадочном курсе...Лётчикам нужна точная информация о режиме посадки.Конечно у нас стоял дизель-генератор на такой случай.Боец во время полётов постоянно находится около него и обязан запустить его в работу при пропадании электричества ,переключив на локатор.
Добавлено (29.10.2014, 13:47)
---------------------------------------------
За эти секунды нам нужно привести в исходное состояние не один десяток тумблеров и ручек регулировки(иначе локатор не включится).После включения нужно вывести все блоки в рабочий режим.Особенно важно приёмное устройство локатора.От правильной его настройки зависит-ВСЕ ЛИ САМОЛЁТЫ БУДУТ ВИДНЫ.Весь этот срочный процесс требовал большого напряжения и нервов.РП(руководитель посадки ) тоже был в это время как "на иголках".Пилоты от него ждали информацию ...Отдать должное-никто не орал и не матерился в такие моменты.Понимали,что это не ускорит процесс.Спокойно выдохнуть -после посадки последнего самолёта.А полёты часов на пять в среднем...А ночные,а в СМУ(сложные метео условия)...Постоянная концентрация внимания,высокая ответственность.Признаюсь честно,мне приходилось ,наверное, тяжелее чем коллегам в силу небольшого опыта(только приехал после училища гражданской авиации),и молодости... Всю дальнейшую жизнь с благодарностью вспоминаю всех коллег,они с пониманием ко мне относились,передавали мне свои знания и опыт.Это техник- прапорщик Шостка Виталий(очень опытный специалист),начальник РСП ст.л.Взводов(только перевёлся из Курилл),РП к-н Феденко,к-н Саблин(человек с очень высоким чувством юмора и оптимизма)-конечно профи.Жаль,что время неумолимо выдавливает из памяти фамилии и имена коллег.Многих бы хотелось вспомнить добрым словом.
Добавлено (30.10.2014, 11:24)
---------------------------------------------
Ещё не много впечатлений от службы в Марнеули.Повторюсь,что с коллективом мне очень повезло.Практически все(так не часто бывает) были доброжелательны друг к другу.Тяготы службы сплачивали.Даже не припомню проблемного случая в отношениях.Для меня были сложности ,так скажем,не служебного плана.Приехал из Риги в Марнеули.....Климат очень жаркий,бытовые условия в гостиннице гарнизона оставляли желать лучшего.Да и сам гарнизон не впечатлил...В моём понимании военный городок -образец культуры,внешнего порядка .Проходил ведь сборы на аэродроме Румбула в Риге,было с чем сравнить.Там уровень выше значительно.Местное население в Марнеули имеет свою специфику...Долго привыкал не обращать внимания.Весна конечно там-это что-то очень красивое.Склоны просто покрыты сплошным ковром из красных маков.Не забываемое зрелище.К лету всё кругом выгорает,даже листья с деревьев опадают,как осенью.Жара,кстати,сказывалась и на работе.Даже если снаружи в тени +30гр.,то в помещении РСП все 40-50гр. Приходилось нарушать устав по форме одежды,раздевались до пояса.Вентилятор обдува почти не включали,т.к. горячий воздух обжигал тело(как в парилке бани).Это вносило коррективы в график полётов.Летом в основном полёты проходили с раннего утра-до 10-11 часов.И с 17 часов -до 22 ч.вечера.Днём затишье.Отдать должное разработчикам и производитеям на заводе при сборке РСП.Техника достойно выдерживала жару.Кстати,почти все радио-детали локаторов имели спец маркировку-маленькую красную звёздочку.Они имели наилучшие параметры надёжности.Остальные детали на заводе шли на сборку бытовой техники..Основную жару в локаторе производил конечно блок передатчика.Там стояли электро лампы величиной с 3-х литровую банку....Но всё было сделано надёжно,добротно.
Добавлено (30.10.2014, 12:00)
---------------------------------------------
НЕ забывается один случай во время полётов,связанный именно с ПРД(передатчик локатора).И совпало так,что почти вся эскадрилия возвращалась из зон,где работали.Не кучей конечно,цепочкой...Руководитель посадки,по-моему к-н Коломиец, спокоен,всё идёт штатно.Помогаем садить сушки.Кто-то на посадочном курсе,кто-то на подходе.И тут ...выключается весь РСП....Ну послал Боженька мне испытание.....Опытного Виталия(Шостка) не было...Отдаю себе должное-быстро сообразил,что причина-из-за блока ПРД.Быстро приношу из соседнего РСП(он выключен) такой блок,подключаю и.....РСП всё равно не включается....Все уже на ушах как говорится....Мне уже боец докладывает,что к РСП несётся командирская машина...Обычно п\п Григораш находится на КП.Ситуация более чем сложная.РП просит-сделай что-то...Самое время переходить на второй комплект РСП,но его нужно запустить и главное-ПРОГРЕТЬ.Обычно локаторы хорошо работают после прогрева 2-3 часа....Если сразу,то чувствительность(обнаружение целей) хуже.Слава Богу я тут же сообразил,что ПРД не включается из-за БЛОКИРОВКИ в самой раме локатора.Т.е.блок ПРД не имеет жёсткой связи с основной рамой.Нужно было замкнуть щель в 2-3 милиметра...Просто вставить какую-то шайбу...И тут появляется п\п Григораш....Благодарен ему,что он не стал кричать и вставлять.....Я у него попросил 5-ти копеечную монету.Он не сразу понял что я прошу и главное -зачем это здесь в этой ситуации...Буркнул:ВОТ НИЩИЕ,,,,но достал кошелёк и дал как раз пятак.Вставляю пятак внутрь локатора,подключаю блок ПРД запускаю....ВСЁ ЗАРАБОТАЛО!!!!!!Закрутилось.Конечно за это время(в целом не долго) 2-3 сушки сели и без нас.Видимо штурмана помогли довести.Да и днём это было,плюс ПМУ(простые метео условия).После смены полётов хотел отдать командиру пятак,но не рискнул....Впрочем "разбора полётов" никто не избежал....Но это было для нас уже привычно...Главное,что всё закончилось нормально.