Четверг, 28.03.2024, 13:57
166-й гвардейский Краснознаменный авиаполк

Аэродром Сандар (Марнеули)

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 5 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Форум » Аэродром Сандар и Марнеульский гарнизон » Аэродром Сандар и Марнеульский гарнизон » Внеси свой вклад в летопись боевой истории полка (Обсуждаем летопись боевой истории полка)
Внеси свой вклад в летопись боевой истории полка
Stanislav_SemiletovДата: Четверг, 18.02.2021, 23:13 | Сообщение # 61
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Сопоставляя ряд документов получаем документальное доказательство того, что 10-я штурмовая Воронежско-Киевская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова авиационная дивизия, в/ч 49782 (в состав которой входил наш полк) в хрущевское реформирование 1956-го года была преобразована в 118-ю гвардейскую истребительную дивизию:

Первый документ от мая 1945-го года, где указаны дислокация дивизии и номера полевой почты ее полков и второй документ - наградная книжка ветерана полка и участника ВОВ гв.старшины Мартынова Фрола Егоровича, где приказом от 31 января 1958-го года о награждении медалью "За безупречную службу" III-й степени подписана командиром в/ч 49782 гв.полковником Бутурлиным Ф.Т. Третий документ это послужной список ветерана полка гв. подполковника Мамлеева Равиля Ибрагимовича. С 1954-го по 1959-й год в/ч 49782 по июль 1956-го это 10-я гв.шад и затем она же по май 1959-го года уже 118-я гв.иад!


https://sandar.ucoz.ru/_ph/87/416957886.jpg?1613679030



 
Stanislav_SemiletovДата: Пятница, 26.02.2021, 14:33 | Сообщение # 62
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Очень интересное интервью с бывшим командиром нашего полка гв.генерал-лейтенантом Басовым Анатолием Ивановичем:
Интервью с генерал-лейтенантом Басовым А.И.



Анатолий Иванович Басов - человек очень не ординарный. И не только потому, что его карьера сложилась успешно, и ему довелось стать свидетелем многих ключевых событий, испытаний и переделок в истории страны, которые он прошел с честью! После увольнения из ВВС Басов переучился на гражданский самолёт Ту-134 и летал обычным линейным лётчиком, командиром экипажа, причём уже в солидном возрасте, перевозил пассажиров. 54 года летной практики, крайний полет КВСом на 72-м году!
 
Stanislav_SemiletovДата: Пятница, 26.02.2021, 15:03 | Сообщение # 63
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Выдержки из интервью:

– А как Вам Су-15?

Су-15 сыграл определенную роль, хоть его и называли «Офицерский кортик», потому, что у него тогда было на вооружении только две ракеты. После доработали под малые ракеты ближнего боя, потом подвесные пушечные контейнеры. А в последующем, уже когда я командовал полком в Гудаутах, мы первыми осваивали на Су-15ТМ бомбометание. Это Закавказье, полигон был на берегу моря, бомбили…
После с этим полком я ушел на Чукотку, и там организовали полигон. Там и стреляли из пушек, и бомбили, и вели воздушные бои, перехваты.
Я скажу, что нас проверяла инспекция министра обороны, и мы с коллиматорным прицелом спокойно сбили три мишени Ла-17. Не ракетами, а именно пушками. Обстановка была приближена к боевой. Под Тбилиси – Марнеули аэродром. Поднимаешь из дежурного звена пару истребителей. Я как командир полка на командном пункте руковожу, и ставят мне задачу:
– Сбить мишень Ла-17 из пушек.
Я ставлю задачу, говорю:
– Действуем, как учили!
Подбадриваю. Летчик с первой атаки мишень сбивает. Инспектора нам не поверили, а посадку пара производит в Красноводске. Заправляют самолеты, техники заряжают пушки опять, опять поднимаю:
– Повторить!
Опять сбили. Ну, там, кроме этого, они еще работали с большой ракетой Р-98 и малыми ракетами Р-60 – все задачи выполнили.
А на следующий год, через некоторое время после того, как я был переведен в Гудауту, мы тоже пришли на учения. Опять ставят нам мишень, и мы из пушек сбиваем опять.
– Мишень из пушек сбить!
Мы ее сбиваем на малой высоте, на предельно малой сбиваем ракетами. В стратосфере по парашютикам, это эквилибристом надо было быть, чтобы сбить эту мишень. ВРП-М запускалась на высоту, допустим, 22-23 километра, там раскрывался типа висящей бомбочки на парашюте, и она с вертикальной скоростью 30 м/с идет вниз. И вот нужно было обнаружить цель, захватить и пустить ракету за секунды с кабрирования. Я один раз не успел, пришлось с перевернутого положения пускать ракету. Ничего – получилось.



https://sandar.ucoz.ru/_ph/46/339763125.jpg
Аэродром Марнеули. Разбор полётов в ходе лётно-тактического учения 166-го Гв.ИАП

– Все-таки первые впечатления о Су-15.

Возможности гораздо больше.

– Почему спрашиваю, потому, что у Сухого с Су-7, Су-9 и Су-11, были достаточно большие сложности в освоении. Су-9 побилось в первых полках много, а Су-15…

Видите ли, тогда у Люльки двигатели были еще не очень доведенные. АЛ-7Ф двигатель был проблематичный, он стоял и на Су-7, и на Су-9, и на Су-11, там различались модели радиолокационными станциями. А на Су-15 поставили двигатели Р-11, как на МиГ-21, Туманского. Они были более надежны, потому, что были двухвальные, а у Люльки были одновальные, и там были ленты перепуска, и передняя сверхзвуковая ступень, все это играло роль противопомпажную. А двухвальный – он эту проблему (перепуска и сверхзвуковой ступени) решал очень хорошо за счет разности оборотов низконапорной ступени и высоконапорной, и этим ликвидировал помпажные явления.
После Сухой перешел на двигатель АЛ-21, АЛ-31 – сейчас движки доведенные, хорошие.
Как говорится, «детская болезнь», и пройти этот рубеж надо было, а это связанно было с человеческими жертвами. Но без знаний–познаний ничего природа так не отдает свободно, это нужно постичь.

– То есть Су-15, это уже?

Да, это была следующая ступень, на более высоком уровне, и она сыграла свою роль. У Микояна это был МиГ-19, после МиГ-21 появился, и кажется в 1967 году, МиГ-23-й уже на параде показан в Домодедово. МиГ-23, как выражался один знакомый летчик-испытатель, учились вместе, на год раньше выпустился:
– Этот самолет рассчитан на среднего летчика-испытателя, а мы ими заполонили столько частей…
И действительно, машина была несколько аварийная, потому, что аэродинамика сразу трех самолетов – прямое крыло, стреловидное, и промежуточное. Этот переход по пилотированию не каждому летчику давался.

– С Су-15 было две истории широко известные, глубоко печальные, и обе с Корейскими авиалиниями связанные. Это Осипович – в 1983, и в 1978 – здесь, под Архангельском…

И тот, и другой случай я знаю. Первый сбил Босов. Некоторые путают и пишут «Басов». Там Босов Александр сбил, его подняли с Килп-Явра. Был сбой в системе LORAN, это навигационная система американская, и Боинг-707 повело в противоположную сторону. Они вышли на Кольский полуостров. После перехвата кореец не выполнил указания о посадке на наш аэродром, пытался удрать. Командующий корпусом ПВО был Царьков, он дал команду сбить, и Босов второпях пустил ракету с близкого расстояния. Радиовзрыватель не взвелся, ракета попадает в крыло, и распарывает крыльями обшивку. А у этого Боинга было сотовое наполнение, как пчелиные соты. Эта фольга, образно говоря, наполняет весь экран, на радиолокаторе, ну – шлейф, и не видно ни того, ни другого. Когда это произошло, капитан лайнера принял решение садиться на озеро. Он сел на лед озера и выскочил на остров. Самолет переломился. Из-за перелома двух китайцев придавило, а остальные все живы были.
А с Осиповичем… Это была чисто авантюра Рейгана. Крутился там регулярно в районе Камчатки – Елизово RC-135, и, когда подошел Боинг-747, он нырнул под него, а на следующем повороте РЛС уже захватили 747, который пошел через Камчатку. Офицер наведения неправильно оценил ситуацию. В общем, отдали его на Сахалин как RC-135. Там подняли Гену Осиповича… В прошлом году он умер, сахарный диабет. Мы вместе учились в училище, в одном взводе были, вместе и пришли на Дальний Восток, в Чугуевку, а после я ушел в академию, а он ушел на Южно-Сахалинск… Он как раз дежурил 31 августа, и вот его подняли, навели. Многие говорят (журналисты):
– Как Вы не могли определить тип самолета?
А я задаю встречный вопрос:
– Вы едете ночью в машине со скоростью 110 километров, и впереди идет машина. У вас пропадает свет, и у той выключаются габаритные огни. Что вы будете делать, какие действия предпримите? Сразу тормозить начнете, потому, что не видно, ночь.
Хорошо если луна и прочее, а так темная ночь.
И приказ «по гражданским бортам огня не открывать». А его выдают как RC-135. Это не гражданский, хотя и похож, это разведчик, и он идет. И вот, когда Осиповича навели, а его подняли с пушками, ему приказали:
– Дайте ему предупредительный.
Он дает очередей несколько, а тот не реагирует. Хотя по курсу полета видно, когда трасса идет трассирующих снарядов. Дежурный Сахалинской дивизии ПВО засомневался, что делать? Только когда приказ Корнукова, начальника авиации на Сахалине, тоже я его хорошо знаю... Геннадий захватывает, выдается «ЗГ», а ему говорят:
– Обождать.
И он правильно в данный момент сориентировался, он берет и выключает "Н" накал. А потом ему приказывают:
– Уничтожить!
Он включает опять "ЗГ", "ПР" выдает, пускает 2 ракеты, и сбивает.

– По Вашему мнению, чья здесь ответственность – зам. комдива, который дал команду, или Осиповича, который это сделал?

Нет, Гена выполнил приказ. Ему была дана команда «сбить». Так же, как летчик Куляпин таранил в 1981-ом году борт CL-44, который зашел с Ирана, дошел до Севана, там произвел разведку и стал уходить. Долгое время борт сопровождали, сперва один, потом второй наш истребитель. И он был третьим истребителем – Куляпин, тоже его сопровождал. Оставалось 22 километра, чтобы оттянуться, чтобы расстояние было для пуска ракеты. А он вылетел на борту, который стоял "по шарам", а на них пушки не вешали. Три истребителя стоят с пушками, а четвертый с ракетами по шарам. Ему дали команду, и он таранил.
И Осипович сбил. Тут катавасия пошла… Гену потом журналисты заклевали.

– А почему Куляпину Героя не дали?

Это обидная история. Я был в Гудаутах, а за меня остался Попов. Он написал представление на Героя Советского Союза, но один «товарищ» из командования ЗакВО перечеркнул представление, и написал "Боевого Красного Знамени". А Героя он себе отписал. Но после разбора ситуации его вычислили и сняли. А представление на Куляпина ушло наверх как "Красное Знамя". Его и утвердили.
 
Stanislav_SemiletovДата: Пятница, 26.02.2021, 15:26 | Сообщение # 64
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
– Какие годы, на Ваш взгляд, были самые напряженные в плане нарушений?

Ну, я скажу, что нарушения – они всегда были. И то, что сейчас американцы воют, когда наши вокруг них ходят, так я скажу, мы в свое время работали по американцам более дерзко, более жестко. Я помню, мы так подзажали A3D. Раз – ныряет вниз, и выводит прямо над водой в Японском море. Круги, шлейф пошел за ним, ну, удирает на малой высоте.
Всегда они старались приходить тогда, когда были очень неблагоприятные погодные условия. Были такие случаи, что поднимают – а здесь туман, и куда ты пойдешь, когда ты его сопроводил? А ты должен выполнить задачу – не допустить нарушения. Как только подходит к стокилометровой зоне, так его уже берешь на сопровождение до удаления 12 миль от берега. Если только он пересекает линию, ты должен его сразу же сбить, вот вся тактика в этом вопросе. Так вот от 100 до 24 километров, образно говоря, идет борьба: кто кого обманет, проявит свое искусство в этом вопросе, чтобы у того сдали нервы, и он не смог выполнить свою задачу по разведке. Вытесняешь его как можешь.

– Кстати, понятно, что ставилась вам задача «выдавить». Но в чем была основная задача летчика, в том, чтобы его выдавить, или в том, чтобы его заманить и сбить?

В том, чтобы выдавить. Понимали обстановку, ответственность в этом вопросе, и знали, к чему это может привести, поэтому действовали ответственно и в пределах разумного.

– Нет большего пацифиста, чем военный? Потому что он знает, к чему это приводит?

Да, поэтому идеологически нас воспитывали в этом плане, чтобы решать проблему…

– И все-таки, по большому счету, в год сколько нарушений было на Вашем участке?

Не нарушений, а попыток, потому что нарушение – ты должен сбить. А когда ведет разведку, на той дистанции, на которую он может подобраться, ты его сопровождаешь. Знаешь, где у них стоят фотоаппараты, потому, что еще и фотографируют, знаешь, где обзора бокового станции. Раз ты знаешь – ты создаешь помехи обзору своим самолетом. И я скажу, что иногда было по дежурствам налету больше, чем в плановых полетах за весь месяц.

– То есть, они все время, постоянно где-то рядом болтались?

Да. Если ты в месяц тогда по нормам примерно налетывал 10-15 часов, то на боевом дежурстве ты тоже летаешь около 15 часов. Если ты летаешь в высотном костюме, ты можешь сделать только три полета в день, больше нельзя, тебя меняют на боевом дежурстве.

– Это потому, что медицина не разрешает, или просто физически не в состоянии?

Медицина. А если Родина скажет, здесь уже ты минимум пять полетов запросто сделаешь.

– Опять же Дальний Восток. Не могу не коснуться Беленко, МиГ-25. Вам эту историю рассказывали, доводили?

Понимаете, я читаю в прессе, интернете, не правильно это освещают. Я был командиром эскадрильи, и у меня были летчики, которые учились вместе с Беленко, и они… В прессе не пишут, почему именно Беленко это сделал? Да потому, что (в то время все молчали) до того, как еще Беленко убежал, на Л-29 улетел Сафонов в Иран, летчик-инструктор, и под Тегераном он сел. Где-то вдоль трассы, точно не помню. И его после забрали, привезли в посольство, потом переправили в Израиль. У него была мать в Израиле, и этот Сафонов осуществлял переписку с ней. Она обозначила время, когда он будет удирать. И когда с Израиля его ЦРУ забрало к себе в штаб, русский отдел, специалисты Сафонова много месяцев допрашивали. Он рассказывал всю подноготную о нашей армии: о системе подготовки, об отношении, ну, все буквально по ниточкам. И когда он рассказывал про курсантов и характеризовал Беленко, ЦРУ сделало вывод, что это будущий предатель. И ведь они на него вышли, когда он был на четвертом курсе.

– Короче они его обсчитали…

Они его рассчитали, ему дали задание. Но, надо отдать должное, что наши особые органы всю группу, которая была с Сафоновым, от границы увели, и Беленко оказался в Ставропольском училище, летчиком на Су-15. Он оттуда бомбардировал рапортами, что он хочет в действующие части на новую современную технику.

– Ну, короче говоря, попал он на МиГ-25 и удрал.

Да, это позорное пятно легло на 530-й полк, в котором я начинал службу… А он сел именно на этот аэродром, потому что когда удирал, на него стали наводить два F-1, это японский истребитель. Он оторвался от них, но потерял ориентировку, выскочил на Хоккайдо, увидал гражданский аэропорт с ВПП 1400 метров, и принял решение садиться. Выкатывается и подламывает носовую стойку, потому что для МиГ-25 нужно было 2500.

– Вы на Дальнем Востоке полетали, дальше Вас…

Я поступил в Академию Гагарина в Монино, отучился три года. Я вам скажу, что эти знания во многом мне позже помогли выжить, образно говоря, в новой системе. В 1979-ом году произошла «брежневская реформа». И когда все передали в округа, из четырнадцати командиров полков Бакинского округа ПВО, а я тогда был командиром полка в Марнеули, это 166-й истребительный авиационный полк краснознаменный…

– Это тоже на Су-15?

Да. Из этих четырнадцати, "выжили" двое – я и Толька Жуков, который командовал МиГ-25 в Насосной, а остальных уволили. Потому, что задачи ставились объемные, с системой ВВС. А там это не перехваты, это работа по поддержке войск, это ВВС, задачи ставились более широко. И вот потому, что я учился в академии Гагарина, всю тактику истребительной авиации я уже на деле применял, будучи в новой системе.
Этот кругозор во многом мне помогал, и я дошел до командующего воздушной армией. И когда меня назначал Ефимов, он главкомом ВВС был, сказал:
– Ты – первый ПВОшник, который идет командовать истребительной дивизией ВВС.

– В СССР и РФ то и дело ИА ПВО то присоединяли к ВВС, то отсоединяли. На Ваш взгляд, где место ИА ПВО?

Военная наука все время развивалась, появлялись новые тактические и стратегические представления, поэтому и подчинение войск ПВО зависело от текущей доктрины как нашей, так и наших вероятных противников. А сейчас еще приходится учитывать и экономические факторы содержания полков.

– Скажите пожалуйста, в каком году Вы пришли в 166-й полк?

В 166-й полк я пришел в 1978 году в Марнеули.

– Были ли особенности у полетов в горной местности? Сложности с РЛС покрытием, аэродромной сетью?

Да, в горах летать не просто. Требовался тщательно подготовленный летный состав, радиолокационного покрытия, визуальных постов наблюдения. Это очень сложный процесс, за полчаса не расскажешь.

– Там атмосфера была такая же, как на Дальнем Востоке, по напряженности или помягче?

Я бы сказал, даже жестче. С Ирана много было провокационных полетов, прямо провокационных.

– Насколько я помню, там за лет десять три или четыре самолета было сбито.

Вообще-то да. Там был таран, там было даже два тарана. Елисеев, сбил в 1973-ем году спарку F-5, вылетел с Вазиани, он на МиГ-21 был. Погиб при таране. Наш таран Куляпина, он на Су-15 простом. Затем были сбиты в Ак-Тепе два вертолета иранских. Напалков – командир полка руководил расчетом, а зам командира эскадрильи взлетел по дежурству. Навели на четыре вертолета, два завалил, молодец, а два успели удрать.
 
Stanislav_SemiletovДата: Пятница, 26.02.2021, 15:26 | Сообщение # 65
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
– Доводилось ли до Вас, как сбивали, были ли разборы, комиссии? Демонстрировали ли обломки?

Все инциденты, имевшие место по охране воздушных границ, всегда подвергались разборам: с докладом обстоятельств, разбором действий обеих сторон, анализом правильности и ошибок дежурных сил.

– С точки зрения летного мастерства, иранцы как были?

Ну, я скажу, что хорошо подготовлены, очень хорошо.

– А с точки зрения духа?

Духа… Понимаете, это сразу ощущается, если он чувствует, что ты его зажимаешь, он бросает и удирает.

– И американцы так же?

Одинаково. У них одна и та же школа. Иранцы даже, может, поазартнее были. Вот драться до последнего американцы не будут, сто процентов даю, я убедился на себе.

– Скажите, а попадались такие, что аж зауважаешь?

Были некоторые. Но характерную одну особенность подчеркну. Американцы стараются бить слабых, и на этом создавать фон, что они великие, все могут. А если только его прижучишь, он сразу же думает о спасении своей шкуры. Нет патриотического чувства, как у нас. Вот у нас он может быть разгильдяй, и все такое прочее. Его ругают, но когда коснется защиты Родины, или выполнения поставленной задачи – он совсем по-другому мыслит. И уже тогда «Кузькина мать», держись!
Знаете случай, когда в Килп-Явре с боевого дежурства подняли Су-27, и Орион норвежский винтом по его хвосту рубанул? Это тоже, как говорится, немножко неподрасчитал. Он же тоже прикрывал фотоаппарат и лез туда, хотя не положено.

– Вернемся к Гудауте. Как местное население относилось?

В те времена, я скажу, что было очень хорошее отношение к нам, но у абхазов чувствовалась всегда неприязнь к грузинам,. Вот у нас было место, где своего рода пляж, и там стоял камень гранитный, большой, на котором до сих пор я помню слова: «Здесь в 1918 году абхазские большевики громили грузинских меньшевиков». Не знаю, сохранился он или нет сейчас, потому что не был там, как улетел с полком на Чукотку.
Там стоял полк на Як-28. Положено было ротацию делать раз в 3 года по медицинским рекомендациям, а они там проторчали 6 лет. Так как других полков на Як-28 не было, решили сротировать нас. Мы своим ходом летели, техников и матчасть перебросили на Ил-76 с Паневежиса, а для семей дали 3 Ту-154 с Чкаловского.

– В каком году Вы оттуда улетели?

Оттуда улетел в 1982 году в августе.

– Вас перебрасывали на Чукотку, и Вы там за сутки, если не ошибаюсь, долетели до места базирования?

Кто-то написал в интернете ошибочно. Мы в день совершали по 2 перелета, потому что мы шли навстречу солнцу, два маневра. Допустим, мы с Гудауты вылетели, в Энгельсе сели, с Энгельса взлетели, сели в районе Кустаная, и там переночевали, и опять пошли. Затем садились в районе Толмачево–Новосибирск, потом Канск, с Канска мы шли на Орловку, и с Орловки шли на Смирных. Там переночевали, перешли в Елизово, и в Елизово мы остановились на трое суток, потому что не было аэродромов.

– Открытых? Или вообще не было?

Вообще не было по радиусу досягаемости.

– Кто же так рассчитал маршрут? И в полку ведь имеется свой штурман полка, должны были как-то согласовать.

Потом мы пошли на Ключи Камчатские, а это совершенно не аэродром. Задача была поставлена, и ее надо было решать. Командующий 1-й Воздушной армией распорядился подготовить промежуточный аэродром. Подготовить его полностью не успели, а ждать было уже нельзя, зима приближалась, метеообстановка поджимала. Поэтому был получен приказ лететь через аэродром в том состоянии, в котором он находился в тот момент. Только были положены плиты, и мы там одну «сушку» подломили. Эти плиты ПАГи, в них есть технологические окна, которые заливают при подготовке аэродрома. А здесь еще этого не было сделано. В момент посадки истребителя колесо начинает мгновенно тормозить, и покрышка попадает в это технологическое окно, и срезает эту покрышку, и самолёт сразу начинает тащить.

– А посадочная под 280, или побольше?

Почему? У Су-15ТМ посадочная 320. А у простого, как мы его звали «Хаунд Дог» (это американская крылатая ракета была), у того посадочная была под 380. Идешь 400 – это минимум, а так 410, потому, что крылышки-то треугольные. У ТМ – 340, потому что были наплывы, и УПС работает, вдоль пограничного слоя закрылков уменьшало таким образом. Ну, если с нормальным весом, то на 320 садил хорошо.
И мы там самолет оставили. Дождались, когда выпал снег, потом свалили пихты, сделали салазки, вывезли его на грунтовый аэродром, расстыковали двигатели, хвост, и тремя рейсами увезли к себе в Анадырь. Там опять стыковали, шасси подогнутое заменили, и после машина работала, все нормально. Задача выполнена – мы к указанному сроку пришли, в течение 7 дней, на место.
В 1982-ом пришел на Чукотку, и я год всего был там.

– Началась Афганская эпопея в 1979. У Вас не было желания туда попасть?

Желание, как у всех военных: если ты патриот, то ты всегда стремишься туда.

– Были же эти инциденты, когда полк назначали, то сразу появлялись люди, которые уже и не хотят, и военными-то не сильно себя считают. Всегда же такие есть. Немного, но есть.

Я могу сказать больше. Все зависит от командира полка и его настроя, как он готовит летный состав. Если он «на коне», то все пойдут за ним. Когда я ушел с Марнеули, полк перевооружился на Су-17М4, и полк ушел в Афган без единого отказа, насколько я знаю, и выполнял там задачи. Мы переписывались со многими, чистая такая войсковая дружба: для меня и лейтенант, и подполковник, мой зам, все одинаковые были.

– Кстати, вот Вы на всяких командных должностях были, с самого низу до самого верху, а была ли реальная польза от замполита? Или это зависело именно от личности замполита? Или все-таки личность командира полка – самое основное?

Польза от замполита была. В ответе за боевую подготовку командир полка, а идеологическую подкованность личного состава готовил, конечно, замполит. Вот мы сейчас говорим, у нас "нет идеологии"…

– Что есть бред.

Да. А когда есть идеология, с ее курсом решить можно очень многое и в больших государственных масштабах. В этом был успех во многих вопросах Советского Союза. Ошибка коммунистической партии была в том, что она не давала свободу личности, а отсюда весь консерватив в этом вопросе, а идеологически все было построено…
Возьмите Китай, вот Дэн Сяопин свободу дал предпринимательству, начал с малого, и какой вон подъем сразу. Они же от ватников, буквально через десять лет, совсем другое положение выстроили. Надо вовремя ориентироваться, а мы зациклились в то время на «ренегатах Каутского» и прочем, изучая историю коммунистической партии Советского Союза. А в перспективе это проявилось провалом нашей государственной политики.
А так – плохо, если командира замполит подминает. Так же плохо, если командир замполита не понимает. У каждого свое место и роль.
 
Stanislav_SemiletovДата: Пятница, 26.02.2021, 16:03 | Сообщение # 66
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
– И куда Вас назначили?

В Киевский военный округ, в 17-ю Воздушную армию зам. командующего армией.

– Там атмосфера была как, на Украине?

Я скажу, что тоже тяжелая. Вы правильно поймите, кто стоял тогда у власти? Горбачев. А я Вам сказал, что он – слюнтяй. Он на вопросы политической борьбы в союзных республиках не реагировал, не брал во внимание и не брал ответственность на себя. Считал, что это должно решаться на местах. Куда кривая выведет, на то он и рассчитывал. Последний год–два в Москву шли рапорта и доклады валом, но там на них вообще не реагировали.
Такое отношение поддержало те силы, которые были скрыты на Украине. В то время «Рух» начал подниматься очень сильно – Черновил. В нашей 17-й Воздушной армии был Костя Морозов командующий, а я был замом у него. Он скатился на путь предательства присяги. Он предал, я считаю, присягу и ушел в министры обороны Украины. Причем сам говорил и писал, что это он в Москву сообщил о том, что он теперь министр Украины. А я стал командующим 17-й Воздушной армии…

– Тогда же ведь многие офицеры оказались в ситуации, когда «вчера все было хорошо, а завтра – выбирай». Сколько народу ушло, а сколько осталось, и как принималось решение? В итоге же ведь все оказались просто перед строем: вот те налево, а те вот направо.

Я Вам приведу доподлинно, что происходило. Как раз перед Новым 1992 годом, сформировалось СНГ, и во главе войск СНГ стал Шапошников. Он быстро прошел путь от главкома ВВС на министра обороны (до 4 января 1992), и перешел Главнокомандующим Объединенными Вооруженными Силами СНГ (с 14 февраля 1992). В последних числа декабря 1991, приходит от него шифртелеграмма…
Я скажу, что Шапошников сыграл очень неблаговидную роль в этом деле. Его поставил Горбачев, потому что видел, что это такой же человек, как он сам. Шапошников всегда подчеркивал:
– Я не списанный летчик. Я в душе остаюсь летчиком!
Да ты уже перешел на уровень главкома ВВС! У тебя уже совсем другие задачи, ты можешь сесть в транспортный самолет или пассажирский, допустим, в Ту-134. Летишь куда-то и ты можешь сесть порулить, если можешь, если имеешь допуск и переучен. А если нет, то и не лезь, потому что многие кончают бесславно, когда рвутся в ту область, где не научен.
Я скажу, что его позиция отрицательно сказалась на личном составе Вооруженных Сил. Он с целью, чтобы не иметь для себя "геморроя", издал эту шифровку: «Личному составу вооруженных сил на территории союзных республик, не рассчитывать, что будут приняты, если они уйдут в Россию».
Вы понимаете, это сыграло очень тяжелую моральную роль для многих, даже русских, которые находились на Украине и в других республиках. Многие оказались в ситуации, когда и хотели бы уехать, да деться было просто некуда. Вот почему, когда шло первое всеармейское совещание войск СНГ в Москве, в январе месяце, на этом совещании выступали и критиковали Шапошникова. Он заявил:
– Я покидаю пост главкома!
Как артист, уходил со сцены, а потом обратно возвращался. Здесь командующий войсками Белорусского военного округа Костенко правильно сказал:
– Вы – фазан! Распушили хвост, а ничего не делаете!
И я считаю, что если бы в то время Костенко был на уровне министра обороны, мы вот таких последствий с распадом Советского Союза не имели бы. А все велось к тому, чтобы развалить уже тогда Советский Союз. Вот как это чувствовалось в войсках, как люди восприняли.
Когда мы направлялись на первое всеармейское совещание, то мы с командующим Киевского военного округа генерал-полковником Чечеватовым прилетели на самолете в Москву. На его самолете, потому, что за командующим был закреплен самолет. А обратно улетать, Морозов нам его как министр обороны Украины не предоставил. Мы сели в попутный транспортный самолет. Когда мы прилетели на аэродром Борисполь, встречает нас начальник оперативного отдела округа и докладывает:
– Начальник штаба округа привел штаб к украинской присяге!
Генерал-полковник Чечеватов так негромко, севшим голосом говорит:
– Это пиздец! Все потеряно! Теперь все…
Он после на Дальний Восток ушел, после Киева. Рыжий такой, Рыжий Черт его звали. Я в штаб 17-й армии… А у меня начальник штаба вообще был ноль, я отправил его в госпиталь списываться, потому, что толку нет. В роли начальника штаба стал украинец, начальник оперативного отдела. Он приходит и выдаёт:
– Я по приказу министра обороны Морозова, выполнил его указания, и завтра в нашем управлении принимается присяга Украине.
Я приказываю:
– Дайте команду через полтора часа личный состав управления собрать в актовом зале.
Я к ним вышел, и сказал:
– Дорогие друзья, вы – каждый волен принимать решение, но я, лично, принимать не буду.
Потому что я считаю необходимым сохранять верность той присяге, которую ты принимал один раз. И больше на предложения не реагировал. Из 237 человек 68 не приняли присягу, в том числе и я. Если бы не шифровка Шапошникова, думаю многие другие не переприсягнули бы. Отдал я ряд указаний, сел в машину и уехал в общежитие. Я жил тогда в общежитии рядом со стадионом, где Киевское «Динамо» играло в футбол во время войны с немцами… Машину отправил, штаб-связь на телефоне. Утром выхожу, как всегда, в 7.30 – машины нет. Я позвонил, а мне говорят:
– Начальник штаба приказал машину не присылать.
Поднял руку, взял такси, приезжаю, захожу в штаб. Ко мне подскакивает дежурный по управлению:
–Товарищ генерал-майор, вас приказано в штаб не пускать.
Я спрашиваю:
– Вы кто?
– Дежурный по управлению.
– Я вас снимаю.
– Как?
– Караул!
Выскакивает начальник караула, я ему приказываю:
– Арестовать!
Арестовывают дежурного, забирают пистолет, отправили, и я прохожу дальше. Захожу в кабинет, мне начальника штаба говорит:
– Мне министр обороны приказал Вас не пускать.
Я отвечаю:
– Меня с должности никто не снимал! Я несу персональную ответственность, прошу этим руководствоваться и не говорить, что какой-то министр обороны какой-то Украины меня снял с должности. Я руководствуюсь тем, что на это должны быть соответствующие постановления, указ.
Ну, он, видать, позвонил Морозову, тот на меня вышел, мы поговорили «на ножах». Я ему высказал свою точку зрения, он мне свою. Я ему сказал:
– Пока не будет указа, никаких…
Морозов пошел к Кравчуку, а у них была договоренность с Шапошниковым, и они сварганили свой указ по Украине: меня снять с должности, так же как и сняли Чечеватова, этим же указом. Потому что Чечеватову предлагали сначала стать министром обороны Украины, а он не согласился. И вот тогда они взяли Морозова, потому, что он русский, и за его спиной много русских оставили, перевели к тому моменту с согласия Москвы части в свое подчинение по всей Украине.
Этого можно было бы раньше еще коснуться. Летом был такой момент: у нас в одной из частей произошла катастрофа самолета на разведке погоды. Купянские вылетали и с ходу резко заломили набор высоты, сорвались в штопор и тут же упали. Морозов получил соответствующий втык от Шапошникова. А на Украине у всех командующих, когда происходило заседание Верховной Рады, было определено свое место. Он сидел рядом с Черновилом. Черновил спрашивает:
– Чего ты сидишь такой хмурый?
– Да, вот Шапошников меня… Произошла катастрофа, и он сказал, снимет…
Черновил говорит:
– Брось ты на него реагировать. Если хочешь, пойдем, я сделаю протекцию, ты будешь у нас министром обороны.
И все, после этого Костя на 180 перевернулся. Вызвал меня, говорит:
– Ты, давай занимайся всеми военными вопросами в Армии, а я буду заниматься тем, что мне скажут в Верховной Раде и Кравчук.
И он всецело занялся этим. Дальше уже, когда его поставили министром обороны Украины, то тогда был приказ главкома ВВС РФ о временном исполнении, и командующим 17-й армии поставили меня. А уже впоследствии меня указом Горбачева назначили командующим 17-й Воздушной армии. Но я там недолго пробыл. После, раз я не принял присягу, был указ Кравчука «снять». Развал Советского Союза произошел шестого декабря, все сыпалось. Вот такие события.
Это время было сложное. Обстановка менялась на глазах, не всегда последовательно и логично. Например, в июне 1991 года получаю команду:
– Принять летный эшелон на Борисполь.
Выполняю, принимаю дивизию ВДВ. Морозов самоустранился, его уже ничего в делах Армии не волновало.
Прилетел Генерал Армии Варенников. Встречаю его у самолета.
– Доложите обстановку!
Докладываю.
– Где командарм?
Отвечаю.
– Засранец он, а не командующий! Едем к Кравчуку.
Сперва Варенников зашел в кабинет со связью ВЧ, куда у меня допуска не было, потом в кабинет Кравчука, где провел около 3 часов. Выходит:
– Едем на аэродром!
В машине он молчал, и только одно сказал:
– Пока летел, все изменили. Нас, блядь, предали.
Потом добавил:
– Ил-76-е заправишь и выпустишь обратно.
Стало ясно, что в Москве Горбачев опять распустил нюни, опять все пустил на самотек. И так происходило постоянно. А поскольку войска все время дергали без дела, пропала "линия партии", размывалась "вертикаль власти". Началось разложение войск на местах. Вместо наведения порядка, высшее партийное руководство начало сдавать людей и части в республиках. Причем зачастую у националистов не было ни реальных сил, ни возможностей. Власть брали глоткой.
 
Stanislav_SemiletovДата: Пятница, 26.02.2021, 16:04 | Сообщение # 67
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
– Скажите, все-таки на каком основании оставалась там техника?

Была директива, в которой прописывалось, что вся техника и части, которые остались в республиках, становятся собственностью данной республики.

– А попытки угнать?

Попытки угнать были, в частности из 24-й Воздушной армии, когда полк на Су-24, командир полка полковник Черный, организовал перелет в Шайковку. Шесть машин вырулило, взлетели, а седьмой выруливает замполит эскадрильи, украинец. Вырулил на половину полосы, поперек развернул, остальных застопорил, выключил двигатели и убежал. И все остальные не ушли. После этого «Служба безпеки» стала очень внимательно следить, прослушивать телефонные разговоры. В Бердянске у меня из учебного центра тоже готовились перегнать самолеты, но «Служба безпеки» сработала. Они что сделали: вскрыли лабораторию, где стояли аккумуляторы на подзарядке, и за ночь перед полетами все вытащили аккумуляторы и увезли, кто-то предал. А потом пропало горючее, люди посмотрели, как те, кто улетел в Россию, мыкались…

– То, что сейчас на Украине происходит, весь этот бардак, он Вам как человеку военному, который тогда смотрел на все это дело, предсказуемо было?

Предсказуемо, что именно с этим бардаком они пройдут дальше. Потому что в большинстве своем те, кто шел на руководящие посты туда, старались всех локтями…
Я вот вспоминаю, когда был я командиром дивизии, и на Дальнем Востоке в округе был командир пехотной дивизии Лопата. Потом я встречаюсь с ним в Киеве, он пришел с западной группы войск. Перевелся в Киев и занял должность начальника оперативного управления в округе, заместителем. И в последующем я смотрю: он становится начальником генерального штаба Украины, и сейчас он дает рекомендации.
А это был тот еще рвач! Я вспоминаю, как он на Верховной Раде вышел, и давай шестерить нашу военную науку, оперативно-маневренные группы, которыми планировали до Ламанша пройти, и критиковал все прочее:
– Этому будет положен конец!
То есть многие создавали имидж себе, при новой власти и старались отбросить все то, что было до этого. Только урвать.

– То есть правильно, что им не дали ядерные бомбы у себя оставить?

Да. Иначе бы взорвали давно. Эти люди не имеют ни чести, ни стыда, ни совести! И, главное, не прослеживают, к чему это может привести.

– Вот Вы остались в звании, но без должности.

Да, когда меня отстранили, я об этом указе доложил главкому. А главкомом тогда Дейнекин был. Как раз мы с ним одновременно получили назначения, его назначили вместо Шапошникова, а Шапошников стал вместо Язова. Но он мне ничего сказать не смог, части уже передали Украине. Шапошников все это активно лоббировал, а Москве было не до того.
Дейнекин меня постоянно держал в курсе событий и говорил:
– Ориентируйся по обстановке, потому, что обстановка здесь, у нас, тоже такая, что рекомендаций дать тебе никаких не могу. Надо не допустить кровопролития!
И когда меня назначали на должность командующего 17-й армией, я был в отделе ЦК, у генерал-полковника Сошникова. Он был военным представителем по всем Вооруженным Силам при ЦК КПСС. С ним я познакомился после того, как летчик моего полка Куляпин таранил самолет. И он ко мне прилетел на аэродром Гудаута, мы с ним где-то часов пять там беседовали. Он меня все спрашивал и вспоминал:
– Вот летчики совсем по-другому отзывались о Вас и жалели, что ушел из полка. Они себя более уверенно чувствовали тогда в подготовке.
И когда я перед назначением проходил отдел ЦК Сошникова, он мне тоже самое, как и Дейнекин, сказал:
– Анатолий Иванович, Вам принимать решения. Вы государственный человек, и Вам нужно подходить к этому вопросу по государственному. У Вас есть опыт и звание, Вы ориентируетесь в обстановке, Вы анализируете, Вам нести этот нелегкий крест в это время.
И я считаю, что я сделал то, что было сделать необходимо в то время. Прошло уже примерно лет восемнадцать, а мне с Луганска командир полка военно-транспортного при встрече бросил упрёк:
– А чего Вы нас бросили? Мы бы могли что-то сделать.
Я ответил так:
– По той обстановке, мы уже исправить ничего не могли, потому что колесо уже было раскручено, и если попасть под это колесо – только раздавит и все.
Там уже силы были не равные. Это было политическим руководством спущено на тормозах, Горбачевым, для того, чтобы силы из Западной Украины пришли к власти. И они взяли этот реванш. А нас, по большому счету, просто бросили на произвол судьбы. Представьте: офицер Российской армии поднимает авиачасть с территории независимой Украины! При этом Россия тогда была абсолютно не готова поддержать нас. Это бунт, который начали бы подавлять силой, а это уже гражданская война... Только ни границ, ни юридической составляющей, как в 2013 году, тогда не было. И кровь бы потекла по всей России.

– Как Вы считаете, если бы со стороны высшего командования и политического руководства РФ была хоть какая-то поддержка тем частям, которые в массе не хотели присягать Украине, что бы случилось?

Не знаю. Все делалось наоборот. В Киеве активно работал Рух, переманивая более–менее видных людей, активно промывали мозги особенно русскому населению, чтоб не возникали. Из центра шли ничем не подкрепленные декларации, от разных источников шли противоречивые указания, которые не имели никакой привязки к реалиям, и выполнение которых приводило к еще большему бардаку. СНГ представлялось руководством как новая, более высокая форма СССР. При этом те, кто выступал против, предупреждая о возможном будущем развале, получали по шапке.

– Что с Вами происходило после того, как Вас сняли?

Я, когда доложил обо всем, продолжал оставаться в Киеве без должности. Был прессинг на меня со службы СБУ, но я из-под него достойно вышел. Были сложности с выездом в Россию. Мне втихаря сообщили:
– Борт пришел из Польши, вывозил личный состав, и обратно должен идти в Москву.
И я вот на этот борт и «ухожу в Москву». Я спокойно приехал на своей машине со своим шофером, который возил меня, он забрал машину мою личную, а я сел в этот борт и улетел в Москву. И там нас было, на этом борту, еще пятеро человек – генералов, которые не приняли присягу Украине. Мы прилетели…

– А вас не ждут?

Нет, нас ждали, наоборот. Тут же, вечером, состоялся военный совет ВВС, и меня военный совет предложил на должность командующего 4-й Воздушной армии в Польшу…
 
Stanislav_SemiletovДата: Четверг, 08.04.2021, 14:23 | Сообщение # 68
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Интересная статья: 
СОВЕТСКАЯ ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ НА КАВКАЗЕ В ГОДЫ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» В. В. КУШНЕРЕВ
 
Форум » Аэродром Сандар и Марнеульский гарнизон » Аэродром Сандар и Марнеульский гарнизон » Внеси свой вклад в летопись боевой истории полка (Обсуждаем летопись боевой истории полка)
  • Страница 5 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Поиск:

Создать бесплатный сайт с uCoz