Суббота, 20.04.2024, 17:07
166-й гвардейский Краснознаменный авиаполк

Аэродром Сандар (Марнеули)

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 3 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Форум » Аэродром Сандар и Марнеульский гарнизон » Аэродром Сандар и Марнеульский гарнизон » Внеси свой вклад в летопись боевой истории полка (Обсуждаем летопись боевой истории полка)
Внеси свой вклад в летопись боевой истории полка
Stanislav_SemiletovДата: Понедельник, 17.10.2011, 00:42 | Сообщение # 31
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Очень интересный документ:

http://sandar.ucoz.ru/photo/93-0-2187-3



http://sandar.ucoz.ru/photo/93-0-2186-3

 
Stanislav_SemiletovДата: Пятница, 10.02.2012, 00:02 | Сообщение # 32
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Из воспоминаний летчика полковника Москвича Георгия Ефимовича
http://avvakul.ru/forum/viewtopic.php?f=5&t=1806

К началу войны мне было около шести лет.
Моему поколению досталась трудная доля
"детей войны". Свои воспоминания о военном
времени я уже как-то размещал на сайте.
Думаю, что будет уместным сделать это и сегодня,
в день 70-летия начала Великой Отечественной
войны.

Мои воспоминания о Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
Начало войны застало нашу семью в с. Калинино Армянской ССР. Наша семья (отец, мать, бабушка по материнской линии, мой старший брат Виталий и я) попала в эту местность в 1938 году
Сначала несколько слов о местности, где мы жили. Село Калинино (до революции Воронцовка) расположено в центре Лорийского плоскогорья у границы с Грузией. Оно являлось административным центром нескольких русских поселений (с. Саратовка, с. Привольное и др.), в которых проживали молокане.
...
Высота Лорийского плоскогорья над уровнем моря 1500 м. Это своеобразное блюдо на местности диаметром примерно 30-40км., обрамленное горами. Благодаря такому рельефу рядом с селом был оборудован полевой аэродром военной авиации.
...
К слову сказать, в первый послевоенный год аэродром с. Калинино активно эксплуатировался военной авиацией. Летом в течение 2-х месяцев на нем базировались полк самолетов Ли-2 и полк легендарных штурмовиков Ил-2.



 
Stanislav_SemiletovДата: Пятница, 10.02.2012, 00:05 | Сообщение # 33
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Занимаясь историей полка, меня все время мучал вопрос: откуда и как появилось название аэродрома «Сандар»?
Копая интернет, изучая историю и анализируя старые карты, документы и прочую информацию, сделал небольшое «открытие»: мне вот только теперь удалось разобраться и стало понятно, откуда взялось название нашего аэродрома «Сандар»!

То, что аэродром стал называться от названия ж/д станции Сандар, это как бы понятно и известно. Неясно, откуда взялся этот топоним, его происхождение и что он означает?
Ни сами грузины, ни марнеульские азербайджанцы внятно не могли объяснить происхождение этого топонима.

Маленький экскурс в историю региона Борчало (Квемо Картли), на который помимо Грузии (в состав которой вошла северная часть Борчало), имеют притязания Аэербайджан и Армения (в состав которой вошла южная часть Борчало).

После завершения русско-турецкой войны 1877-1878 гг России и вторичного взятия крепости Эрзурум России окончательно отошли Карс и Аджария.
Для закрепления, защиты, освоения и развития этих территорий Император Александр II начал строить железную дорогу Тифлис - Ахтала - Алаверди - Караклис (Кировокан - Ванадзор) - Аммамлу (Спитак) - Александрополь (Кумайри - Гюмри - Ленинакан и опять Гюмри). После продолжительных проектных и изыскательских работ дорога началась строится в 1895 году и в 1899 году была сдана в эксплуатацию. Дорога проходила по территории Борчалинского уезда Тифлиской губернии.

В районе пересечения реки железной дороги речки Алгетки перед мостом была заложена разъездная станция. В то время среди ближайших населенных пунктов, что располагались рядом были старинные азербайджанские (как тогда называли - татарские) села чуть выше по левому берегу село Джандари и чуть ниже и дальше по правой стороне берега село Сарван. Джандари или по азербайджански Джандар, располагались за горкой на другом берегу Алгетки (в прогулках на "Семь деревьев" по другую сторону реки мы проходили мимо него).
Надо отметить, что центром Борчалинского уезда Тифлиской Губернии было армянское село Шулаверы, которое в советское время было переименовано в Шаумян (Шаумяни) и сохранило это название по настоящее время (при этом это село надо не путать со станцией Шулаверы и прилегающего к ней селения, существующее в настоящее время).

Тут нужно сделать опять небольшое отступление в историю края для понимания:
С наступлением советской власти, а также в связи с результатами грузино-армянской войны в декабре 1918-го года (до советской власти) и отчаянными боями грузинской и армянской армии под Шулаверами (Шаумяни) и Екатириненфельдом (Болниси) между Грузией и Арменией граница поменялась (южная горная часть Борчалинского уезда - русло реки Борчало, которая стала ныне называться Дебед, и Лори отошло Армении). Соответственно, поменялось и административное деление. Появился Борчалинский район с райцентром уже в Сарване, который постепенно с начала в обиходе, а потом и официально где-то с послевоенных времен стал называться Борчало и с 1947 года стал Марнеули.

Собирая и изучая разные карты, старинные и современные, меня все время сбивал с толку топоним Сандар/Candar/Sandar. Так вот, мое как бы открытие заключается в том, что когда строилась железная дорога, станцию назвали Сандар по имени близлежащего села Джандари! Дело в том, что село азербайджанское и до советской власти алфавит и письменность велась на латинице (как в Турции) и в таком их алфавите буква "С" читается как "ДЖ". Соответственно "Джандар" на тюрском пишется как "Candar". Как я полагаю, поскольку дорогу проектировали и строили русские, то на турецких картах (а их много попало нам во время русско-турецких войн 1829-1830, 1877-1878 гг) село было прописано как "Candar". Вот оттуда наши предки прочитали и написали название станции уже по русски - станция Сандар! И все сразу встало на место.

Топоним Джандар/Candar достаточно распространен. В Грузии (все достаточно рядом с Марнеули) есть еще два населенных пункта и одно озеро (под Гардабани) с одноименным названием Джандар. Джандар в переводе с персидского может означать: оруженосец, телохранитель; дружина дворцовой стражи правителя и ее солдаты. Жандарм и жандармерия, думаю, тоже от сюда вышло.
Судя по тому, что все эти населенные пункты стоят на древних дорогах шелкового пути и рядом есть древние крепости, то это, думаю, как то связано с выполнением их жителями охраной функции крепостей и защиты проходящих торговых караванов.

Если посмотреть еще дальше в историю, то можно увидеть, что Сарван (Марнеули) находился и находится на перекрестке древних дорог, сформировавшихся еще со времен Великого шелкового пути и много раньше великих морских географических открытий.
В Сарване сходились пути и дороги:
- На север шла дорога на большой Кавказский перевал (будущая военно-грузинская дорога) в русские княжества;
- На юг через Шулаверы (Шаумян) древняя кратчайшая дорога в Персию, Римскую империю и Византию;
- На запад через Агдара (Екатерининфельд, Люксембург, Болниси), Башкичет (Дманиси), Бармаксыз (Гуниа-Кала, Цалка) и через Джавахк к понтийским грекам и их портам на Черном море Батом (Батуми), Понти (Поти), Сухумкала (Сухум) и далее в Тьмутаракань (Кубань);
- На восток шла дорога из Мцхет (древняя столица Грузии) через Коды, Сандар и далее по правому берегу Алгетки до древнего Красного моста через речку Храм в сторону Каспия, Ширвани (Апшерон) и на север к Дербенту и Махачкале - Волге или на юг, огибая Каспий, далее в Китай (т.е не прямо вдоль Куры дорога шла, а именно через Сарван и далее на Красный мост).
Была еще пятая радиальная дорога так сказать местного значения на Акбулаг (Белый ключ, Тетри Цкаро).
И, наконец, в советское время была «отстроена» еще одна уже шестая радиальная дорога на восток вдоль по левому берегу Алгетки до совхоза Алгети, что на шоссе Рустави – Казах (эта дорога вроде как и сейчас в том же состоянии).

Именно поэтому в Марнеули, можно сказать, от центральной площади, где были главные ворота КПП старого городка, радиально расходились все эти дороги.

Тут нужно сделать опять небольшое отступление в историю и добавить:
В первую мировую войну на Кавказком фронте и в регионе впервые появилась и применялась авиация.
Именно с тех времен в Сарване (Марнеули) появилась авиация и аэродром Сандар, как место сборки и облета сгруженных самолетов с платформы станции Сандар.
После революции 1917 г. в Грузии бурно развивались события.
В мае 1918 года, несмотря на то, что территория Борчало оспаривалась Азербайджаном и Арменией, была заявлена в своем составе Грузинской Демократической Республикой.
В Сарване на аэродроме Сандар базировалась авиация сначала немецкого, а потом и английского экспедиционного корпуса. В декабре 1918 года немецкие войска ушли из Закавказья, а на их место вошли английские части, которые оставались в регионе до июля 1920 года.

В декабре 1918 г. когда из-за спорных территорий Борчало разыгралась Грузино-Армянская война и развернулись боевые действия и сражения в предместьях Шулавер – Садахло и в районе Екатриненфельда (Болниси, где компактно проживали немцы-швабы).
Что интересно уже тогда с аэродрома Сандар несколько самолетов авиации на стороне Грузинской армии летали бомбить позиции армян под Садахло, Шулаверы (Шаумяни) и Екатериненфельд (Болниси)
 
Stanislav_SemiletovДата: Воскресенье, 19.02.2012, 23:42 | Сообщение # 34
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Вышла очередная книга Марка Солонина "Другая хронология катастрофы 1941. Падение «сталинских соколов"

http://fictionbook.ru/author....?page=1

Вот как он описывает действия ВВС ПрибОВО и как 241-й ШАП выглядел на фоне других полков ВВС ПрибОВО в первые дни войны:

7-я САД

Истребительные силы 7-й авиадивизии были значительно слабее, нежели в соседней 8-й САД. По сути дела, в дивизии не было ни одной полноценной истребительной части: 238-й ИАП и 241-й ШАП находились в стадии формирования, а «старый» кадровый 10-й ИАП был оснащен устаревшими И-16 одной из самых первых (1935 г.) модификаций (тип 5 с мотором М-25 и двумя пулеметами) и до начала войны еще не успел завершить перевооружение на МиГ-3 (всего полк получил 23 «мига»). Довольно странным было и распределение летного состава: в 238-м ИАП, имевшем на своем вооружении 30 И-153 (не самый современный для лета 41-го года истребитель, но все же превосходящий допотопный И-16 тип 5), числилось всего 9 «летчиков, могущих выполнять боевые задачи», зато в 10-м ИАП, наполовину безоружном, было собрано по меньшей мере 50 (по другому документу – 66) летчиков. (97)

Формирующийся 241-й ШАП (командир – майор Обухов), как и большинство других «шапов» советских ВВС, был вооружен устаревшими истребителями-бипланами И-15бис, каковых до начала войны полк успел получить в количестве 27 штук. Летчиков было и того меньше – 15. Однако именно 241-й ШАП, как «стойкий оловянный солдатик», дольше всех прочих частей 7-й САД сохранял некоторую (порой – избыточную, о чем будет сказано далее) боеспособность. В первый день войны 241-й ШАП не потерял ни одного (!) самолета – ни в воздухе, ни на земле:

«Оперсводка № 1 штаб 241 ШАП, г. Елгава, к 14.00 22.6.41 г.

1. С 4.00 полк в готовности № 2 в составе 15 экипажей и 27 самолетов И-15бис.

2. К 11.20 произведено 13 самолето-вылетов на прикрытие 31 БАП (бомбардировочный полк 6-й САД, базировавшийся на том же аэродроме; судя по всему, составитель оперсводки имел в виду «прикрыть взлет», а вовсе не сопровождение бомбардировщиков. – М.С.). В 13.20 произведено 9 самолето-вылетов на прикрытие посадки 31 БАП.

3. Полк в готовности № 2 с 16.00.

Начальник штаба 241 ШАП капитан Кузьмин». (98)

В итоговой сводке штаба 7-й САД за 22 июня 1941 г. в столбце 241-й ШАП стоят прочерки по всем категориям безвозвратных и временных потерь; к исходу дня в полку по-прежнему 27 боевых самолетов и 15 экипажей. (50)

Правды ради надо отметить, что аэродром Митава (Елгава), расположенный на большом удалении (170 км) от границы, утром и днем 22 июня не подвергался сколь-нибудь сильному воздействию авиации противника, а уже во второй половине дня 241-й ШАП был по приказу командующего ВВС фронта перебазирован еще дальше – на аэродром Румбула (20 км к юго-востоку от Риги). (99) С этой площадки полк действовал в течение нескольких дней, прикрывая с воздуха столицу Латвии и выполняя разведку и патрулирование в интересах наземных войск:

«Оперсводка № 2 штаба 7 САД, лес 8 км южнее Елгава, к 7.00 24.6.41 г.

...2. 241 ШАП в период всего дня 23.6.41 в составе 13 экипажей на самолетах И-15бис действовал по прикрытию пунктов Гулбене, Рига. Произведено 59 самолето-вылетов (т.е. порядка четыре на одного летчика. – М.С.). Встреч с самолетами противника не было. Самолеты в воздух вызывались беспорядочно: по приказу штаба ВВС и 6 САД, оперативного дежурного и т.д. Имел место случай, когда по собственной инициативе всем составом самолетов атаковали свои СБ, в результате один СБ сел на брюхо...» (100)

К концу дня (оперсводка штаба полка № 05 к 22.00) 24 июня в полку все еще числилось 23 исправных самолета, а число боеготовых экипажей даже выросло (вероятно, за счет введения в строй молодых летчиков) с 15 до 17 человек. (101) Если верить составленному во второй половине июля (после вывода остатков частей 7-й САД в глубокий тыл) отчету штаба дивизии, 241-й ШАП за время боевых действий выполнил 229 самолето-вылетов, т.е. больше, чем два других истребительных полка, вместе взятые (10-й ИАП – 132 вылета, 238-й ИАП – 39 вылетов). (102). При этом потери полка, вооруженного безнадежно устаревшими (без всяких кавычек) бипланами, оказались рекордно низкими – если у всех прочих частей 7-й САД потери исчисляются десятками, то в 241-м ШАП потеряно: 3 самолета в воздушном бою, 2 уничтожено противником на аэродроме, 3 уничтожены при отступлении. (103)


238-й ИАП начало войны застало на аэродроме Паневежис. Эта точка, в районе которой кроме формирующегося истребительного полка базировались 9-й БАП, штаб ВВС фронта (а в лесу у Паневежиса – и штаб СЗФ), начиная с раннего утра 22 июня подверглась неоднократным ударам немецкой авиации. Поскольку ни до, ни после начала боевых действий командование дивизии не озаботилось перераспределением имеющегося в наличии летного состава, две трети «чаек» 238-го ИАП простояли на земле «мертвым грузом» (к концу дня это расхожее выражение приобрело особо мрачный смысл). Не многим смогли изменить ситуацию и 9 боеготовых летчиков-истребителей полка, выполнившие – если верить докладу штаба дивизии – 23 боевых вылета. Немцы без потерь отбомбились по аэродрому Паневежис, уничтожив и повредив 16 бомбардировщиков 9-го БАП. При этом сам 238-й ИАП потерял один И-153 в воздушном бою, 3 «чайки» были поломаны при посадке, от воздействия противника на земле было уничтожено 3 и повреждено 12 истребителей. (50)

Во второй половине дня полк (точнее говоря, его остатки в количестве 6 самолетов) перебазировался на аэродром Скварбай, при этом все поврежденные «чайки» навсегда остались на аэродроме Паневежис; судя по арифметике, там же было брошено и порядка 5 исправных И-153. После перебазирования в Скварбай полк теряет (возможно, здесь были бы уместны кавычки) связь со штабом дивизии; номинально 238-й ИАП был передан «в оперативное подчинение 9-му БАП», который к вечеру 22 июня находился на том же аэродроме. (100) В 2 часа ночи 23 июня командир 7-й САД, который к тому времени переместился вместе со своим штабом из Шауляя в Митаву, передает (причем весьма странным способом, через «рижский штаб» ВВС фронта) следующий приказ: «9 БАП двумя «девятками» с рассветом 23.6.41 г. уничтожает авиацию противника на аэродромах Инстербург, Гумбинен. Прикрывает 238 ИАП». (104)
 
Stanislav_SemiletovДата: Воскресенье, 19.02.2012, 23:43 | Сообщение # 35
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Не говоря уже о том, что наличных сил 238-го ИАП едва ли хватило бы на прикрытие двух девяток бомбардировщиков, расстояние в 250 км от Скварбая до Инстербурга делало практически (именно практически, исходя из реальности использования истребителей И-153 в советских ВВС) невозможным сопровождение бомбардировщиков «чайками». Впрочем, насколько можно судить по имеющимся обрывкам информации, этот приказ в 238-м ИАП даже и не пытались выполнить. В дальнейшем в оперативных сводках 7-й САД исчезают последние упоминания о боевых действиях 238-го ИАП. К 7.00 25 июня в полку якобы остается всего один исправный И-153, однако на следующий день все 6 «чаек» 238-го ИАП покидают Литву и перелетают на аэродром Бигосово. (105)

10-й ИАП (командир – майор Деревнин) накануне войны был рассредоточен на двух аэродромах: Шауляй (базовый аэродром полка) и Немакщяй. О количестве и боеготовности «мигов» полка существуют различные сведения. Если, по довоенным сведениям, на 1 июня 1941 г. в 10-м ИАП числилось 23 МиГ-3, причем все они считались исправными, то в составленном уже после разгрома дивизии докладе командира 7-й САД общее число «мигов» сокращается до 20, из них 10 объявлены неисправными! (25), (106)

Оперсводка № 01 штаба 10-го ИАП от 13.00 22 июня рисует картину ожесточенного сражения в воздухе:

«В 4.20 девять истребителей противника Ме-109 атаковали аэродром Шауляй, обстреляли здание аэроуправления и южную опушку леса в районе лагеря... Всего противник произвел небольшими группами (2—6 самолетов) бомбардировщиков 8 налетов с общим количеством 42 самолета и 2 налета истребителей в количестве 15 самолетов. На аэродром Шауляй сброшено 30—32 бомбы. Аэродром не поврежден (подчеркнуто мной.– М.С.)...» (107)

Сразу же отметим некую странность в цифрах: 42 немецких бомбардировщика сбросили 32 бомбы? Что-то здесь не сходится, и я думаю, что воронки от бомб пересчитать все же проще, нежели невесомые следы от пролетевших в воздухе самолетов; если мое предположение верно, то аэродром в Шауляе бомбило не 42, а раз в десять меньшее число самолетов противника... Как бы то ни было, но «потери матчасти», перечисленные в Оперсводке № 01, не содержат никаких упоминаний о поврежденных или уничтоженных на земле самолетах 10-го ИАП. Всего к 13.00 в полку было выведено из строя 5 (пять) истребителей И-16: один сбит в воздушном бою, один сел на вынужденную посадку в районе Россиены, один разбит в аварии и два «имеют мелкие поломки». Вот и все. Ни один из 10 (или 23) исправных «мигов» не получил даже «мелких поломок».

При этом – если верить все той же оперсводке № 01 – летчики 10-го ИАП действовали очень активно: за 8,5 часа полк выполнил 91 самолето-вылет (в среднем три на один исправный самолет!) и провел 12—18 (так в тексте) воздушных боев. Безвозвратных потерь летного состава нет вовсе (пилот сбитого в воздушном бою «ишака» благополучно приземлился на парашюте на нашей территории). Да, ни одного вражеского самолета сбить не удалось (даже на бумаге), но учитывая состав вооружения 10-го ИАП, да и нервозную обстановку первых часов войны, это обстоятельство едва ли стоит ставить кому-то в упрек.

Все самое удивительное начинается потом. Уже вечером 22 июня в итоговой сводке штаба 7-й САД появляются 8 самолетов 10-го ИАП (тип не указан), «уничтоженных на земле безвозвратно»; сам же полк покинул аэродром в Шауляе (тот самый, который «не поврежден») и уже переместился в Платоне. (108) К шести часам вечера 23 июня (Оперсводка № 2 штаба 7-й САД) 10-й ИАП оказался в Риге, т.е. за полторы сотни километров от зоны боевых действий, при этом штаб дивизии находился даже несколько ближе к фронту, в лесу в 8 км южнее Митавы, и «связи по телефону, телеграфу с частями не имел». (109) Возможно, именно вследствие отсутствия связи штаб ВВС фронта комбрига Крупина в тот же самый час (Оперсводка № 05 к 18.00 23.6.41) предполагал, что 10-й ИАП все еще находится в Платоне, и даже поставил задачу перебазировать полк назад, ближе к фронту – на аэродром Шауляй! (110)

Ничего подобного, однако, не произошло, и полк, почему-то съежившийся до размеров одного звена, остался в Риге. В Оперсводке № 3 штаба 7-й САД от 17.00 24 июня читаем: «10 ИАП 24.6. произвел 3 самолето-вылета на разведку в районе Шилале, Вайгуба. Базируется на аэродроме Рига». (111) Оперсводка № 03 штаба 10-го ИАП от 17.00 25 июня также составлена в Риге. В документе сказано, что «32 подготовленных летчика и 34 молодых летчика не имеют самолетов», а полк в течение дня тремя И-16 произвел 6 самолето-вылетов. (112) О том, что три дня назад в полку было два десятка новейших «мигов», уж нет ни слова. Можно, конечно, предположить, что их уничтожил противник очередным налетом на очередной заснувший аэродром, но в оперсводке ничего подобного не видно. Напротив, «противник произвел 3 ночных налета на аэродром Рига группами по 3 самолета; матчасть при бомбардировке не пострадала, потерь в личном составе нет...».
 
Stanislav_SemiletovДата: Пятница, 09.05.2014, 01:56 | Сообщение # 36
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
В Базе данных "Мемориал" обнаружил новые интересные документы и новые фамилии в скорбный список невернувшихся с боевого задания летчиков полка.
Это л-т Гладенко Дмитрий Антонович и мл. л-т Гусев. Александр Максимович
14.09.1941 года лейтенант Гладенко погиб смертью героя, направив свой ИЛ-2 в цель - переправу противника, надо пологать, со скоплением живой силы и техники на переправе противника!
14.09.1941 года мл. лейтенант Гусев погиб на территории противника при выполнении боевого задания







 
Stanislav_SemiletovДата: Среда, 21.01.2015, 18:42 | Сообщение # 37
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
В середине в первом ряду комполка Войтекайтес А.Н.

 
cdaivutisДата: Среда, 21.01.2015, 21:39 | Сообщение # 38
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 6
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Войтекайтес, ну совсем литовская фамилия. Может он литовец был?
 
Stanislav_SemiletovДата: Четверг, 22.01.2015, 01:09 | Сообщение # 39
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Русский. Возможно корни литовские, сам он родом из Оренбурга.

 
Stanislav_SemiletovДата: Суббота, 07.02.2015, 21:04 | Сообщение # 40
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
На форуме сайта http://forums.airforce.ru наткнулся на такую вот интересную информацию о том, что незадолго до распада СССР (а может и после) имел место факт перелета СУ15ТМ, борт №23 из Марнеули в Краматорск. Есть и снимки этого борта. В надписи под снимком указывается, что борт из Вазиани, но на форуме поправляют, что на самом деле из Марнеули. И это похоже действительно так, в Вазиани СУ-15-х сроду никогда не было.
Кто-нибудь может рассказать об этом факте более подробно?

Известно, что организованно в Россию перегнали все борты транспортников 359-й ОТАЭ.
До настоящего времени считалось, что (в виду нецелесообразности организации перегона было принято решение оставить) все имеющиеся СУ-15 по наличию передали Грузии благо все эти борты были собраны с миру по нитке со всего СССР и в к 1993 году имели практически выработанный ресурс (это после того, как в конце 80-х годов сформировали 19-ю армию ПВО и наш полк вновь передали в ПВО). Грузины их быстро оприходовали и нашли применение, пустив на металлолом и драг металлы.



 
Stanislav_SemiletovДата: Воскресенье, 08.02.2015, 21:18 | Сообщение # 41
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Вот еще сохранившийся борт №40 СУ-15ТМ, один из тех, что оставили в Марнеули в начале 1993 года при расформировании полка (

Стоит около военкомата в городе Тержола, Грузия, Имеретия





 
Stanislav_SemiletovДата: Пятница, 01.05.2015, 18:57 | Сообщение # 42
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
241-й шап, 1942-й год.
Какая фотография, какие лица!

 
Stanislav_SemiletovДата: Суббота, 02.05.2015, 00:25 | Сообщение # 43
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Копаясь в базе данных Подвиг народа, нашел Наградные листы, подписанные Фоминым Евгением Александровичем в должности командира полка.
То есть получается, что в июле 1945 года наградные листы подписывал командир 166-го авиаполка полка Герой Советского Союза гвардии майор Фомин Е.А. 

Наградной лист Ковальчука Д.В.



Но тут есть нестыковка с наградным удостоверением Соболеву, подписанным много позже командиром полка Волйтекайтесом 25 марта 1946 г.

 
Stanislav_SemiletovДата: Вторник, 05.05.2015, 01:48 | Сообщение # 44
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Встает вопрос, как оно было в реальности?
Это уже непервая такая нестыковка.
С самим Войтекайтесом точно такая же история.
Из наградных документов следует, что с августа 1943г капитан Войтекайтес был ВРИД комполка, затем с октября по декабрь 1943г наградные документы идут за подписью Войтекайтеса как командира полка. Но, в  феврале и по август 1944-го документы подписаны снова командиром полка Сыченко П.Ф., а с сентября 1944 наградные документы идут снова за подписью командира полка Войтекайтеса.
Мое объяснение последнего, скорее всего с августа 1943г и по август 1944г Войтекайтес был заместителем командира полка. Видимо все это связано с каким то серьезным заболеванием Сыченко, которая не позволила ему руководить 241-м шап с полной отдачей. Вероятно именно по этой причине он перешел на должность командира 118-го окрап
 
Stanislav_SemiletovДата: Пятница, 15.05.2015, 19:04 | Сообщение # 45
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Во время одного из мониторинга интернета попалась во внимание биография ГСС капитана Богданова Виктора Ивановича. Данные из его биографии проливают свет на историю полка в послевоенные сороковые годы. В частности, подтверждается, что перед тем как полк в 1954-м году перебазировался в Марнеули на аэродром Сандар, полк базировался на аэродроме в Кутаиси!

Герой Советского Союза капитан Богданов Виктор Иванович – заместитель командира и штурман эскадрильи 828-го штурмового авиационного полка (260-я шад, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), участник Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве.



Богданов В.И. родился 17 января 1918 года в городе Сольцы ныне Новгородской области в
семье рабочего. Русский. Окончил 2 курса Ленинградского механического техникума. В армии с 1936 года. Окончил Энгельсское военное авиационное училище лётчиков в 1940 году. С 1940 года лётчик инструктор в аэроклубе города Черногорск Хакасской автономной области Красноярского края. С 1941 года инструктор 169-го запасного авиационного полка, затем в Воронежской авиационной школе пилотов. Член ВКП(б) с 1940 года.
В действующей армии – с февраля 1943 года. Воевал на Карельском, с ноября 1944 на
2-м Белорусском фронтах.
За время Великой Отечественной войны В.И.Богданов 36 раз водил группы штурмовиков в бой. Все задания командования выполнял образцово.
Участвовал в 8 воздушных боях с немецкими истребителями, где благодаря высокому мастерству и стойкости в бою одерживал победы над врагом. Выполняя боевые задания командования, капитан В.И.Богданов как опытный летчик штурмовик на поле боя учил и закалял летный состав. С января 1945 года исполнял обязанности командира эскадрильи.

Капитан Богданов В.И. за время войны  совершил 102 успешных боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку живой силы и техники противника на самолёте Ил-2.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за отличное выполнение заданий командования, проявленные при этом мужество и отвагу капитану Богданову Виктору Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали

«Золотая Звезда». Награждён также двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й  и 2-й степеней, медалями.

После окончания войны В.И. Богданов продолжал службу в 166-м Гвардейском штурмовом авиационном полку,  ЗакВО.

7 апреля 1948 года капитан Богданов проверял лётный состав на готовность действий в составе группы ИЛ-10. Он находился в головном самолёте. Внезапно у его самолёта отказал двигатель. Капитан Богданов мог воспользоваться парашютом, но под крылом самолета лежал город. Богданов приказал остальным экипажам следовать на аэродром, а сам стал уводить ИЛ-10 от города в сторону гор, предотвращая падение ИЛ-10 на город. Затем он попытался посадить самолёт «на брюхо» на небольшую каменистую площадку, оказавшуюся под ним. Самолёт прополз по камням небольшое расстояние и с высокой скоростью врезался в огромный валун, оказавшийся на его пути. Когда к самолету подбежали люди, летчик был уже мёртв.

Похоронен в городе Кутаиси (Грузия). В сквере, носящем его имя, был установлен бюст Героя.
 
Форум » Аэродром Сандар и Марнеульский гарнизон » Аэродром Сандар и Марнеульский гарнизон » Внеси свой вклад в летопись боевой истории полка (Обсуждаем летопись боевой истории полка)
  • Страница 3 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Поиск:

Создать бесплатный сайт с uCoz